На Пятницком подворье Лавры открылся цикл еженедельных лекций-встреч «Веровать разумно!»

На Пятницком подворье Лавры открылся цикл еженедельных лекций-встреч «Веровать разумно!»
В воскресенье, 7 сентября, Пятницкое подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры открыло цикл еженедельных лекций-встреч «Веровать разумно!». Встречи ведет преподаватель Московской духовной академии, кандидат философских наук иеродиакон Симеон (Мазаев). Начало – 12.30 в Пятницком храме.

Приглашаем всех желающих!

План лекций 1. Человек в поисках счастья.

«Проблема царевича Гаутамы» и ее решение. Как неудачная попытка построить личное счастье привела к возникновению первой мировой религии. Утраченный идеал счастья: буддистский пессимизм, стоический героизм и христианская надежда (сравнительный анализ трех стратегий). Русский философ Константин Леонтьев: почему человек становится монахом?

2. Имя долга.

От стремления к счастью – к осознанию долга. Почему добро часто оборачивается «медвежьей услугой»? Родственность имен «смирение» и «долг» в философской традиции Запада и Востока: заочная полемика спартанцев и японских камикадзе, Толстого и Достоевского, мастеров Возрождения и современных авангардистов. Как Ницше и Экзюпери сошлись в едином мнении с Карлосом Кастанедой, а Пушкин последовал правилу Конфуция.

3. Феномен веры.

Августин о проблеме соотношения веры и знания. «Адамов комплекс» и путь к вере: почему один человек верит, а другой нет? Споры вокруг доказательств бытия Бога. Апории Зенона: античные обоснования возможности чуда. Вера и разум: конфликт или взаимодействие? Доктор Фауст и разочарование в науке: начало философии как поиск Абсолюта, первый кризис философии и сократический переворот. Теодицея: где Бог, когда творится зло?

4. Философские основания христианской этики.

Преступление и наказание: грех как антропологический просчет. Искушение. Добро и цена, которую нужно за него заплатить. Верность как добродетель: «чтобы создать великую культуру, нужно вести оседлую жизнь» (И. Ильин). Сыновняя почтительность: заповедь о покорности властям и аргумент Конфуция. Зачем нужна добродетель девства? Аргумент Эмпедокла против т. н. «гражданского брака». «Кощунство» как категория художественной критики.

5. Духовная жизнь.

Благодарность как минимум религиозного чувства. Посты и прочие самоограничения: объяснение Распэ в одной из историй о бароне Мюнхгаузене.
Заповеди блаженства: кто такие нищие духом, плачущие, кроткие и милостивые? Почему именно они определяются как идеал устроения христианина? «Теория разбитых окон»: как некоторые законы духовной жизни были открыты социологами. «Последний человек» Ф. Ницше и общество спектакля Ги Дебора в рамках христианской эсхатологии.

6. Имя любви.

Платон о природе красоты и любви. Виды любви и христианское понимание значения каждого из них. Платоническая любовь (Агапе) и христианский идеал. Как возможна любовь к ближнему, который ее не заслуживает? Неразделенная любовь и три монашеских способа ее преодоления.

7. Творчество.

«Гений и злодейство – вещи несовместные»? А. Пушкин и И. Ильин о творческой стратегии. Научная истина и поиск путей решения задач. Почему ум у всех одинаков, а отличие гения от посредственного ученого лежит в духовно-нравственном измерении. Гений в искусстве: почему художник не может обойтись без аскезы. Феномен «цветов зла». Призвание и дар Божий. Смысл заповеди «не сотвори себе кумира».

Теги: Подворья
9 сентября 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.