Об уповании на Промысл Божий

Об уповании на Промысл Божий
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. 13, 7), - говорит в своем Послании христианам святой апостол Павел. И действительно, подражать святым угодникам Божиим, учиться у них всему потребному ко спасению души весьма необходимо и полезно для каждого христианина, потому что у святых и мысли, и чувствованния, и поступки - все свято и весьма назидательно для хотящих спасения.

"Якоже ароматы, - говорит святитель Платон, - чем более растираются руками, тем более издают благоухания, тако и жития святых: чем более мы в них углубляем свое размышление, тем более открывается святость и слава праведников, а наша - польза". Тем более важна для нас жизнь Преподобного Сергия, который был украшен многими добродетелями. Из жизнеописания Преподобного особенно обращают на себя внимание его твердое упование на Бога и вера. Несмотря на всевозможные лишения, скорби, искушения бесовские, Преподобный Сергий оставался непоколебимым в своем уповании на Божию помощь, и это упование никогда его не посрамляло. Только твердой верой преодолевал он все искушения. Без веры угодить Богу невозможно, - пишет святой апостол Павел, - ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает (Евр. 11, 6).

Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11, 1), - говорит он же. Все угодившие Господу ветхозаветные праведники имели твердую веру, благодаря которой они побеждали царства, заграждали уста львов, угашали силу огня, были сильны на войне, прогоняли полки чужих, освобождались от немощи (см.: Евр. 11, 33-34). А в Новом Завете Спаситель дал верующим еще б!ольшие обетования, говоря, что все возможно человеку, если будет он просить с верою (см.: Мф. 21, 22). И святой апостол Иаков пишет: Да просит всякий с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих (Иак. 1, 6-8). Таким образом, верою были богаты все угодники Божии.

В житии Преподобного Сергия повествуется, как однажды в обители три дня не было ни хлеба, ни других продуктов питания. Братия пришла в сильное смущение и негодование. Надо добавить, что по уставу монастыря братия не должна была даже и в случае нужды выходить в близлежащие селения для испрашивания подаяния и милостыни, но должна была терпеливо пребывать в обители, молиться и ожидать милости от Бога. Это было тяжелое правило, потому что обитель очень часто терпела недостаток в потребном. И вот так случилось однажды, что нужда была особенно острой, братия зароптала, некоторые даже собирались уйти из монастыря, но Преподобный Сергий, видя, что ими овладевает дух уныния, стал их утешать, убеждая возложить все упование на Бога, ибо Он не оставит места сего без пищи.

И, когда он только говорил это, пришел келейник и сообщил, что подъехал обоз с продовольствием. Устремившись к нему, братии увидели теплые хлебы и другие продукты, весьма обрадовались и возблагодарили Господа, и прославили угодника Божия Преподобного Сергия.

Теперь же, дорогие мои, обратимся к себе и посмотрим, как мы относимся к попечению о насущном хлебе и одеянии. Большая часть людей мира сего, в том числе и христиане, с утра до ночи только о том и пекутся, что есть и пить, во что и как одеваться. Милосердный Господь Иисус Христос, желая избавить нас от тяжких оков привязанности к столь тленным вещам, которая в большинстве случаев рождается от нашего малодушия и маловерия, дает нам спасительную заповедь, говоря: Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться (Мф. 6, 25).

Забота о необходимом, насущном хлебе и одежде поглощает все внимание человека и отвлекает его от самой главной заботы христианина - о стяжании будущего Царствия Небесного. Давно замечено мудрыми людьми, что природа наша сама по себе малым удовлетворяется, в то время как для прихотей недостанет и сокровищ целого мира. А как часто заботы о необходимом перерождаются в суетную многопопечительность об излишних яствах, праздных украшениях тленного тела, обременяют душу, отнимают у нас драгоценное время!

Потому-то Господь по Своей любви, желая освободить от этой мучительной многозаботливости, и ободряет нас: Не заботьтесь… Душа не больше ли пищи, и тело одежды (Мф. 6, 25)? Господь этими словами не говорит, что не нужно трудиться для снискания пищи или одежды. Со времени грехопадения прародителей, когда они изгнаны были из рая, заповедь о труде стала обязательной для всех: В поте лица твоего снеси хлеб твой(Быт. 3, 19) и: Кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес. 3, 10). Но, увещевая не прилагать излишних попечений о пище и одеянии, Господь открывает неистощимое сокровище любви и милосердия Отца Небесного, Который хочет, чтобы сердце наше, утвердившись несомненной верою и упованием на Его щедрый Промысл, и в самом труде не обременялось и не рассеивалось суетной и безвременной о них заботливостью. Чтобы, трудясь, мы сохраняли внутреннее безмолвие и покой сердца, необходимый для всегдашнего нашего обращения к Нему. Если Отец Небесный даровал нам душу и тело, которые несравненно дороже и выше пищи и одежды, то разве не подаст Он для сохранения жизни нашей все необходимое? Пища, которая пред Его очами составляет маловажный предмет, подается Им и тварям менее ценным, чем человек, как, например, птицам и зверям. Взгляните на птиц небесных, - говорит Спаситель, - они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их (Мф. 6, 26)? Господь, указывая на малых птиц, которых Отец Небесный питает без труда их, этим самым являет нам как бы некий постоянный пример, взирая на который, мы не должны прилепляться сердцем к земле и земным попечениям, но постоянно должны преуспевать в вере и уповании на Господа.

Если Бог питает таких малых и ничтожных птиц, то оставит ли Он без пищи Своих верных рабов, созданных по образу Его и по подобию, которых искупил Он Божественной Кровию Сына Своего и для которых уготовал толикие неизреченные будущие блага! Да и, если будем мы убиваться заботами, сможем ли мы тем самым себе помочь? Нисколько! Напротив, заботами только лишь истощаем свои силы и сокращаем свою жизнь, и без того краткую.

И далее говорит Господь: И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры (Мф. 6, 28-30)!

Если Бог одевает так траву, то тем паче оденет в необходимое одеяние верных Своих рабов, которые Ему работают со страхом и трепетом. Суетна наша забота об одежде, которая также проистекает от маловерия, которую также христианин должен препобеждать в себе. Язычники пекутся о пище потому, что не знают Отца Небесного и от их взора сокрыта Божественная любовь, явленная в Единородном Сыне Божием, Господе нашем Иисусе Христе. Также и об одежде заботятся много потому, что в этом находят себе утешение. Истинное украшение им неизвестно, ибо его, истинное украшение христиан, должны составлять не многоценные, дорогие одеяния, которые суть печальные следствия грехопадения наших прародителей, а одеяние святейшей жизни во Христе Иисусе, которая придает христианину вечную красоту. Можно и в красивой одежде предстать в греховной наготе на вечный позор пред Ангелами и человеками, когда придет время Суда нашим деяниям.

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33), - говорит Господь. Вот истинное сокровище, которое каждый из нас должен искать и прилагать к тому заботу постоянную, - это Царство Божие, находящееся, по слову нашего Спасителя, внутри нас. Оно в нас нашими страстями и суетными попечениями так далеко закопано, что требуется немалый труд, чтобы найти и очистить его. Царство Божие в сердцах истинно верующих есть светлое Царство правды и всех добродетелей христианских, в противоположность темному царству неправды, злых страстей и беззаконий в сердцах неверных и нераскаянных грешников.

Ищите же прежде всего сего блаженного Царства Божия, вырывая из своих сердец плевелы страстей и очищая душу и тело от скверны всякого греха. Милосердный Господь, желающий всем спасения, взирая на ваш труд, да пошлет вам силы Духа Святаго и в очищенное сердце Сам да приидет и принесет с Собою светлое Царство истины и добродетели, и тогда все необходимое само собою приложится. Итак, ищите прежде всего Царства Божия, а все остальное приложится вам. Аминь.


STSL.Ru


20 марта 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.