О Высочайшем посещении Лавры преподобного Сергия государем императором Александром III 22 мая 1883 г.

О Высочайшем посещении Лавры преподобного Сергия государем императором Александром III 22 мая 1883 г.

Один из дней, 22 мая, семья царя провела в Троице-Сергиевой Лавре. Александр III впервые оказался здесь еще юношей и навсегда сохранил наилучшие чувства к этой обители благочестия. Теперь приехал в период радости, но в день печальной памяти – смерти мамы. Вот уже три года, как Господь призвал ее, но боль от потери не проходила. Как она там, на Небесах? Радуется ли, глядя на происходящее в Москве? Но как здесь, на земле, ее не достает всем близким. После молитвы у раки преподобного Сергия отлегло от сердца, на душе стало тихо и светло... [1].

3 июня (22 мая) в 9 часов утра Их Императорские величества со свитой выехали по Ярославской железной дороге в Троице-Сергиеву Лавру. На пути следования поезда во многих местах стояло множество крестьян, осенявших царский путь крестным знамением, и слышались крики «ура».

На железнодорожной станции городской голова Е.В. Амфитеатров поднес хлеб-соль на кипарисовом блюде, на котором местный мастер вырезал благословение преподобным Сергием Димитрия Донского на брань, виды Лавры и здания Московской духовной академии. Кроме того, была поднесена хлеб-соль на серебряном блюде от волостей Морозовской и Рогачевской [2].


Встреча в Сергиево-Троицкой Лавре

Из воспоминаний архимандрита Товии (Цымбала), наместника Лавры 1904–1915 гг.:

«О Высочайшем посещении Лавры Преподобного Сергия государем императором Александром III 22 мая 1883 года

1. Государь император и государыня императрица с наследником цесаревичем и другими Великими князьями прибыли в Лавру с экстренным поездом в половине одиннадцатого часа утром.

2. Торжественная встреча Их Величеств митрополитом и всею братиею была за Святыми воротами. При встрече митрополит сказал приветственную речь государю следующего содержания:

"Благочестивый Богом венчанный великий государь император! Торжествует и ликует обитель Преподобного Сергия, имея невыразимое счастье видеть в своих стенах Тебя и Августейшую [3] венчанную супругу Твою после торжеств первопрестольной столицы.

Царь величайшей в свете державы прерывает приличные царскому величию радостные торжества первопрестольного града Своего, чтобы явиться в смиренной обители смиренным и благоговейным поклонником заветной русской святыни. Какое умилительное и восторгающее душу зрелище! Как поучительно оно для всех Твоих верноподданных!

Время на всё временное кладет свою печать. Но меняются не только внешнее положение, но часто и самые взгляды и убеждения. Посреди этой непрерывной изменчивости, к истинному утешению всех верных сынов Отечества, остаются неизменными вера и благоговейное уважение венценосных монархов русских к святыне. Руководясь сею верою, они прибегали под кров смиренной обители и в радостных обстоятельствах жизни, чтобы вознести к Престолу Всевышнего, от Которого исходят всякое деяние благо и всяк дар совершен, молитвы, хвалы и благодарения; и в скорбные годины испытаний, чтобы вдохнуть в себя силу и крепость, твердость и мужество, благодушно переносить посылаемые испытания, найти утешение и подкрепление в постигших скорбях и обстояниях.

Той же дух веры и благоговения к святыни благочестивых предков Твоих, и в Тебе, благочестивейший, Богом венчанный государь, и в Твоей Августейшей венчанной супруге, видит православная Россия и радуется радостью неизглаголанною о благочестивом царе своем.

Первоначальник обители сей преподобный и богоносный отец наш Сергий, благословивший некогда благочестивого предка [4] Твоего свергнуть иноплеменное иго, тяготевшее над Россией, споспешествовавый молитвами своими победе над врагами Отечества и выделивший из своего небольшого стада двух доблестных витязей, положивших на брани души своя за Отечество, да низведет своими действенными у Престола Божия молитвами благословение Всевышнего на Тебя, венчанную супругу Твою и Богом врученное Тебе царство Русское".


Встреча в Сергиево-Троицкой Лавре

3. Кончивши речь, митрополит поднес святой крест для целования государю и государыне и прочим членам царской фамилии, присутствовавшим здесь; при этом каждого из них окроплял святой водой и целовал руку, равно и они целовали и его руку.

Затем торжественное шествие двинулось к Троицкому собору, и, придя в храм, митрополит положил крест на блюдо ризничному для отнесения в алтарь, а сам предложил государю занять приготовленное Ему место, потом (вместе с сослужащими ему) сделал два поклона к иконостасу, а третий – государю и, помолившись, сотворил обычное начало, и началась Литургия по обычаю. Во время Литургии на ектениях (первой и сугубой) имя митрополита не было поминаемо, а на выкличках обоих поминали митрополита, где следует, только пропускал «господина нашего».

4. На первой выкличке после [5] царской фамилии приложена была вечная память по усопшей государыне императрице Марии Александровне, потому что это был день (22 мая) ее кончины. Вечную память пели мальчики один раз (стоя на клиросе) и все хором один раз. Затем следовал конец выклички обычный.

5. Окончивши выкличку, мальчики на клиросе пропели "Слава" и "Со святыми упокой", а потом служащие в алтаре – "И ныне" и "Аще и во гроб..." Остальная часть Литургии продолжалась обычным порядком.

6. В конце Литургии во время ектении "Прости приимши" поставлен был столик пред амвоном, а на нем – крест, кутия и свеча. По заамвонной молитве хор пропел "Со духи праведных скончавшихся...", и митрополит с сослужащими, выйдя к столику, совершил заупокойную литию без возглашения "Вечной памяти" – словом, одну заупокойную ектению и возглас; посем – "Аминь", "Буди имя Господне..." и обычный отпуст Литургии.

7. По Литургии отслужен был молебен преподобному Сергию полный, впрочем, для краткости пропущены были запевы 4-й, 5-й и 6-й песни, также и молитва была оставлена (принять к сведению: певчие, преимущественно же мальчики, должны стоять лицом к государю, а во время возношения на ектениях имен Их Величеств должны полагать на себе крестное знамение. – Прим. авт.) [6].

8. По отпусте – молебны и многолетии; поднесены были государю императору и всем членам царствующего Дома просфоры; затем государь прикладывался к местным иконам и к мощам преподобного Сергия, где поднесены были Ему – образ посещения (складень), копия с чудотворного, бывающего в военных походах, а государыне – образ Богоматери Черниговской, тоже копия с чудотворного образа, находящегося в пещерах при Гефсиманском ските.

9. От мощей преподобного Сергия государь заходил молиться в часовню Божией Матери и в церковь Преподобного Никона, затем прошел в Митрополичьи покои, где предложен был Ему завтрак и кофе. В половине же 3-го часа при выезде из Лавры государь осматривал Успенский собор по причине недавнего обновления сего храма, потом заходил в Академию, где ректором представлены были профессора Академии; наконец посетил Гефсиманский скит и при оном находящиеся пещеры, откуда проехал на вокзал железной дороги и в Москву.

10. Проводивши Государя в 4 часа пополудни, братия Лавры собралась в Троицкий собор, куда немедленно пришел и Владыка митрополит, который, облачившись в малое облачение, отслужил благодарственный Господу Богу молебен о благополучном посещении обители Преподобного Сергия Его Императорским Величеством.

11. В числе Высочайших особ, бывших с государем императором, находился и Владетельный князь Черногорский Николай» [7].

Подготовила К. Конорева,
Паломнический центр СТСЛ 


Примечания

[1] Отрывок из книги Александра Боханова «Император Александр III».

[2] Коронация Александра III Часть 5: Продолжение коронационных торжеств// https://toptigki.livejournal.com/36299.html

[3] Архив архим. Товии (Цымбала). Фонды 771.1-09-0002

[4] Архив архим. Товии (Цымбала). Фонды 771.1-09-0004

[5] Архив архим. Товии (Цымбала). Фонды 771.1-09-0005

[6] Архив архим. Товии (Цымбала). Фонды 771.1-09-0006

[7] Архив архим. Товии (Цымбала). Фонды 771.1-09-0007




22 мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.