Обретение мощей святителя Иоасафа Белгородского

Свт. Иоасаф (в миру – Иоаким Горленко), родился 8 сентября 1705 г. в Прилуках, Полтавской губернии в семье полковника. Образование получил в КДА. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. В 1725 г. он тайно от родителей принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 г. был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре.

ioasaf_rizitsa_tsl.jpg

Свт. Иоасаф Белгородский. Икона из ризницы Троице-Сергиевой Лавры

8 января 1728 г. рукоположен во иеродиакона и оставлен преподавателем КДА. Ему было поручено ответственное послушание в должности экзаменатора при Киевской архиепископии. 8 ноября 1734 г. рукоположен во иеромонаха и переведен в Киево-Софийский архиерейский дом. Одновременно назначен членом Киевской духовной консистории. Исполняя должность экзаменатора, он приложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства. Консисторская должность святителя была прекрасной школой для его организаторских способностей. В это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, достоинства и недостатки епархии. 24 июня 1737 г. возведен в сан игумена Лубенского Мгарского Спасо-Преображенского монастыря. Много сделал для благоустройства обители. 14 сентября 1744 г. был возведен в сан архимандрита.

24 января 1745 г. архим. Иоасаф назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры, оставаясь настоятелем Мгарского монастыря. В те годы требовалось много сил для восстановления Сергиева монастыря после пожара.

2 июня 1748 г. хиротонисан во еп. Белгородского в соборной церкви Петропавловской крепости Петербурга. Всту­пив на ар­хи­ерей­скую ка­фед­ру, свт. Иоасаф стро­го сле­дил за бла­го­че­сти­ем, со­сто­я­ни­ем хра­мов, пра­виль­но­стью со­вер­ше­ния бо­го­слу­же­ния и осо­бен­но за нрав­ствен­но­стью паст­вы. Боль­шое вни­ма­ние архипастырь уде­лял об­ра­зо­ва­нию ду­хо­вен­ства, со­блю­де­нию уста­ва и цер­ков­ных тра­ди­ций.

Вся жизнь св. Иоасафа была непрестанным служением Богу. Аскетичность духа отражалась во внешний виде и все сторонах его жизни. Строгий к другим, святитель был еще строже к себе. В домашней жизни соблюдал простоту и скромность. Ежедневно с обильными слезами при бое часов он произносил молитву, которую сам составил «Буди благословен день и час…»

Чувствуя приближение кончины, свт. Иоасаф испросил разрешение Св. Синода навестить родителей. 29 мая 1754 г. он отслужил в Белгороде последнюю Литургию, просил у прощения у паствы, всех простил и благословил. Остановившись в с. Грайворон, святитель тяжело заболел, проведя более двух месяцев на одре болезни, пособоровавшись и причастившись, праведник тихо предал дух свой Богу 10 декабря 1754 г. После заупокойной Литургии в домашней церкви архиерейского дома, тело свт. Иоасафа было отправлено в г. Белгород. Два с половиной месяца гроб с останками угодника Божия стоял открытым в Троицком соборе, тело святого не предавалось тлению, не теряло обычного цвета и вида. При погребении гроб с телом подвижника поставили в склепе в юго-западной части Троицкого собора. Спустя 2 года некоторые из духовных чинов тайно вошли в усыпальницу и открыли гроб. Тела святителя, одежд, покрова и гроба не коснулось ни малейшего тления при достаточной сырости в воздухе. С этого времени началось благоговейное почитание святого. Недужные получали по вере своей исцеления. Через 156 лет после блаженной кончины свт. Иоасаф был причислен к лику святых 17 сентября 1911 г.

Один из приделов Сергиевского Трапезного храма Троице-Сергиевой Лавры посвящен свт. Иоасафу Белгородскому.


Тропарь свт. Иоасафу Белгородскому, глас 3

Святителю Христу Богу возлюбленне,/ правило веры и образ милосердия людем был еси,/ бдением же, постом и молитвою,/ яко светильник пресветлый, просиял еси/ и просла́влен от Бога явился еси:/ телом убо в нетлении почивая,/ ду́хом же Престолу Божию предстоя,/ чудеса́ преславная источаеши./ Моли Христа́ Бога,/ да утвердит нас в Православии и благочестии// и спасет души на́ша.

Кондак свт. Иоасафу Белгородскому, глас 8

Многоразличныя подвиги жития твоего кто исповесть?/ Многообразныя милости Божия, тобою явленныя, кто исчислит?/ Дерзновение же твое у Пречистыя Богородицы и Всещедраго Бога добре ведуще,/ во умилении сердечнем зовем ти:/ не лиши и нас твоея помощи и заступления,// святителю Христов и чудотворче Иоасафе.




17 сентября 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».