Проповедь в Неделю 5-ю по Пятидесятнице. Архимандрит Георгий (Тертышников)

Проповедь в Неделю 5-ю по Пятидесятнице. Архимандрит Георгий (Тертышников)

Братья и сестры! В доказательство Своего Божественного посланничества Господь наш Иисус Христос совершил чудеса, исцеляя различные недуги и изгоняя злых духов из людей.

В сегодняшнем евангельском чтении говорилось об изгнании Спасителем целого легиона злых духов из гадаринских бесноватых. Это историческое событие имеет отношение и к каждому из нас.

Великий учитель Православной Церкви – святой Иоанн Златоуст – говорит, что всякий человек, имеющий греховные страсти, находится под влиянием и властью бесов, ибо страсти являются орудием злых духов и семенем сатанинским в естестве человека.

Греховные страсти суть одни из главных препятствий в деле спасения. Что же представляют собой страсти, каково их происхождение?

Человек был создан Богом безгрешным и святым. А после грехопадения он потерял живое общение со своим Творцом, которое имел в раю.

Яд греха проникает внутрь естества потомков Адама и там производит разрушительное действие подобно тому, как моль точит одежду, как ржа съедает металл.

Естественные потребности души и тела, не управляемые высшею силою, превратились во множество греховных наклонностей и привычек; под влиянием диавола возникли страсти, разрушающие силы человека.

Таким образом, страсти греховные являются нравственными недугами, болезнями души человеческой. Но они не имеют своей сущности и могут быть полностью искоренены из человека, не нарушая его природного естества.

Смысл человеческой жизни – в восстановлении утраченного прародителями живого общения с Богом. В этом общении – источник вечной радости как на земле, так и в загробном мире.

Но общение и единение с Богом достигается христианином тогда, когда сердце его будет очищено от греховных страстей, чувств и пожеланий. Как говорит епископ Феофан Затворник, «в пустыне ли кто живет или в монастыре, или в миру содевает свое спасение, – всякому неотложный закон: очистить свое сердце от страстей».

Особое внимание следует обратить на такие страсти, как гордость, тщеславие, самолюбие и осуждение ближних, ибо это – адский дым и смрад.

В таинстве Крещения христианин получает прощение своих грехов, но остатки их – греховные страсти и привычки – остаются в человеке. Последователь Христа должен изучить свои греховные недуги и искоренить их из сердца.

С особой силой эти нравственные немощи проявляют себя в человеке, начинающем путь к вечной жизни. Этот период в духовной жизни христианина преподобный Иоанн Лествичник поясняет следующим сравнением. Если посмотреть на болото в тихую погоду, то вода в нем покажется тихой и прозрачной. Но стоит только всколыхнуть воду, как сразу обнаружится множество нечистот, находящихся в глубине болота.

Так и человек до начала духовной жизни имеет множество греховных недугов, но не замечает их. Когда же он начинает путь к вечной жизни, эти страсти под действием злых духов восстают с особой силой, чтобы воспрепятствовать спасению. Поэтому вся земная жизнь последователя Христова есть поприще постоянного подвига. Подвигами же христианин привлекает благодать Божию, которая рассеивает зло и укрепляет в добре.

И нужно постоянно помнить, что в духовной жизни необходима христианину помощь Божия, которая испрашивается усердной, постоянной молитвой к Господу – Врачу немощей наших, душевных и телесных.

Кто мужественно с помощью Божией борется со страстями, исполняя заповеди Господа, тот постепенно очищает свое сердце и по мере очищения его сближается с Господом.

И в житиях многих святых, Богу угодивших и прославленных, мы видим, что они всю жизнь проводили в строгих трудах и подвигах, посредством которых изгоняли худые наклонности и страсти, а на место их водворяли добрые навыки. Таким путем подвижники становились храмами Божиими, по слову Спасителя (см.: Ин. 14:13).

Достигнув живого, личного богообщения на земле, святые выполнили свое назначение и достигли вечной, блаженной жизни. И сейчас они являются путеводными звездами в обители небесные для нас, живущих на земле.

Братия и сестры! Время земной жизни нашей бесценно. Постараемся здесь, на земле, исцелиться от греховных страстей – орудий злых духов – и вступить в общение с Богом и святыми небожителями. Тогда, окончив свой путь, мы достигнем Отечества Небесного. Аминь.

Источник: Драгоценный Божий дар: Время земной жизни архимандрита Георгия (Тертышникова) / Сост. иеромон. Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад, СТСЛ, 2017. – С. 145-148.


13 июля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».