Изразцы 500-летней давности можно увидеть на новой выставке в “Конном дворе” — первой подобной в Сергиевом Посаде.
Здесь же собраны другие печные и архитектурные редкости: элементы интерьеров из Александрова, терракотовые и зелёные плитки XVII века из лаврских мастерских, интересные изразцы усадьбы Гончаровых, находки из монастырей и частных коллекций.
Некоторые обнаружились в раскопках, другие ожидали своего часа под водой, третьи благополучно хранились в собраниях. В музейном зале “Конного двора” поместился даже целый наличник ныне не существующей церкви в Охотном ряду.
Это выставка того, что делает Москву Москвой и, если набраться смелости, Россию Россией, — примерно так говорили на открытии. Изразцы как жанр уникальны тем, что достались нам в наследство из допетровских времён, и до сих пор маленькая глиняная плитка становится ключом к более сложным явлениям.
“Как “читать” изразцы?” — спросила газета “Вперёд” Светлану Баранову, хранителя музея-заповедника “Коломенское — Измайлово — Лефортово — Люблино”, автора книг и преподавателя.
“Глазурь говорит о развитии технологий — это очень сложное дело”, — пояснила Светлана Измайловна. Цвет изразца указывает на доходы заказчика — простой без глазури обходился дешевле, зелёный стоил дороже, но многоцветный был самым дорогим. Русский изразец вписан в европейскую культурную традицию, как бы его внешняя пестрота обманчиво ни указывала на обратную сторону света — Восток.
Никогда раньше простые глиняные плитки в Сергиево-Посадском музее-заповеднике не становились предметом отдельной выставки. Собранные вместе, они претендуют на звание одной из самых заметных музейных премьер нынешнего культурного сезона.
Владимир Крючев
8 апреля 2016