Празднование иконе Рождества Пресвятой Богородицы Лукиановской

Празднование иконе Рождества Пресвятой Богородицы Лукиановской
Фрагмент из книги по истории Лукиановской обители о чудотворной иконе Рождества Пресвятой Богородицы "Лукиановской"

Богатая духовными событиями история Лукиановой пустыни начинается с 1594 года.

В тихое правление царя Феодора Иоанновича, в селе Игнатьево, неподалеку от Александровой слободы, по прошению некоего иерея Григория, царским повелением и по благословению патриарха Иова, в 1594 году был построен деревянный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. И простерла тогда Божия Матерь Свой дивный Покров и особое благоволение над этим местом.

Однажды священник Григорий, войдя в церковь, обнаружил, что чтимая храмовая икона пропала. Самые тщательные поиски святыни не принесли результата. Спустя несколько дней один из жителей села, по преданию – пастух сельского стада, обнаружил исчезнувшую икону в трех верстах отстоящем от села месте, слывшем у местных жителей под именем Псковитино Раменье, близ болота, именуемого Богородицким, в чаще дремучего векового леса, «стоящую о себе, на воздусе». Икона была возвращена в храм, но через короткое время все повторилось снова. Тогда священник обратился к Патриарху Московскому Иову с прошением благословить перенесение храма на место чудесного явления иконы. Благословение было дано, и храм был перенесен, а на месте прежней церкви в селе Игнатьево была поставлена часовня (ныне на этом месте стоит памятный крест). Священник Григорий переселился туда же и жил в Псковитином Раменье до Смутного времени начала 17 века, после чего скрылся, и более о нем ничего не известно.

В Смутное время Александрова слобода была опорным пунктом русских освободительных войск под командованием выдающегося полководца Михаила Васильевича Скопина-Шуйского и по этой причине неоднократно подвергалась особо жестоким и варварским нападениям польско-литовских захватчиков. Многие окрестные селения были буквально выжжены и стерты с лица земли. Пострадало в то время и древнее село Игнатьево (оно возродилось вместе с Лукиановой обителью, но в 70-е годы 20 века окончательно исчезло с лица земли). Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы был разграблен и запустел на тридцать лет. Крыша на нем прогнила и обвалилась, многие иконы «облиняли», только чудотворный образ Рождества Пресвятой Богородицы да запрестольный образ Пресвятой Богородицы Смоленской Одигитрии сохранились неповрежденными.

Но Промыслом Божиим готовилось для пустыни и светлое, благодатное время. В середине 17 столетия на этом месте преподобным Лукианом была основана монашеская обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы, впоследствии названная Лукиановой пустынью.

Особую известность икона Рождества Пресвятой Богородицы приобрела в 1771 году, в настоятельство строителя иеромонаха Иоанникия (1768-1771), когда над Россией, как гром среди ясного неба, как попущенная Божиим Промыслом «встряска», пронеслось страшное моровое поветрие. Ужасающие многочисленные жертвы, которые оно принесло, заставили русский народ обратиться со всем усердием к Богу и Его Пречистой Матери с мольбой об избавлении от постигшей напасти. Повсюду учреждались крестные ходы с чудотворными иконами, которые обносили вокруг городов и весей; историей засвидетельствовано множество случаев, когда после подобного всенародного моления грозная опасность отступала. Так было и в городе Александрове. После совершенного вокруг города в 6-ю неделю по Пасхе крестного хода с чудотворной иконой Рождества Пресвятой Богородицы из Лукиановой пустыни, чума отступила.

Такой крестный ход был впервые совершен еще преподобным Лукианом в 1654 году; тогда икона Богоматери тоже спасла жителей Александровой Слободы от подобного морового поветрия, когда преподобный принес ее для освящения Успенской церкви в учрежденной им слободской женской иноческой обители. Позже стало обязательной священной традицией ежегодно совершать крестный ход с иконой в шестое воскресенье от первого дня Пасхи. Этот завет основателя обеих обителей ежегодно неукоснительно исполнялся и совершался в августе на праздник Успения Пресвятой Богородицы. Теперь же смертельная опасность заставила перенести его на время после Пасхи, и с тех пор он стал совершаться ежегодно в это время.

Со временем, составился и чин этого крестного хода, который наиболее полно описывает краевед Н. С. Стромилов в своем исследовании истории Лукиановой пустыни 1875 года.

«Чин крестного хода следующий: в субботу пятой седмицы по Пасхе игумения Успенской обители через посланную казначею или благочинную просит настоятеля Лукиановой пустыни отпустить икону Рождества Пресвятой Богородицы для посещения Александровского Успенского девичьего монастыря; со стороны строителя той пустыни всегда бывает на то согласие. К сему известному всем празднику бывает большое стечение народа из окольных сел и деревень верст за 50, даже из ближних городов Переславля Залесского и Троицко-Сергиева посада. Часть усердствующих богомольцев слушает в Успенской обители всенощную, а другие идут в Лукианову пустынь поклониться иконе Рождества Богородицы и там, в субботу слушают всенощную, а в воскресенье раннюю обедню, после которой, в сопровождении настоятеля и богомольцев начинается шествие иконы из Лукиановой пустыни в Александров. На пути в Александров, в селе Бакшееве и двух деревнях бывают той чудотворной иконе молебные пения с водоосвящением, четвертое молебное пение совершается в самом городе в слободе так называемой Садовней, куда выходит на сретение, также с крестным ходом, духовенство Александровского Успенского девичьего монастыря и городской Преображенской церкви. По совершении сего, с водоосвящением, молебна икона священнослужителями монастыря вносится в Успенскую женскую обитель, где в Троицком ее соборе с пришедшими из Лукиановой пустыни священноиноками отправляется соборно Божественная Литургия. После обедни в сопровождении многочисленных богомольцев продолжается тем же духовенством обеих обителей и Преображенской церкви ход большой улицей города, среди коего выходит на сретение духовенство Христорождественского собора, и, отпев тут молебен с водосвятием, сошедшееся духовенство при увеличивающейся толпе молящегося народа направляется за город по Троицкой дороге к часовне Всемилостивого Спаса, принадлежащей той Лукиановой пустыни, где совершается опять молебное пение в водоосвящением. По совершении сего икону с принесенными с ней из пустыни образами Спасителя, Богородицы Одигитрии и Воскресения Христова относят в Успенскую обитель, а из сопутствующих ходу иные остаются тут при часовне для отдыха, а другие идут с ходом в Успенский монастырь, где в соборной церкви бывает совершенный отпуск; все пришедшие в обитель прикладываются к животворящему кресту и к чудотворной иконе Богородицы и кропятся св. водою. Икона Богоматери бывает в Успенском монастыре до дня Вознесения Господня; в это время ей обносятся все келлии жительствующих в монастыре, начиная с настоятельницы; в келлиях чередным монахом Лукиановой пустыни совершается молебное пение с водоосвящением; в день Вознесения Господня, а иногда в отдание Пасхи, после полудни, часу в четвертом, препровождается икона из Успенской обители в Христорождественский собор, где и остается до выхода из города; из собора принимается икона обывателями города в их дома для молебствия, откуда переносят св. икону в городскую приходскую Преображенскую церковь. Перед выходом из города икона опять вносится в соборную церковь Успенской обители, откуда при молебном пении, всем духовенством города Александрова и гражданами окончательно провожается за город по дороге в Лукианову пустынь, а по случаю принятия иконы для богомолья в селения на пути, и около него, и в прочие в уезде, и даже за пределы оного – возвращается она в пустынь только к годовому празднику обители, к 8-му сентября … В этот день стечение богомольцев весьма значительно; даже из дальних уездов Владимирской и из соседних епархий стремятся толпы народа, иные – чтобы помолиться чудотворной иконе, а другие – чтобы побывать вместе с тем и на ярмарке, открывающейся ежегодно в этот день за монастырской оградой».

При этом чудотворный образ изымали из житийной иконы Пресвятой Богородицы, в которой он занимал центральное положение, а вместо него вставляли список с него, сделанный в традициях XVI века (впоследствии было сделано всего три списка с иконы Рождества Богородицы). В честь этого чудесного избавления от напасти, на бывшем Шерстном враге на месте погребения умерших от чумы александровцев была возобновлена часовня Всемилостивейшего Спаса, именно эта часовня и место захоронения были завершением крестного хода (ранее на этом месте подвизался отшельник Лукиановой пустыни схимонах Павел).

Из архивных сведений 19 века известно, что в это время усердием Александровских купцов постоянно обновлялась риза на явленной чудотворной иконе Рождества Пресвятой Богородицы, а в 1843 году была сделана новая двусторонняя риза. Ее лицевая сторона изящной работы (мастеров известного села Красного под Костромой) была сребропозлоченной с камнями в венцах, а оборотная сторона была меднопосеребрянная. При этом старая риза украсила точную копию образа, которая заменяла чудотворный образ в Богородице-Рождественском соборе на период ежегодно совершаемого крестного хода в город Александров.

В пустыни было три списка чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы позднего письма, сделанных в XIX веке специально для выноса их из монастыря при совершении богослужений в селах Александровского, Переславского, Покровского уездов и в городе Киржаче. Монахи пустыни занимались иконописанием.

В 1875 г. Н. С. Стромилов издает очерк по истории Лукиановой пустыни, где дает подробное замечательное описание монастырских храмов и святынь, монастырского хозяйства, а также братии монастыря и некоторых монастырских традиций и обычаев. Вот его описание чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы:

"Теперь обратимся к обозрению всего в церковно-археологическом отношении замечательного в Богоявленской церкви, в которой всего важнее главная святыня обители – чудотворная икона Рождества Пресвятыя Богородицы; она древнего письма, не позднее 16 века Новгородского пошиба, по зеленому полю, от давности потемневшему, на гладкой расколовшейся на две половины доске размером в длину 13,5 верш., а в ширину 11 верш. и обложена в 1843 г. выпуклой чеканной серебро позлащенной ризой – тщанием Александровских 1-й гильдии купцов, почетных потомственных граждан И. Ф. Варанова и П. С. Зубова…"

Монастырь одним из первых во Владимирской епархии был закрыт в 1920 году, монахам и послушникам было предписано покинуть его, а богослужение во всех храмах было прекращено. Сами храмы, как памятники старины, были отданы под охрану вновь созданного музея «Александрова слобода», который располагался на территории Успенского монастыря в Александрове, и до 1922 года действительно строго охранялись теми же монахами, некоторым из которых удалось остаться в пустыни под видом сторожей. Однако относительное спокойствие длилось недолго. 23 февраля 1922 года новая власть издает декрет об изъятии церковных ценностей «в целях получения средства для борьбы с голодом», а в марте Ленин дает указание о том, что «… изъятие ценностей … должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше». Это указание послужило местным властям отличным поводом для окончательного разорения обители, и было ими с удовольствием осуществлено в середине 1922 года. Тогда были сняты драгоценные ризы с Нерукотворного образа Спасителя и чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы, изъяты все богослужебные сосуды, кресты, серебряные кадила, лампады, сняты оклады со старинных Евангелий. Всего было изъято и вывезено более сорока килограммов предметов церковной утвари, многие из которых были пожертвованы святой обители предками нынешних разорителей. Впоследствии, верующие из города Александрова собрали серебряные монеты и лом из серебра и золота, равный весу окладу чудотворной иконы (около пяти килограммов), и, сдав его, выкупили ризу. Но это не спасло положения, впоследствии риза вместе с самой иконой была вывезена во вновь образованный музей. Туда же были вывезены все имеющие историческую ценность документы и большинство остальных икон из храмов обители, при этом часть икон и святынь пустыни, которыми погнушались разорители монастыря, была поругана и попросту уничтожена.

Свято-Лукианова пустынь была первым монастырем, открывшимся во Владимирской епархии после запустения богоборческих лет. Это случилось по инициативе Александровского отделения Владимирского областного управления культуры, в котором нашлись благочестивые люди, болеющие сердцем о разрушении святыни, и благодаря трудам Высокопреосвященнейшего Евлогия, архиепископа Владимирского и Суздальского. По его ходатайству, 6 мая 1991 года было принято решение Владимирского облисполкома № 244 о передаче Лукиановой пустыни Владимиро-Суздальской епархии.

Вскоре встал вопрос о местонахождении вывезенной в 1922 г. чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы. К сожалению ни в музее "Александровская слобода", ни в других музеях, обладающих коллекциями православных икон, она обнаружена не была, и до сих пор пребывает сокрытой от нас.

Вместо нее, однако, в 1992 г. был чудным образом обретен ее список 18 или 19 века.

Из дневника одного из первых насельников Лукиановой пустыни:

«5/18 февраля 1992 года. Вечером о. настоятель, весь сияющий, позвал меня в келью свою и показал икону Рождества Богородицы – список с нашей, Лукиановской, чудотворной. Ее нашла игумения Успенского Александровского монастыря на чердаке собора. Размеры прим. 35х45 (а Лукиановская 51х60), серебристого цвета риза (а у оригинала – сребропозлащенная), внизу – лебеди, композиция точно соответствует имеющемуся описанию. Икона требует реставрации». С тех пор эта вновь обретённая икона заняла место чудотворного образа в Богоявленском храме обители.

Информация получена 25 сентября 2011 года от иеромонаха Никодима Свято-Лукиановой Пустыни.

Источник: PRAVICON.COM

В настоящий день совершается также празднование чудотворных икон Божией Матери Почаевской (1559); «Рождества Богородицы» Сямской (1524); «Рождества Богородицы» Исааковской (1659); Домницкой (1696); Холмской; Софии – Премудрости Божией (Киевской); «Зна́мение» Курской-Коренной (1295); «Рождества Пресвятой Богородицы» Глинской (Пустынно-Глинская) (XVI); Леснинской; Хлебной.



21 сентября 2017

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.