Не плачи! Архимандрит Тихон (Агриков)

Не плачи! Архимандрит Тихон (Агриков)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В палестинском городке Наин бедная вдова навеки прощается со своим единственным сыном. Кто в силах утешить ее в этом безысходном материнском горе? Навстречу печальной процессии движется группа людей. То Иисус, великий Пророк, недавно появившийся в Иудее, ходит по палестинским дорогам, окруженный преданными учениками. Слух о Нем облетел всю страну. Он уже стольких исцелил, утешил... Кажется, никакое горе, никакая болезнь, скорбь не могут превзойти Его благодатной силы. И вот Он, Утешитель плачущих и скорбных, идет навстречу. Сколько любви, сколько понимающего сочувствия в Его взоре! Он не остается безучастным к материнскому горю, готов помочь безутешной вдове. «Не плачи» (Лк. 7:13), – слышится Его спокойный, кроткий голос.

«Не плачь! Я знаю, как тяжело тебе. Я вижу, что с сыном уходит твоя жизнь... Но не плачь, Я помогу тебе, Я не могу тебе не помочь...» Мать стоит и чувствует силу Его слов, но еще не может поверить, не знает, о чем это Он... А Господь уже стоит возле гроба, уже обращается к бездыханному телу: «Юноша! тебе говорю, встань!» (Лк. 7:14).

О дивное чудо! «Мертвый ожил, сел и стал говорить» (Лк. 7:15). Мать не помнит себя от радости, а присутствующих охватывает изумление и невыразимый страх. Великий пророк восстал в Израиле, «и Бог посетил народ Свой» (Лк. 7:16). Так милосердие встретилось со скорбью и погасило ее.

Дорогие мои, в утешение вам хочу сказать, что хотя происходило это давно, но милосердие Божие не ушло с земли. Господь и теперь пребывает между нами, «исцеляя всяк недуг и всяку язю в людех» (Мф. 4:23). «...Аз с вами есмъ во вся дни до скончания века» (Мф. 28:20.) – это не пустые слова, это истинное обещание Спасителя. Своим благодатным утешением Он утоляет всякую скорбь, утешает во всякой печали, вселяет надежду при самых непоправимых потерях.

«Не плачи, – говорит Он тебе, потерявшей родных, любимого мужа, единственного сына, оставшейся одинокой, бесприютной, безутешной. – Настанет час, и вы снова увидитесь, насладитесь вечной общей радостью в Моих небесных селениях».

«Не плачи, – говорит Он страдающему тяжелой, неизлечимой телесной болезнью, – не отчаивайся, не ропщи, твое тело тлеет, а душа обновляется для лучшей жизни на небе. Не плачи, и ты, изнемогающий от тяжелой внутренней борьбы, от болезней душевных, от грехов. Я вижу твои старания и твою немощь, ты ничего не можешь без Меня, но Я исцелю тебя Своим прощением. Я исцелял не таких, как ты, убелял самые что ни на есть почерневшие души, только ты будь бодр и верен Мне. И ты, обиженный, поруганный, оклеветанный, страдающий невинно, ты тоже не плачь. Тебе очень тяжело, но ведь Я Сам все это перенес, и тебе теперь надо бы радоваться тому, что идешь Моим путем».

Не плачьте и вы все, дорогие мои. В нашей жизни нет места безнадежным слезам. И то правда, что скорбей у нас очень много. Так было, есть и будет, так и должно быть. Земля для нас, грешных, – место изгнания, здесь – время испытания, а мы, слабые, малодушные, унываем, плачем, порой только тогда и обращаемся к Богу, когда постигнет нас скорбь.

Господь милосердный всегда принимает и утешает, даже в небольших скорбях. Но по-настоящему мы должны плакать не об этих, пусть и тяжелых, но все-таки временных испытаниях и лишениях. Господь ублажил плачущих о грехах своих, о неисправимости, о неспособности к труду, добру, о многих страстях, гнездящихся в сердце. Вот о чем надо плакать, потоки слез проливать! А мы об этом как раз и не плачем, и на исповеди-то ни слезинки нет у нас...

Прп. Пимен Великий говорит: «Желающий избавиться от живущих в нем грехов плачем избавляется от них, и желающий не впадать вновь во грехи плачем избегнет от падения в них». Плач покаяния, как единственный способ очищения души, как верная защита от новых падений предан нам Писанием и отцами. Они и сами жизнь свою проводили в подвигах, постоянной слезной молитве и нам заповедали идти этим путем.

Сколько же у нас причин, сколько побуждений для спасительного плача! Мы должны плакать о прошлых грехах, нынешней греховной жизни, неисправимости, будущей участи – будем гореть в огне гееннском, если здесь слезами не погасим свои страсти. Плакать о наших погибающих ближних. Эти слезы Богу дороже всего, их Он соберет в золотой сосуд и воздаст вечной радостью за эту печаль ради Бога, которая, по слову апостола, «производит неизменное покаяние ко спасению» (2 Кор. 7:10).

«Сеющии слезами, радостию пожнут» (Пс. 125:5), – говорит древний царственный пророк, сам изведавший силу и пользу покаянных слез.

Так будем же, возлюбленные братия и сестры, пока не поздно, сеять слезные семена спасительного покаяния и смирения, которое ублажает Господь. Будем меньше печалиться о земном, меньше обращать внимания на временные печали, а больше заботиться о вечной пользе для своей бессмертной души. Будем просить у Господа великого дара благодатных слез, которые очищают, облегчают грешную душу, которые Сам Господь обещал утолить и вознаградить вечной радостью спасения. Аминь.


17 августа 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».