О некоторых особенностях Троицких икон XVI-XVII вв. К проблеме атрибуции

Иконописание в Троице-Сергиевом монастыре — тема, которая давно привлекает внимание исследова­телей и в то же время до сих пор остается мало разрабо­танной. Специфика организации художественного производства, особенности стиля, иконографии, техни­ко-технологических приемов и их эволюция на протя­жении столетий, характеристика художественных ка­честв произведений и их атрибуция — далеко не полный перечень проблем, стоящих перед исследователями. 

В предлагаемом сообщении рассматриваются некоторые особенности икон монастырского происхождения XVI- XVII столетий. Работа выполнена по материалам срав­нительно-исторического и технико-технологических исследований икон троицкого письма.

Об иконописании в Троице-Сергиевом монастыре упоминают почти все исследователи, изучавшие исто­рию или художественные коллекции монастыря. Одна­ко до сего дня единственной специальной работой по теме является статья иеромонаха Арсения «Историчес­кие сведения об иконописании в Троицкой Сергиевой Лавре», написанная в 1868 г. (Арсений 1873. С. 119-133). Приводимые в статье сведения касались главным обра­зом документов монастырского архива, которые ранее хранились в самом монастыре, а в настоящее время на­ходятся в разных государственных фондохранилищах — РГАДА, РГБ, СПМЗ. Основное внимание в статье уде­лялось материалам синодального периода, сведения о более раннем времени ограничивались небольшим кру­гом источников. После работы иеромонаха Арсения в литературе утвердилась гипотеза, что «иконописание в Троицко-Сергиевой Лавре существует с давних пор; на­чало его едва ли не современно основанию монастыря» (Арсений 1873. С. 119).

За более чем вековой период изучения проблемы но­вых данных о монастырском иконописании публико­валось немного, источниковедческая база исследований расширилась незначительно. В работах в основном ис­пользовался круг письменных документов, введенных в научный оборот иеромонахом Арсением. Что же ка­сается самих памятников, то исследователи приписывали собственным монастырским мастерам произведения XV- XVII вв., происходящие из различных художественных собраний.

В XIX столетии иеромонах Арсений в качестве дос­товерных средневековых икон монастырского письма называл лишь подписные работы XVI в.: две иконы тро­ицкого келаря Евстафия Головкина — триптих «Явле­ние Богоматери преп. Сергию Радонежскому» и «Преп. Сергий Радонежский с житием», а также икону Давида Сираха «Богоматерь Владимирская» (хранятся в Сергиево-Посадском музее. — Николаева 1977. №№ 236, 237, 165). Из памятников XVII в. он указывал монументаль­ные произведения — росписи Троицкого собора и Никоновского придела (1635), Духовской церкви (1655), Успенского собора (1684), Трапезной церкви Преп. Сергия (1691) (Арсений 1873. С. 121).

О.А. Белоброва работой троицких мастеров предпо­ложительно считала келейную икону Сергия Радонежского «Богоматерь Одигитрия», которую датировала XIV в., и несколько икон XVI-XVII вв. (Белоброва 1968. С. 73). Ю.А. Лебедева писала о «возможной принадлежности к числу старых иконописцев Троице-Сергиева монастыря» мастера «Тайной вечери» из праздничного чина иконос­таса Троицкого собора (Лебедева 1968. С. 91).

Т.В. Николаева относила к произведениям троицкой иконописной мастерской большую группу икон XV- XVII вв. из собрания Сергиево-Посадского музея-запо­ведника. Среди них — «Троица Ветхозаветная», которую она датировала концом XV в. (Николаева 1977. С. 25-26. № 127). (Большинство исследователей эту икону отно­сят к рубежу XIV и XV вв. или к началу XV в. и связыва­ют ее происхождение с Москвой. — Белоброва 1968. С. 78; Вздорнов 1970. С. 115-154; Троица 1989. Ил.29; Смир­нова 1988. № 62-63.) Работами местных троицких масте­ров Т.В. Николаева считала иконы из Троицкого собора «Богоматерь Одигитрия», «Преп. Сергий Радонежский с житием», «Богоматерь Владимирская» (все — XV в.), «Архистратиг Михаил с бытием» (XVI в.). Среди музей­ного собрания XVI в. к работам троицких иконописцев она относила иконы «Преп. Ксения с житием», «Свя­титель Николай, с избранными святыми на полях», под­писные произведения Давида Сираха и Евстафия Голов­кина (Николаева 1977. №№ 197, 238, 165, 236, 237), среди памятников XVII в. — иконы из церквей села Новая Шурма и села Городок (Николаева 1966. С. 182; Николае­ва 1977. №№ 339, 340, 341, 328). Т.Н. Манушина, поми­мо указанных икон, возможной работой местных тро­ицких мастеров середины XVI в. называет икону «Преп. Сергий Радонежский» (Балдин, Манушина 1996. С. 307), которую исследователи ранее относили к памятникам XV в. (Олсуфьев 1920. С. 95. №35/167; Николаева 1977. С. 90. № 123). К числу икон троицкого письма из собра­ния Сергиево-Посадского музея также относят несколь­ко вновь открытых памятников XVII в. — «Св. Нико­лай и Преп. Сергий Радонежский», «Преп. Никон Ра­донежский, предстоящий Богоматери», «Преп. Сергий Радонежский, предстоящий Богоматери», «Явление Бо­гоматери Преп. Сергию Радонежскому», «Преп. Сергий Радонежский с учениками», «Радонежские чудотворцы», «Троица Ветхозаветная», «преп. Сергий Радонежский» и двустороннюю икону «Богоматерь Знамение — Св. Ни­колай» (Воронцова, Зарицкая, Шитова 1992. №№ 10, 12, 13, 16, 18, 19; Воронцова 1996. №№ 15, 16, 17).

Помимо Сергиево-Посадского музея-заповедника, иконы, происхождение которых исследователи связы­вают с художественной мастерской Троицкого монас­тыря, хранятся в других собраниях — ГТГ, ГИМе, ГРМ, Эрмитаже, ЦМиАР, музеях Костромы, Рыбинска, Переславля-Залесского и других, коллекции Церковно-археологического кабинета Московской Духовной академии. В «Каталоге древнерусской живописи» Государственной Третьяковской галереи работами троицких мастеров называется группа икон XVI в., различных по стилю и иконографии: «Покров», «Богоматерь Одигитрия», вре­зок «Никон Радонежский и братия», «Чудо о Флоре и Лавре», «Богоматерь Умиление», «Артемий мученик, с житием», «Избранные святые», «Огненное восхождение пророка Ильи», «Спас Нерукотворный» и «Не рыдай мене, мати» (Антонова, Мнева 1963. №№ 581,582, 583, 584, 585, 586, 587, 588, 589). Ряд икон работы троицких мастеров хранится в Музее им. Андрея Рублева: «Бого­матерь Знамение», «Преп. Сергий Радонежский» из Ус­пенского собора города Дмитрова (Иванова, Куклес, По­пова 1968. С. 75, 73; 1000-летие... /Каталог/1988. № 139, 140), деисусный чин из с. Семеновского под Москвой (1000-летие... /Каталог/ 1988. № 141-149; Сорокатый 1998. С. 61-62). Несколько икон XVI-XVII вв. с харак­терным сюжетом «Явление Богоматери преп. Сергию Радонежскому», авторство которых приписывается тро­ицким иконописцам, находится в собраниях Русского музея («Пречистому образу...» 1995. № 141, 196), Эрми­тажа (Косцова 1992. № 49, Косцова 1995. С. 71-78) и дру­гих музеев.

В определенные периоды истории изучения исследо­ватели отдавали предпочтение различным критериям для атрибуции произведений троицкой иконописной мас­терской. Авторы начала XIX-XX вв. достоверно троиц­кими считали только подписные произведения XVI в. В 60-е годы нашего столетия к иконам монастырского происхождения относили произведения преимуще­ственно по иконографическому признаку — главным образом с изображением местночтимых святых (Анто­нова, Мнева 1963. Т. 2. С. 180-186). В 70-е годы главен­ствующими становятся стилистические качества, одна­ко признаки отбора были достаточно условными и размытыми. Строго говоря, более или менее определен­ных критериев для отнесения того или иного произведе­ния к работам троицких иконописцев выработано не было. В какой-то мере это объясняется тем, что большин­ство исследователей не выделяли каких-либо особых сти­листических качеств, присущих только троицким ико­нам. Так, Арсений писал, что «до XVIII в. лаврская иконопись в художественном отношении не имела ни­какого своего особенного отличительного характера» (.Арсений 1873. С. 123). О.А. Белоброва отмечала, что можно ощутить «тесную связь местной троицкой ико­нописи с московской художественной школой» в XVI в. (Белоброва 1968. С. 99), а для монументальных работ троицкой мастерской XVII в. преимущественно «арха­ичный характер» (Белоброва 1960. С. 80).

Связь с традициями московской живописи и архаи­зирующие черты для местных троицких икон выделяет также Г.В. Попов, правда, не всегда последовательно. Например, одна из икон, атрибуируемая им как троиц­кая, по его мнению, «выполнена в традициях москов­ской живописи», а в авторе другой он видит «художни­ка, приехавшего из провинции и не затронутого влиянием московского искусства» (Попов 1973. С. 133, 147). «Под­ражательность» и «архаичность» в качестве преимуще­ственных признаков троицких икон отмечала и Т.В. Николаева, которая дала наиболее развернутую харак­теристику монастырских мастеров. Она пришла к вы­воду, что «среди троицких иконописцев в XV-XVII ве­ках не было ведущих мастеров, равных Андрею Рублеву, Дионисию, мастерам годуновским или знаменитым цар­ским изографам. Среди них были отдельные талантли­вые художники, но они никогда не возвышались над знаменитыми московскими мастерами. У троицких мастеров мы не находим новаторства в искусстве или хотя бы желание идти в ногу с веком. В большинстве своем их иконы имеют характер подражательный и более архаич­ный. По-видимому, иконописание в троицком монас­тыре, особенно в XVII веке, было скорее ремеслом, чем искусством» (Николаева 1977. С. 28).

В последнее время наметилось новое направление исследовательского поиска. Источниковедческий, ико­нографический и стилистический анализ используется в сочетании с тщательным технико-технологическим изучением произведений иконописи. В Сергиево-По­садском музее эта работа проводится в сотрудничестве с Центром исследования исторических и традиционных технологий Российского НИИ культурного и природ­ного наследия РАН (Институт Наследия) при поддерж­ке РГГФ (авторский коллектив Л.M. Воронцова, В.П. Голиков, Д.Л. Воскресенский, З.Ф. Жарикова, К.В. Холодилина). Комплексное исследование позволяет более конкретно говорить о художественных качествах и технико-технологических особенностях икон, которые по тем или иным признакам атрибуируются как произведе­ния троицкой иконописной мастерской (Воскресенский, Воронцова, Голиков, Жарикова, Холодилина 1998г. С. 62-65).

О монастырском иконописании в XVI-XVII столетиях сохранился обширный корпус многочисленных и разно­образных источников. Он включает материалы делопро­изводства (акты, писцовые, описные, переписные, вкладные, копийные книги Троице-Сергиева монасты­ря), указные грамоты, богослужебные и литературные памятники, храмовые летописи, надписи на иконах.

Комплекс ценнейших сведений по иконописному делу в монастыре содержится в Описи 1641 г. — един­ственной дошедшей до настоящего времени средневе­ковой описи имущества Троице-Сергиева монастыря (Опись 1641 года. СПМЗ Инв. 289 рук.; Клитина 1990. С. 7). Опись, имеющая характер своеобразной ревизии, со­ставлялась специальной «государевой» комиссией. Как свидетельствует келарь Симон Азарьин, комиссия была назначена «...по наносу некоторых, не боящихся Бога, ту сущих» (Книга о новоявленных чудесах... 1888. Л. 77об.), то есть, говоря иными словами, на основании доносов. Этим объясняется полный и исчерпывающий характер Описи — она содержит подробный «счет и изыскание», всеобъемлющее фактическое описание всего имущества монастыря по отдельным службам в определенном по­рядке: в пределах монастырских стен и за их пределами, в подмонастырских слободах и приписных монастырях.

По интересующей нас проблеме в Описи 1641 г. со­держатся следующие сведения:

— количественный и качественный состав монастыр­ских иконописцев, их местожительство;

— количественный и качественный запас материа­лов для иконописного дела в монастырской казне;

— характер и объемы использования отдельных ма­териалов иконного письма в определенные периоды;

10 Троице-Сергиева лавра

— некоторые количественные параметры создавае­мых в монастыре произведений;

— материалы о назначении и употреблении икон троицкого происхождения;

— некоторые данные об иконографических особен­ностях произведений монастырского письма;

— даты создания и имена вкладчиков отдельных про­изведений.

Опись 1641 г. называет имена «в иконной слободе иконников: Козма Ильин, Иван Тихонов, Федор Дени­сов, Офонасей Григорьев, Онофрей Макарьев, Герасим Тихонов, (..) Никитин, Василей Улитин, Богдан Оси­пов, Ондрюшка Кондратьев, Ондрей Иванов, Яков Лo- выря, Федотко Самойлов, Титко Парфеньев, Михаило Осипов... Да в той же слободе сусальников: Иван Елу- ферьев, Иван Юрьев, Семен Михайлов» (Опись 1641. Л.628oб.-629). Кроме того, Опись указывает имена ико­нописцев в числе монашеской братии: старец Перфилей Ларионов и старец Феофан иконник, который жил в Больничных палатах (Опись 1641. Л. 51 боб.).

Согласно Описи 1641 г., в монастырской казне хра­нилось «к иконному письму красок:

— бакану виницейского два фунта,

— бакану ж в картонках фунт,

— яри медянки полчетверти пуда,

— камеди полпуда,

— голубцу лазори тринадцать фунтов,

— вохры грецкие осьмнадцать фунтов,

— сурьмы пятнадцать фунтов,

— лазури четыре пуда с полпудом,

— сурику три пуда,

— киновари полпуда,

— белил десять пудов,

— пять пудов с полупудом охры немецкие,

— семь пудов охры полевые,

— празелени пуд без чети,

— черлени полпуда,

— купоросу четыре пуда с полупудом,

— нашатыря три фунта,

— квасца пять фунтов,

— ртути тридцать фунтов,

— ладану сорок три пуда и четырнадцать гривенок,

— ладану ж росново четырнадцать фунтов.

В палате под казенной кельей:

— двести четыре пуда с полупудом воску,

— меди вощатое (.......... ) двадцать четыре пуда,

— меди листовые восмидесят два пуда тридцать гри­венок». В ризной же казне хранилось «олифы двадцать пуд» (Опись 1641. Л.361, 364).

Опись 1641 г. содержит сведения о расходовании ико­нописных материалов за предшествующий составлению документа период. В распоряжении «государевой» ко­миссии имелась более ранняя монастырская опись, со­ставленная до 1635 г. (Клитина 1990. С. 11). По свиде­тельству Описи 1641 г., «по сравнению со старыми отписными книгами не достает:

— киноварь четыре пуда с четью и тои киноварь изошла на монастырское дело — на сосудцы, иконописцом и судописцам на образки,

— сурмы четырнадцать фунтов, вохры грецкие одиннадцать фунтов и та вохра вышла в росход на иконное писмо, которые иконы подносятця государю и на стенное писмо,

— баклану виницейского фунт изошел иконником и судописцом на монастырские дела,

— яри медянки с полпуда изошла в росход иконни­ком и судописцом на монастырские дела и коновалом для конские дела» (Опись 1641 г. Л.468-4б8об.).

О масштабах производства икон в Троицком монас­тыре позволяет судить следующее известие Описи: «В казенных же верхних палатах тысяча сто шестьдесят три образа Сергиева Видения, писаны на золоте и на крас­ках» (Опись 1641 г. Л.365).

Неоднократно и достаточно определенно в Описи указывается назначение икон троицкого письма — по­давляющая часть создавалась и использовалась как «раз­даточные». Рукопись упоминает иконы, которые «под- носятця государю» (Опись 1641. Л. 468), а также иконы «Видение чудотворцу Сергию», подаренные при «каз­начее старце Симоне» в разные места. «Образ «Видения чудотворца Сергия» отпущен к Москве во 144 (1636)-м году. А на Москве поднесен вы приезжему иноземцу. Пять образов «Видения чудотворца Сергия» обложены серебром, басмою, венцы резные. Роздато. Оныя пять образов розданы вы приезжем властем в прошлом году, во 144 (1636)-м, и во 145 (1637)-м, и во 146 (1638)-м, и во 147 (1639)-м, и во 148 (1640)-м году. Семнадцать об­разов «Видения чудотворца Сергия» на золоте, и те об­разы поднесены Господне в розные приходы» (Опись 1641. Л. 459об.-460).

Дошедшие до настоящего времени источники XVII в., в совокупности с документами предшествующего пери­ода, свидетельствуют об определенной эволюции мона­стырского иконописания на протяжении столетия. Со­хранившиеся материалы дают основания говорить о принципиальных изменениях в иконописной службе Троице-Сергиева монастыря — и количественных, и ка­чественных. Одно из них заключается в том, что на про­тяжении XVII столетия качественно меняется состав троицких иконописцев. К моменту создания Описи 1641 г. иконописцы из числа братии составляли лишь малую часть работавших на монастырь живописцев. Подавля­ющее число мастеров-иконописцев жили «в миру» — в подмонастырской Служней слободе и селе Клементье­ве. Опись 1641 г. упоминает двух старцев-иконописцев, 

  11. Икона. Троица Ветхозаветная. Фрагмент. XVII в. В процессе реставрации.jpg    10. Икона. Троица Ветхозаветная. Первая треть XVII в..jpg  
Икона. Троица Ветхозаветная. Фрагмент.  
XVII в. В процессе реставрации
  Икона. Троица Ветхозаветная. Первая треть XVII в.

одного послушника-«судописца» и одного инока-книгописца, в то время как в Служней слободе — 15 дворов иконописцев, 3 двора сусальников, 2 двора книгописцев, 14 дворов «судописцев» (последние проживали и в других слободах). По писцовым книгам 1678 г. в подмонастырских слободах известно: 24 двора иконников (50 человек мужского пола), 9 дворов судописцев (27 чело­век мужского пола), 5 дворов сусальников (12 человек), 1 двор олифленника. Очевиден факт перехода иконописания из монастыря в «мир» — в руки мастеров подмонастырских сел и слобод. Этот переход означал пре­вращение иконного дела в характерное для культуры Нового времени «массовое ремесленное производство», своего рода «массовую культуру» (Тарасов 1995. С. 155). Его характерными отличительными признаками стано­вятся масштабность и количественные показатели.

Вместе с тем, документальный материал, сохранивший достаточно большую информацию по организации ико­нописного производства, далеко не всегда содержит све­дения для атрибуции произведений. Проблема заклю­чается в идентификации произведений монастырского письма. Некоторую дополнительную информацию по этому вопросу содержат материалы технико-технологи­ческих исследований.

Для технологических исследований были отобраны иконы XVI-XVII вв., которые по тем или иным призна­кам (документальным, стилистическим, иконографи­ческим) предварительно атрибуировались как работы троицких мастеров. Приведем некоторые результаты исследований.

1. В целом ряде икон конца XVI — первой полови­ны XVIII вв., очень разных по своим стилистическим и художественным качествам, — триптих Евстафия Го­ловкина «Явление Богоматери преп. Сергию Радо­нежскому» 1588 г. (СПМЗ Инв. 236), «Преп. Сергий Радонежский» XVI в. (СПМЗ Инв. 2640),

«Троица Ветхоза­ветная» первой трети XVII в. (СПМЗ Инв. 10559), «Тро­ица Ветхозаветная» XVII в. (СПМЗ Инв. 2615), «Царь Константин» XVII в. (СПМЗ Инв. 2630), «Василий Ве­ликий» конца XVII в. (СПМЗ Инв. 2739), «Явление Бо­гоматери преп. Сергию Радонежскому» конца XVII в. (СПМЗ Инв. 2837), «Явление Богоматери преп. Сергию Радонежскому» XVIII в. (СПМЗ Инв. 2868) — были об­наружены специфические особенности грунта, не отме­ченные в других памятниках из музейного собрания:

— левкас состоит из нескольких меловых слоев с раз­ным содержанием протеинового связующего на основе коллагена (типа рыбьего клея),

— во втором сверху слое с наиболее высоким содер­жанием протеина присутствуют шаровидные пустоты.

Во всех меловых грунтах троицких икон XVI-XVII вв. приблизительно одна и та же стратиграфическая си­стема со сходным составом компонентов в каждом слое этой системы. Не исключено, что перечисленные выше признаки можно отнести к технологическим особенно­стям икон троицкого происхождения. Получение стати­стически достоверных данных о грунтах других троиц­ких, а также «нетроицких» икон связано с дальнейшими исследованиями. Подтверждение полученных данных позволит говорить о том, что выявленные технологи­ческие особенности являются дополнительным и нема­ловажным критерием для атрибуции произведений мо­настырского происхождения.

Характерный пример — икона «Троица Ветхозавет­ная» (СПМЗ Инв. 10559). Она поступила в музей до 1951 г. Документальных сведений о ее происхождении и быто­вании не сохранилось. В иконе воспроизводится ико­нографический вариант, характерный для московских памятников первой трети XVII в. В качестве одного из ближайших пртоотипов можно назвать одноименную икону Назария Истомина, написанную в 1627 г. для цер­кви Ризоположения Московского Кремля (Смирнова 1988. № 192).

12. Икона. Св. Василий Великий. Последняя четверть XVII в. В процессе реставрации.jpg

Икона. Св. Василий Великий. 
Последняя четверть XVII в. В процессе реставрации

О том, что создание иконы из собрания Сергиево- Посадского музея было связано с Троице-Сергиевым монастырем, косвенно свидетельствует следующий факт. В материалах иконописной мастерской монасты­ря позднего периода сохранились образцы прорисей 80- 90-х годов XIX в., которые использовались при созда­нии произведений. Среди этих образцов — довольно близкий иконографический список с иконы «Троица Ветхозаветная». То есть в XIX столетии данный иконог­рафический вариант был не только хорошо известен в Троице-Сергиевом монастыре, но и постоянно воспро­изводился. Это позволяет предположить, что сам про­тотип, по-видимому, находился в одном из монастырс­ких храмов и в XIX столетии стал образцом для создания в Троице-Сергиевом монастыре новых иконописных произведений.

Икона сохранилась не в первоначальном виде, с многочисленными утратами и переделками: утрачен ав­торский золотой фон, имеются разновременные поновления, полностью скрывающие авторскую живопись на некоторых участках фона или значительно ее искажающие (например, на одеждах ангелов). Выявлено несколько пе­риодов поновлений и художественных корректировок — конец XVII в., середина XVIII в., середина XIX в., — кото­рые заметно меняли цветовые характеристики целого ряда сюжетных деталей (фон, одежды, горки, деревья). Вместе с тем, несмотря на обилие поновительских за­писей, икона в определенной степени не утратила сво­ей художественной выразительности. Она явно не ли­шена определенного эстетизма, свойственного многим столичным памятникам первой трети XVII в. В произ­ведении присутствуют основные художественные атрибуты строгановской иконописи: несколько манерно изогнутые силуэты, изрезанные дробными линиями драпировки, здания и скалы. Однако, в отличие от «Тро­ицы» Назария Истомина, икона имеет иное цветовое решение и несколько упрощенный характер рисунка.


  14. Икона. Явление Богоматери преп. Сергию Радонежскому. Первая четверть XVIII в. В процессе реставрации.jpg    13. Икона. Явление Богоматери преп. Сергию Радонежскому. Конец XVII в. В процессе реставрации.jpg  
Икона. Явление Богоматери преподобному 
Сергию Радонежскому. Первая четверть XVIII в.
В процессе реставрации  
Икона. Явление Богоматери преподобному 
Сергию Радонежскому. Первая четверть XVII в.
В процессе реставрации  


Результаты технико-технологического исследования памятника говорят о том, что авторская живопись в це­лом соответствует канону русской технологической ико­нописной традиции XVI-XVII вв. Об этом свидетель­ствуют следующие признаки:

— каноническая стратиграфическая система, состо­ящая из определенной последовательности грунтовоч­ных, красочных, проклеивающих и покровных слоев;

— традиционный набор красных, желтых, красно-коричневых, желто-коричневых, коричневых, зеленых и белых пигментов, включая широкое использование различных земляных пигментов;

— канонический набор органических связующих: про­теина (белка) — в грунтах, желтка яйца — в красочных сло­ях, а также смол, масел и их смесей — в покровном лаке;

— отсутствие органических хроматических материа­лов — цветных лаков и органических пигментов;

— наличие металлических покрытий — золота, сереб­ра.

При этом в иконе была выявлена указанная особен­ность: многослойный грунт с характерными шаровид­ными пустотами во втором сверху слое. Этот признак может служить дополнительным фактором, свидетель­ствующим о монастырском происхождении памятни­ка.

1. В иконах триптиха «Явление Богоматери преп. Сергию Радонежскому» (СПМЗ Инв. 552), «Троица Вет­хозаветная « (СПМЗ Инв. 10559), «Явление Богоматери преп. Сергию Радонежскому» (СПМЗ Инв. 2837) во всех пробах живописи между верхними грунтовочными сло­ями и нижними расочными слоями обнаружены тон­кие подготовительные слои с мелкодисперсными силь­но измельченными минеральными наполнителями и протеином, который содержится в этом слое в большем количестве, чем в грунтах. Судя по всему, этот слой выполняет функции имприматуры:

— тонко выравнивает неровности верхней части грунта, что позволяет получить максимально «гладкую» живопись,

— дополнительно увеличивает сцепление грунта и красочного слоя,

— служит «гидроизолятором», то есть предохраняет впитывание жидких компонентов из невысохшего кра­сочного слоя в пористый грунт.

Обнаружение слоев такого типа позволяет по-новому взглянуть на монастырское иконописание и более высоко оценить степень совершенства его технологи­ческой традиции.

3. Примечательные результаты дало детальное ис­следование иконы «Явление Богоматери преп. Сергию Радонежскому» (Инв. 2837). Икона происходит из ос­новного монастырского собрания. Ее сюжет, иконогра­фический извод, стилистическая близость целому ряду аналогичных памятников из собрания музея (ранее хра­нившихся в монастырской ризнице или казне) дают ос­нования для предположения о монастырском проис­хождении произведения. По своему типу она относится к так называемым «раздаточным» иконам, которые на протяжении всего XVII столетия производились в Тро­ицком монастыре в огромных количествах.

Технологические признаки рассматриваемой иконы в целом типичны для русской иконописной традиции, однако в ней можно отметить некоторые особенности, характерные для техники европейской масляной живо­писи:

— присутствие масла в качестве связующего в чер­ных лессировочных слоях (поверх других красочных сло­ев),

— присутствие асфальта в качестве прозрачного чер­ного пигмента в тех же слоях, в некоторых случаях чер­ные слои с асфальтом можно отнести к авторским лессировочным слоям, применяемым для наложения теней,

— использование кобальтовой смальты и искусствен­ного азурита в синих красочных слоях, иногда в смеси с асфальтом (одеяния апостола Петра, архитектурные де­тали),

— применение красных органических пигментов («баканов»), а также розовых лаков на основе протеина (коллагена) и природного красителя в красочных и лес­сировочных слоях (мафорий Богоматери).

Таким образом, в произведении используется так на­зываемая «смешанная техника»: в большинстве сюжетных деталей красочные слои выполнены темперой, но в не­которых деталях в авторских красочных слоях найдено масло в качестве связующего и черный органический пигмент битум в качестве хроматического материала. Бла­годаря применению этих новых импортных материалов и технологических приемов художественный строй ико­ны приобретает новые качества. Ему свойственно совер­шенно иное сочетание декоративных характеристик, нежели в памятниках предыдущего периода: более глад­кие глянцевые поверхности с прозрачными и полупроз­рачными красочными слоями и высокой чистотой тона, иная система моделировки ликов и притенений в пись­ме доличного.

Подобные особенности иконы свидетельствуют о том, что ее автор был достаточно хорошо знаком с тех­нологическими традициями европейской живописи. Можно даже предположить, что он проходил обучение у европейских мастеров. Сопоставление полученных в процессе

исследования данных с материалами докумен­тальных источников приводит к любопытным резуль­татам.

1. Известно, что со второй трети XVII в. иконописцы Троице-Сергиева монастыря, наряду с традиционной для русской иконописи технологией использования главным образом минеральных красителей, широко использова­ли такие материалы, как баканы, то есть органические хроматические пигменты. Об этом свидетельствует Опись 1641 г., упоминающая в монастырской казне «к иконно­му письму красок: бакану виницейского два фунта, ба­кану ж в картонках фунт» (Опись 1641. Л. 361), а также указывающая, что за период с 1635 по 1641 годы «бакла­ну виницейского фунт изошел иконником и судопис­цом на монастырские дела» (Опись 1641. Л. 468-468об.).

Известно также, что в русской иконописи до начала XVII в. различные варианты баканов встречаются неча­сто и, как правило, связаны с иностранными мастера­ми (Лелекова, Наумова 1997. С. 455-457). Применение баканов начинает возрастать в первые десятилетия XVII в., а к концу столетия баканы становятся одним из ос­новных хроматических материалов иконописи (Голиков, Воскресенский, Жарикова, Воронцова 1997. С. 25-28; Голиков, Жарикова, Воскресенский, Холодилина, Воронцова 1998 а. С. 23-27; Голиков, Жарикова, Воскресенский, Холодилина, Воронцова 1998 б). Не случайно сам термин «бакан» впер­вые, по сведениям лингвистов, упоминается в Геннадьевской Библии 1499 г., затем эпизодически встречается в рукописях XVI столетия и только в XVII веке получает широкое распространение в памятниках русской средне­вековой письменности, в том числе содержащих рецеп­ты приготовления красок (Замятина 1997. С. 197-202). Широкое использование баканов в рассматриваемый период — признак достаточно высокого технологичес­кого уровня иконописного производства в Троице-Сергневом монастыре. Кроме того,

использование различ­ных вариантов баканов может служить дополнительным хронологическим признаком для атрибуции произве­дений.

2.Принято считать, что «иконописные службы даже самых крупных монастырей в общем и целом не пред­полагали системы обучения иконному делу мирян. В XVII-XVIII вв. эти службы были заняты собственными проблемами: починкой и поновлением храмовых ико­ностасов, написанием подносных икон и т.д.» (Тарасов 1995. С. 160). Однако документальный материал Троице-Сергиева монастыря свидетельствует об ином. Уже с середины XVII в. жители подмонастырских сел и сло­бод целенаправленно обучались живописному делу в Москве. В царских грамотах встречаются чрезвычайно редкие и ценные упоминания об обучении троицких учеников живописному ремеслу в столице. Эти сведе­ния касаются позднесредневекового периода. Так, Ука­зом царя Алексея Михайловича, посланным в Троице- Сергиев монастырь 17 июня 1659 г., велено прислать в Москву «сбежавших троицких учеников», которые были отправлены «для обучения живописному письму к живописцу Станиславу Лопуцкому» (Забелин 1850. С. 17-18). Живописная школа в Москве была организова­на в середине XVII в. Известно, что на протяжении всей второй половины XVII в. в ней преподавали иноземные мастера, главным образом немцы и поляки (Павленко 1994. С. 52). В частности, учителями этой школы были с 1643 г. немец Иван Детерс, с 1656 г. — «шляхтич г. Смо­ленска» Станислав Лопуцкий, а после него с 1667 г. — «иноземец цесарские земли» живописец Данило Вухтерс (Забелин 1850. С. 17-18, 43, 75-77, 81, 108). Именно к та­ким европейским мастерам были посланы обучаться живописному делу «троицкие ученики». Практика про­фессионального обучения живописному ремеслу у ино­странных мастеров способствовала тому, что уже с сере­дины XVII столетия троицкие иконописцы достаточно активно использовали в своих иконописных произве­дениях передовые европейские технологии. Это оказа­ло существенное влияние на дальнейшее развитие ико­нописного дела в Троице-Сергиевом монастыре и привело к качественным изменениям в иконах троиц­кого письма на пороге Нового времени.


Источник: Л.М. ВОРОНЦОВА. Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной России. – М.: Покрова, 2000. 283-308 с.


БИБЛИОГРАФИЯ

Антонова, Мнева 1963—Антонова В.И., МневаЕ.Н. Государствен­ная Третьяковская галерея (Каталог древнерусской живописи). М., 1963.

Арсений 1873—Арсений, иеромонах. Исторические сведения об ико­нописании в Троице-Сергиевой лавре //Сборник на 1873 год, изданный Обществом древнерусского искусства при Московском публичном му­зее под редакцией Г. Филимонова. М., 1873.

Балдин, Манушина 1996 — Балдин В.И., Манушина Т.Н. Троице-Сергиева Лавра. Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древ­нерусского искусства XIV-XVII вв. М., 1996.

Белоброва 1968 — Белоброва О.А. Живопись XIV века. Живопись XVI-XVII веков//Троице-Сергиева Лавра. Художественные памятники. М., 1968. С. 73-77,94-107.

Вздорнов 1970— Вздорнов Г.И. Новооткрытая икона «Троица» из Тро­ице-Сергиевой Лавры и «Троица» Андрея Рублева // Древнерусское ис­кусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней кня­жеств. XIV-XVI вв. М., 1970. С. 115-154.

Вкладная книга 1987— Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. М., 1987.

Воронцова, Зарицкая, Шитова 1992— Преподобный Сергий Радо­нежский в произведениях русского искусства XV-XIX веков. Каталог. Авторы-составители Воронцова Л.М., Зарицкая О.И., Шитова Л.А. (Б.м.), 1992.

Воронцова 1996— Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедни­ка. Новые поступления и открытия реставрации. Альбом-каталог. Автор текста и составитель Л.М. Воронцова. Сергиев Посад, 1996.

Голиков, Воскресенский, Жарикова, Воронцова 1997— Голиков В.П., Воскресенский Д.Л., Жарикова З.Ф., Воронцова Л.М. Русская иконо­пись второй половины XVII века: технологические предпосылки // Фи­левские чтения. Тезисы конференции 22-25 декабря. 1997 г. Москва, 1997. С. 25-28.

Голиков, Жарикова, Воскресенский, Холодилина, Воронцова 1998а — Голиков В.П., Жарикова З.Ф., Воскресенский Д.Л., Холодилина К.В., Воронцова Л.M. Баканы и русская иконопись: применение сведений о ба­канах для экспертизы и атрибуции иконописи //III Научная конференция «Экспертиза произведений изобразительного искусства». Материалы. 1997. Москва, 1998. С. 23-27.

Голиков, Жарикова, Воскресенский, Холодилина, Воронцова 1998 б — Голиков В.П., Жарикова З.Ф., Воскресенский ДЛ.,Холодилина К.В., Во­ронцова Л.М. «Колористическая революция» в русской иконописи вто­рой половины XVII века и ее технологические предпосылки // Реставрацiя музейних памяток в сучасних умовах. Проблеми та шляхи ix вирiшення. Мiжнародна науково-практична конференцiя, присвячена 60-рiччю На­ционального науково-дослiдного реставрацiйного центру Украiни. Тезита матерiалы доповiдей. 27-29 травня 1998 року. Киiв, 1998. С. 33-38.

Воскресенский, Воронцова, Голиков, Жарикова, Холодилина 1998 в — Воскресенский Д.Л., Воронцова Л.M., Голиков В.П., Жарикова З.Ф., Холодилина К.В. О некоторых особенностях троицких икон XVII в. // Международная конференция. Троице-Сергиева Лавра в истории, куль­туре и духовной жизни России. 29 сентября - 1 октября 1998 г. Тезисы докладов. Сергиев Посад, 1998. С. 62-65.

Забелин 1850— Забелин И.Е. Материалы для истории русской ико­нописи // Временник Императорского Московского общества истории и древностей российских. Кн.7. М., 1850.

Забелин 1894— Забелин И.Е. Перечень иконописных и живописных московских дворцовых и городовых мастеров XVII столетия // Русский художественный архив. 1894. Вып. 2.

Замятина 1997— Замятина Н.А. Терминология русской иконописи. М., 1997.

Иванова, Куклес, Попов 1968— Иванова И., Куклес А., Попов Г. Му­зей Древнерусского искусства имени Андрея Рублева. М., 1968.

Клитина 1990— Клитина Е.Н. Опись Троице-Сергиева монастыря 1641 г. / Древнерусское и народное искусство. СЗМ. М., 1990. С. 7-16.

Книга о новоявленных чудесах... 1888— Книга о новоявленных чуде­сах преподобного Сергия, творение келаря Симона Азарьина. Сообщил С. Ф. Платонов/ОЛДП. СПб., 1888.

Косцова 1992— КосцоваА.С. Древнерусская живопись в собрании Эрмитажа. СПб., 1992.

Косцова 1992— Косцова А.С. Иконы «Сергиево Видение» XVII века из собрания Государственного Эрмитажа — памятники иконописания Троице-Сергиева монастыря / У истоков русской культуры XII-XVII века. Государственный Эрмитаж. Сборник статей. СПб., 1995. С. 71-78.Лебедева 1968— Лебедева Ю.А. Андрей Рублев и живопись XV века / Троице-Сергиева Лавра. Художественные памятники. М., 1968. С. 77-94.

1000-летие.../Каталог/1988— 1000-летие русской художественной культуры. М., 1988.

Лелекова, Наумова 1997— К изучению материалов и техники средне­вековой живописи /Древнерусское искусство. Исследования и атрибу­ции. СПб., 1997. С. 454-465.

Манушина 1990— Из новых поступлений древнерусского искусст­ва/Древнерусское и народное искусство. СЗМ. М., 1990. С. 75-82.

Николаева 1966— Николаева Т.В. Троицкий живописец XVI в. Ев­стафий Головкин / Культура Древней Руси. М., 1966. С. 177-182.

Николаева 1969— Николаева Т. В. Собрание древнерусского искус­ства в Загорском музее. Л., 1969.

Николаева 1977— Николаева Т.В. Древнерусская живопись в соб­рании Загорского музея. М., 1977.

Олсуфьев 1920— Олсуфьев Ю.А. Опись икон Троице-Сергиевой лав­ры до XVIII века и наиболее типичных XVIII и XIX веков. Сергиев Посад. 1920.

Павленко 1994— Павленко А. А. Иконописное и живописное дело в Москве на рубеже XVII-XVIII веков / Филевские чтения. Вып. VII. М., 1994. С. 52-61.

Пречистому образу... 1995— «Пречистому Образу Твоему поклоня­емся...» Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995.

Смирнова 1988— Смирнова Э.С. Московская икона XIV-XVII ве­ков. Л., 1988.

Сорокатый 1998— Сорокатьгй В.М. Иконы мастеров Клементьевской слободы в собрании музея им. Андрея Рублева. Международная кон­ференция. Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. 29 сентября — 1 октября, Сергиев Посад. Тезисы докладов. (Мос­ква), 1998. С. 59-61.

Тарасов 1995— Тарасов О.Ю. Икона и благочестие. Очерки икон­ного дела в Императорской России. М., 1995.

Троица 1989— Троица Андрея Рублева. Антология. Сост. Г.И. Вздор­нов. М., 1989.


STSL.Ru


25 декабря 2013

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.