Праведный Иоанн Русский



9 июня (н. ст.) Русская Церковь отмечает память одного из самых удивительных святых. Его житие поразительно в своей простоте.

Неизвестно точно, откуда он родом, как его фамилия, кто его родители. Простой русский Иван. 

Сведения о его жизни до плена очень скудны. Родился в Малороссии, был солдатом в армии Петра I, воевал, попал в плен. Всю жизнь провел в положении пленного раба среди иноверного окружения, жил в хлеву со скотом. Ничего своего, кроме души. Но сила его веры и упования была столь велика, что тяжелейшие обстоятельства жизни не только не сломили его, но возвысили до меры подвига первых христианских мучеников. 

Святой Иоанн родился около 1690 года в крестьянской семье на юге тогдашней России. Призванный по рекрутской повинности, он попал в армию Петра I и участвовал в русско-турецкой войне (1710-1713 гг.). Здесь Иоанн и попал в плен, сначала к татарам, затем к турецкому военачальнику - аге. Турок привез его к себе домой, в селение Прокопион, находившееся в Малой Азии (ныне Ургюп). В этом селении помимо пришлого турецкого населения тогда еще жили греческие христиане и действовала церковь. Но Каппадокия (в которой находилось селение) уже находилась под властью Османской империи, главенствующей религией был ислам. Иоанну, привезенному в селение в тяжких оковах, было не только запрещено посещать храм, но и соблюдать православные обычаи. Хозяин тяжкими муками вынуждал его отречься от христианской веры. Иоанна топили в навозной жиже, жгли раскаленным железом, надевали на голову раскаленный докрасна казан, но он оставался непоколебим. Рубцы от страшных ожогов навсегда остались на его главе. Уже в наше время ученые, освидетельствовавшие его мощи, установили следы травм и переломов на его теле. Тем удивительнее, что претерпев такие муки, Иоанн не только сохранил православную веру, но до конца жизни остался верным слугой своего жестокого мучителя. Видя его стойкость и непоколебимость в деле исповедания веры, хозяин наконец перестал понуждать его к отречению от Христа. Он приставил его к своим лошадям и поселил в стойле. Раздетый и босой, в любое время дня Иоанн должен был к тому же являться в дом для услужения хозяину. Свои обязанности он исполнял столь добросовестно, что долгое время терпел издевательства от других рабов, порицавших его усердие. Но время, молитвы, и помощь Божия сделали то, что постепенно все гонители переменили свое отношение к Иоанну. Хозяин стал предлагать ему переселиться из убогого стойла в небольшую хибарку, и не препятствовал более его посещениям храма. Переселяться Иоанн отказался, а в храме стал проводить все свое небольшое свободное время. По праздникам здесь же он причащался Святых Христовых Таин. Иоанн поистине стяжал кротость Христову. Он постоянно молился о благополучии своего мучителя, и сам ага почувствовал, что именно пребывание в доме праведного раба привело его к достатку и процветанию. Когда хозяин отправился в паломничество в Мекку, Иоанн сотворил чудо, открывшее его праведность для всех жителей селения. Жена находившегося в отъезде аги приготовила большое угощение. Сидя среди гостей, она стала сетовать, что муж в дороге и возможно голоден, а она не может ничем ему помочь. На что Иоанн, служивший гостям, предложил ей наполнить пловом блюдо и отдать его ему, Иоанну, для передачи хозяину. Его подняли на смех, но хозяйка сделала по слову слуги, и Иоанн ушел с пловом. В тот же момент ага, находившийся в далекой Мекке, увидел у себя в комнате блюдо с горячим пловом. Каково же было его удивление, когда на дне блюда он обнаружил клеймо, стоявшее на всей его домашней посуде! По возвращении в Прокопион он всем рассказал об этом чуде. К Иоанну стали стекаться и христиане, и мусульмане, испрашивая его молитв и благословения. Хозяева просили Иоанна перейти жить к ним в дом, обещая не препятствовать его молитвам, но он ответил отказом. До конца жизни он продолжал жить в пещерном стойле с лошадьми. Чувствуя приближение кончины, праведный Иоанн пожелал причаститься Святых Тайн. Священник не решился идти в дом к мусульманину, но передал ему Дары спрятанными в яблоке. Причастившись, святой праведный Иоанн мирно почил 27 мая 1730 года. Его хозяин-ага сам попросил священника похоронить праведника по христианскому обычаю и пожертвовал для останков святого свой лучший ковер. Пленный раб и смиренный последователь Христа был торжественно погребен в пещерном храме святого Георгия. Проводить его в последний путь вышли все жители небольшого селения. Могила святого Иоанна была почитаема всеми окрестными жителями. В 1733 году по откровению свыше были обретены его честные мощи. В храме великомученика Георгия была устроена рака, в которой мощи святого Иоанна находились вплоть до 1845 года, когда их торжественно перенесли в новый храм св. Василия Великого. В сентябре 1924 года греки, вынужденные покинуть Малую Азию(т.к. состоялся обмен населением между Турцией и Грецией), тайно вывезли с собой мощи святого Иоанна в Грецию. Здесь они обосновались на острове Эвбея, в бывшем селении Ахмет-ага, переименовав его в Неопрокопион. По обету здесь ими был возведен храм в честь святого Иоанна Русского. Строительство, длившееся 20 лет, было закончено в 1951 году. В храме была устроена серебряная рака, где до сих пор и покоятся мощи святого Иоанна. Чудеса помощи Божией по молитвам святого Иоанна совершаются по сей день. По свидетельству служащих в храме священников, температура св. мощей соответствует температуре человеческого тела. О том, что нужно переоблачить его мощи, особым образом служителей храма извещает сам святой Иоанн. Он является какому-либо благоговейному человеку (причем это могут быть люди, живущие очень далеко от Греции) и просит передать в Прокопи (Неопрокопион) священнику, что настало время переоблачения мощей. 

Русская Православная Церковь прославила святого Иоанна в лике праведных в 1962 году. В Греческой же Церкви он почитается как преподобный. Святой Иоанн Русский является одним из самых любимых и почитаемых в греческой Церкви святых. Каждый год в день его памяти, при большом стечении народа, мощи святого Иоанна торжественным крестным ходом проносят по селению Неопрокопион. Многие греческие паломники по обету пешком приходят сюда поклониться святому и испросить его молитв. Известно, что он особенно покровительствует детям. В храме Неопрокопиона ведется запись чудес и исцелений по молитвам святого праведного Иоанна Русского. Имеются и вещественные свидетельства. Икона святого праведного Иоанна, находящаяся у его раки, увешана многочисленными драгоценностями, принесенными благодарными свидетелями чудес святого в знак исцелений и помощи Божией по его молитвам. У мощей св. Иоанна находится "палка бабушки Марии Спака" из кипрского села Френаро. Старушка 18 лет ходила согбенной и совершенно исцелилась после молитвы у раки святого Иоанна 11 августа 1978 года... 

Будем и мы просить помощи и заступления святого праведного Иоанна, Русского чудотворца.

В Турции, в селении Ургюп (бывший Прокопион), сохранилась пещера-стойло, где жил святой Иоанн. Ради памяти святого восстановлен из руин и дом военачальника-аги.


9 июня 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.