Митрополит Иоасаф и Троице-Сергиев монастырь

Митрополит Иоасаф и Троице-Сергиев монастырь
Архимандрит Макарий (Веретенников),
насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Древняя Русь знает трех Предстоятелей Русской Церкви с именем Иоасаф: два возглавляли ее в XVII в. в Патриаршем сане и еще один был Митрополитом в XVI в. Митрополит Иоасаф относится к числу тех Первосвятителей, кто был недолго на Московском престоле, и в трудах по Истории Русской Церкви ему уделено мало внимания [1].   

Активная деятельность святителя Иоасафа приходится на конец правления Василия III и начало Иоанна IV. Он происходил из рода Скрипицыных [2], его рождение, очевидно, следует датировать последней четвертью XV в. Известно предположение, что это бывший священник Георгий Скрипица из Ростова, который писал возражения на решения Собора 1503 г. о вдовом духовенстве [3]. Актовый материал свидетельствует о том, что некоторые родовые вотчины Скрипицыных в виде вкладов в течение времени отходят к Троицкому монастырю. Поэтому, вполне логично, что будущий Митрополит из рода Скрипицыных принял постриг в Троице-Сергиевой обители с именем Иоасаф, став затем ее настоятелем. Жизненный путь Митрополита Иоасафа, насколько он известен по источникам, можно разделить на три периода: настоятельство в Троице-Сергиевом монастыре (1529-1539 гг.), Первосвятительство (1539-1542 гг.) и, наконец, пребывание на покое (1542-1555 гг.).   

В игумены Троице-Сергиева монастыря он был поставлен, очевидно, Митрополитом Даниилом (1523- 1539; +1547). Летописи и актовый материал донесли до нас свидетельства о его трудах времени настоятельства. Еще ранее «старец Асафъ Скрипицын» участвует в межевании монастырских земель в Переславском уезде [4] и Московском [5]. Спустя год после посвящения его в настоятели в Троице-Сергиевом монастыре было совершено Крещение сына Великого князя Василия, Иоанна, будущего первого Русского царя, «священнодействием настоятеля обители тоя, игуменом Иоасафом мужем добродетельным, иже последи бысть Митрополит всея Руси» [6]. Воспреемниками будущего Грозного царя были преподобный Даниил Переяславский (+1540: пам. 7 апр.) и старец Кассиан Босой (+1532) из Волоколамского монастыря. 

  
Свт. Иоасаф. Икона ок. 1949 г., Рака мощей свт. Иоасафа, Сергиев Посад.

Княжеский младенец родился от второго брака Василия III, женившегося на Елене Глинской (+1538). Интересна родословная Иоанна Грозного. 10 декабря совершается память Стефана и Ангелины правителей Сербских. Святая Ангелина была дочерью Албанского князя Аранита, или Арианита, Комнина. Одна из его дочерей, то есть сестра Ангелины, была замужем за албанским народным вождем и героем Скандербергом [7]. В 1509 г. князь Василий III оказал помощь Ангелине в связи со строительством храма через прибывшее от нее посольство. Строительство храма было задумано для устроения места упокоения ее супруга [8]. Сын святой Ангелины, деспот Иован, был женат на Елене Якшич. От этого брака родились три дочери: одна из них вышла замуж за Волошского воеводу Петра, другая — за князя Ивана Вишневецкого. Сестра Елены Якшич, Анна (внучка Ангелины), вышла замуж за князя Василия Львовича Глинского. От этого брака родилась Елена Глинская, мать Иоанна Грозного [9]. Таким образом, Иоанн Грозный имел особое положение в Православном мире, оказавшись наследником Византийского царственного дома последних Палеологов через свою бабку Софию Палеолог и одновременно в родстве с Сербскими деспотами и Молдавскими господарями через мать — Елену Глинскую.   

Другого сына князя Василия III, Юрия, в 1533 г. «крестил... у Богоявления на Троецком дворе в славном царствующем граде Москве Троецкий игумен Асаф Скрыпицын, да старець Данил ис Переславля, ноября в 3 день, в неделю» [10].

Согласно одной из последних жалованных грамот, данной Московским князем Василием III Троицкой обители при игумене Иоасафе, монастырские власти полностью распоряжались по своему усмотрению монастырскими вотчинами в Суздальском, Юрьевском и Боровском уездах [11].

В 1533 г. незадолго до своей кончины князь обращался к Троицкому игумену Иоасафу: «Помолись, отче, о земском строении и о сыне моем Иване, и о моем согрешении. Дал Бог и велики чюдотворець Сергий мне вашим молением и прошением у Бога сына Ивана. И аз крестил его у чюдотворца и дал есми его чюдотворцу, и на раку чюдотворцеву его положил. И вам есми, отче своего сына на руки дал. И вы молите Бога и Пречистую Его Матерь и великих чюдотворцов о Иване о сыне и о моей жене горчици. Да чтоб еси игумен прочь не ездил, ни из города не выежщал» [12]. Затем игумен Иоасаф участвует в монашеском пострижении Великого князя Василия III перед его кончиной, совершенном Митрополитом Даниилом [13].

После кончины Василия III на Московский престол взошел его сын Иоанн Грозный, будущий первый царь на Руси. С началом нового правления вскоре был пересмотрен и подтвержден целый ряд льготных монастырских грамот. Это было 9 февраля 1534 г. При этом была подтверждена грамота о невзымании «туковых» денег [14] с некоторых принадлежащих монастырю сел [15], отменялась пошлина при провозке монастырских товаров [16]. Великий князь подтвердил грамоту судебного характера [17], другой грамотой обитель преподобного Сергия освобождалась от пошлин [18], грамоту «о дозволении держать клеймо» [19]; грамоты, чтобы в монастырских селах не брались корма [20], о монастырских льготах в Переславле [21] и др. В целом было подтверждено не менее 24 грамот, которые были скреплены подписью дьяка Афанасия Курицына [22]. Кроме подтверждения ранее данных грамот Иоанн IV дал жалованную грамоту «на судные сроки крестьянам Кашинской отчины» Троице-Сергиева монастыря [23]. Через 18 дней был подтвержден еще ряд грамот, предоставляющих пошлинные льготы монастырю [24]. В 1536 г. Великий князь своей грамотой воспретил отягощать излишними работами троицких крестьян в Переславском уезде [25].

В 1537 г. Троицкий игумен Иоасаф обратился с просьбой к Великому князю о запрете торга у Киржачского монастыря, так как «... под ... манастырем у Пречистой на Киржачи, ... на манастырской земле, торгуют в год на три празники, а съезжаютца торговати многие люди, а торгуют всяким товаром». В связи с возникавшими при этом нестроениями торг при Киржачском монастыре был отменен [26]. Монастырским казначеем при игумене Иоасафе был старец Серапион (Курцов) [27], впоследствии — настоятель обители (1549-1551), а затем архиепископ Великого Новгорода (1551-1552).

Настоятели обители преподобного Сергия нередко были возводимы на Московский Первосвятительский престол. Первым был Митрополит Симон (1495-1511), вторым — святитель Иоасаф. Никоновская летопись довольно подробно говорит о его поставлении: «Тоя же зимы Великий государь и самодƀржец Иван Васильевичь всея Русии послал по всех архиепископов и епископов, иже, под его государьством: съшедшимъся архиепископом и епископом в преименитый и царствующий град Москву, и бывшу взысканию доволну о Митрополите, и Божественным судбам, по благодати Святаго Духа, и Великаго государя и самодерƀжца изволением и съветом архиепископлим и епископлим и всего священнаго Събора Великиа Росиа, избран и наречен на Митрополию Иоасаф Скрыпицын, игумен Сергиева монастыря Живоначальныя Троицы. А возведен на двор Митрополичь месяца февраля 6 в четверток Мясопустныя недели; а съверъшен бысть Митрополитьм на превысокий престол Великиа Росиа того же месяца 9, в неделю Мясопустную; а на поставлении его бяше Макарий, архиепископ Великаго Новаграда и Пъскова и епископи Акакий Тферский, Иона Рязанский, Васьян Коломенскый, Досифей Сарьский, Алексий Вологотский» [28]. В «Актах Археографической экспедиции» [29] опубликован довольно подробный Чин поставления Митрополита Иоасафа. Возглавивший интронизацию Новгородский владыка Макарий дал «повольную» грамоту Митрополиту Иоасафу [30].

Интронизация Митрополита Иоасафа была в феврале, а в первые три воскресения марта он поставил трех новых иерархов: Ростовского архиепископа Досифея (1539-1542), бывшего до этого игуменом Кирилло-Белозерского монастыря (1533-1539) [31]; настоятеля Ферапонтова монастыря игумена Ферапонта (1530-1539) возвел во епископа Суздальского (1539-1543) [32], наконец, 16 марта посвятил Смоленского епископа Гурия (Заболоцкого; 1535-1555) [33].

К области литургической-иерархической деятельности Митрополита Иоасафа следует отнести поставления им в диаконы, затем в священники и возведение в настоятели Симонова монастыря «Исака Собаки», который ранее, при Митрополите Данииле, был осужден на Соборе вместе с преподобным Максимом Греком [34]. Перед этим святитель Иоасаф писал к бывшему Митрополиту Даниилу, находившемуся на покое в Волоколамском монастыре: «Отпиши де мне, что Исакова ересь» [35]. Как отмечается, «заинтересованное отношение Иоасафа к судьбе Исаака Собаки объясняется, по всей видимости, библиофическими наклонностями. Личность Исаака Собаки более всего привлекала его как непривзайденного мастера книгописного дела» [36].

Одним из первых актов, рассмотренных святителем Иоасафом, является подтверждение им прежних льгот Иосифо-Волоколамскому монастырю при игумене Нифонте (1522-1543). «А подписана лета 7047-го июня в 12 день. И подписал митрополичий дьяк Матвей Корятнев» [37].

При Митрополите Иоасафе в Москву в 1540 г. для поклонения приносились из Ржева «образ Пречистые царици Богородици Девици Марии Одигитриа, да на поле у Пречистыа образ святитель Христов Никола, да другая икона Крест честный. И всретоша чюдотворныа иконы с кресты пресвященный Митрополит Иоасаф со всем освященным Събором» [38]. Перед этим Митрополит Иоасаф соборне рассмотрел сведения о чудесах, происшедших от новоявленных икон [39]. На этом месте в память сретения чудотворного образа был построен затем храм. С этих образов затем писались копии, в честь Оковецкой, или Ржевской, иконы была установлена память 8 июля. Традиционно в Москве в дни сретения чудотворных икон совершались крестные ходы. «К храмам, поставленным у западного края города (Москвы. — а. М.), направлялись крестные ходы в дни празднований ржевским иконам 29 ноября, «к Пятнице Ржевской в Чертолье» и 11 июля» [40].

Следующее летописное сообщение, где упоминается имя Митрополита Иоасафа, относится к тому же году: «Того же месяца 25, в неделю, пожаловал князь великий Иван Васильевичь всея Русии, по отца своего пресвященнаго Иоасафа Митрополита печалованию, князя Ивана Феодоровича Бельскаго из нятства выпустил и опалу свою отдал и гнев свой ему отложил и очи свои ему дал видети. И о том възнегодовал князь Иван Васильевич Шюйский, на Митрополита и на бояр учал гнев дръжати и к Великому князю не ездити, ни боляры съветовати о государьскых делах, ни о земскых, а на князя на Ивана на Бельскаго великое враждование имети и зло на него мыслити; и промеж бояр велик мятеж бысть» [41]. Под 1541 г. в летописи говорится еще об одном печаловании Митрополита Иоасафа [42]. Их успешность свидетельствует об авторитете Святителя.

Летом 1541 г. было нашествие на Москву Крымского хана. Митрополит Иоасаф в это время творил молебные пения в Успенском соборе об избавлении от бедствия и разорения. Великий князь «иде в церковь и начя со слезами молитися и прикладыватися ко святым иконам. И благословение взем у отца своего Иасафа Митрополита и поиде на свои двор, а отцу своему Иасафу Митрополиту повеле с собою итти» [43]. Здесь на совете Первосвятитель высказывался за необходимость присутствия государя в Москве во время ожидаемой осады, для поддержания мужества москвичей.

В том же 1541 г. Иоанн IV дал жалованную грамоту протопопу в Балахне на право освящения храмов и взимания пошлин при этом. В грамоте он ссылается при этом на Главу Церкви: «Да и отець наш Иасафъ, Митрополит всеа Руссии, нам о томъ говорил, что пригоже быти церковному священью и знамена давати на Балахне Вознесенскому протопопу з братьею» [44].

Будучи Первосвятителем, Митрополит Иоасаф давал вклады «на память своей души», о чем сохранились некоторые сведения. В 1542 г. он дал вклад в Успенский Собор — Устав Церковный, рукопись конца XV-XVI в. [45] В том же году незадолго до своего низведения с престола он дал вклад в Троицкий монастырь: «7050 (1542)-го году февраля в 12 день преосвященны Иасаф Митрополит Московский и всеа Русии дал вкладу санник сер» [46].

19 марта был поставлен новый Московский Митрополит — святитель Макарий (+ 1563; пам. 30 дек.). А чуть позднее «марта в 28 день Иасаф же Митрополит дал вкладу 3 чарки серебряны гладкие, а третьяя с образцы, венцы золочены. Иасафа ж Митрополита вкладу написано в ризных отписных книгах 83 (1574/75)-го году: Евангелие в десть на бумазе, поволочено бархатом рытым, верхняя дцка чеканная серебрена позолочена, на ней 4 камени: 2 яхонты лазоревы, камень лал, камень бирюза. Кругом жемчугом сажено. Евангелисты серебряные чернью наведены, застенки на червчатом бархате жемчугом сажены з дробницею, застежки и спни серебряны, писано в книгах Евангелие 2-е» [47].

Говоря о низведении Митрополита Иоасафа, следует вспомнить некоторые сведения из Жития преподобного Даниила Переяславского чудотворца (+1540: пам. 7 апр.). В 1540 г. в Переславле было открытие мощей благоверного князя Андрея Смоленского (+не ранее 1390; пам. 2 окт.). На это было получено благословение Митрополита, но затем, когда от него прибыла комиссия, преподобный Даниил был обвинен в самовольстве, что 4 очень огорчило старца, и он предрек, что Митрополит Иоасаф недолго пребудет на Первосвятительском престоле [48].

В «Пдрственной книге» об этом говорится более подробно: «Пойман бысть Великаго князя боярин, князь Иван Федорович Бельский, без Великаго князя ведома, советом боярским, того ради, что его Государь у себя в приближении держал, и в первосоветниках, да Митрополита Иасафа; и бояре о том вознегодовали на князя Ивана, и на Митрополита; и начата зло советовати с своими советники. А Митрополиту Иоасафу начаше безчестие и срамоту чинити великую, и по клии шибати. Иоасаф Митрополит не возможе того терпети, соиде с воего двора на Троицкое подворье» [49]. Здесь его едва не убили «бысть мятеж велик в то время на Москве; и государя в страховании учиниша». По взятии князя Бельского, «бояря пришли к государю в постельныя хоромы не по времени, за три часы до света, и пети у крестов заставили. А Митрополит Иоасаф в те поры пришел к Государю в комнату; и бояря пришли за ним к Государю в комнату с шумом. И сослаша бояря Митрополита на Белоозеро в Кирилов монастырь» [50]. Об этом событии вспоминал впоследствии царь Иоанн в своем послании к князю А. Курбскому: «... да и Митрополита Иосафа с великим бесчестьем с Митрополии согнаша» [51]. Его приемник, святитель Макарий, писал об этом в своей духовной грамоте: «... в лето 7050-е Первопрестольник великий господин преосвященный Иоасаф, Митрополит всея Русии, остави Митрополию Рускую и отойде в Кирилов монастырь, в молчальное житие» [52]. Таким образом, Первосвятительство Митрополита Иоасафа пришлось на время малолетства Иоанна Грозного, характерное борьбой боярских группировок, в результате которой, как и Митрополит Даниил, святитель Иоасаф был сведен с престола.

Пребывая в Кирилло-Белозерском монастыре, он дал в обитель вклады, и память о нем молитвенно творилась в день его кончины, о чем свидетельствует запись в Кормовой монастырской книге [53] и Синодике [54]. Возвратился святитель Иоасаф в обитель своего пострижения, как отмечают исследователи, в 1547 г. [55] Однако это произошло несколько ранее, так как уже на одной вкладной грамоте 1545/1546 г. Троицкому монастырю Митрополит Иоасаф назван в числе послухов [56]. Можно говорить о высоком уровне умственной жизни в Троицкой обители в середине XVI в., когда в ней находился также преподобный Максим Грек [57], трудился энергичный келарь старец Адриан (Ангелов) [58] и т.д.

Сохранились некоторые сведения о святителе Иоасафе последнего времени, то есть пребывания на покое. В 1548 г. возникла переписка Митрополитов Макария и Иоасафа в связи с Исаком Собакой, которого Митрополит Иоасаф в свое время возвратил из заключения и возвел в настоятели Симонова монастыря. В феврале 1549 г. Исак Собака был соборне осужден [59]. В 1551 г. в Троицкий монастырь привозили на отзыв постановления Стоглавого Собора. Сотая глава соборных материалов является ответом Митрополита Иоасафа. Он дает оценку некоторым постановлениям либо оговаривает некоторые исключительные случаи, выходящие за рамки соборных решений [60]. В 1552 г., бывший Митрополит Московский Иоасаф встретил в обители преподобного Сергия, возвращавшегося из победного похода царя, покорителя Казани [61].

Однако в послании царя Иоанна в Кирилло-Белозерский монастырь, написанном в 1578 году, находятся нелицеприятные слова автора в адрес своего крестного отца: «... а Асаф, что был Митрополит, снялся, (т.е. спорил. — а.М.) с Коровиным, да меж себя бранятся» [62]. В другом месте того же послания мы читаем: «... а Асаф Митрополит не мог уговорить Арсения Айгустова, чтобы поваров прибавить перед Чудотворцем». Ниже он добавляет: «Пригоже ли так в Кирилове быти, как Иосаф Митрополит у Троицы с крылошаны пировал» [63].

На сегодняшний день известно 29 книг, принадлежавших Митрополиту Иоасафу [64]. Предполагается, что они были переписаны в скриптории Митрополита Даниила и потом попали к Митрополиту Иоасафу, когда он взошел на Митрополичий престол. Они находятся ныне по преимуществу в Российской Государственной Библиотеке в собраниях Троице-Сергиевой Лавры и Московской Духовной Академии. В Троицком собрании из его книг сохранились два Апостола [65], толкование на Священное Писание: две книги святителя Иоанна Златоуста — на Евангелиста Матфея [66], а так же Учительное Евангелие [67]. Из его богослужебных книг сохранилась Следованная Псалтирь [68], ноябрьская Минея [69] и Трефологион [70]. Аскетический раздел библиотеки содержит «Слова святителя Василия Великого о постничестве» [71], «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника [72], Поучения аввы Дорофея [73]. К агиологии относятся два сборника житий святых [74] и Киево-Печерский Патерик [75]; а также два Тактикона инока Никона Черногорца [76] и его же Пандекты [77]. В фонде МДА сохранилась его рукопись, содержащая Мерило праведное [78] и др. В книжном собрании Святителя находились также книги с произведениями его современников: это «Миротворный круг» новгородского священника Агафона [79]; рукопись с трудами преподобного Максима Ерека, составленная им самим и им же правленная [80]. Святителю «Иоасафу принадлежала рукопись с текстом так называемой Иоасафовской летописи (ЕБЛ, собр. МДА, IV, 83). Эту рукопись обнаружил А.А. Шахматов, он же установил принадлежность ее бывшему Митрополиту Иоасафу... Поэтому и летопись ... А.А. Шахматов назвал Иоасафовской» [81].

Библиотека Митрополита Иоасафа разнообразна по своему составу и весьма ценна. «Судя по сохранившейся библиотеке Иоасафа, он был не просто большим любителем книжности, но и ценителем художественного оформления рукописей» [82]. Часть рукописей для Митрополита переписал Симоновский игумен Исак Собака. Одно Евангелие, начатое по благословению Митрополита Иоасафа, он не успел закончить, как Первосвятитель был сведен с престола [83]. Собиранием книг святитель Иоасаф занимался даже будучи в Кирилло-Белозерской обители, о чем свидетельствует сравнение содержания его книг с кирилло-белозерскими сборниками. Благодаря этому в митрополичьей библиотеке имеются автографы известных кирилло-белозерских иноков Нила (Полева) и Гурия (Тушина) [84].

Святитель Иоасаф, как считает Архиепископ Филарет Черниговский, и сам усердно занимался исправлением книг. Он приводит такую выдержку из одной митрополичьей рукописи: «Божиею благодатию и Пречистая Богородицы помощию переписал житие святых преподобных отец. Писал же с разных списков, тщася обрести правый. И обретох в списках много неисправлена. И елика возможна моему худому разуму, сия исправлял; а яже невозможна, сия оставих, да имущии разум больший нас, тии исправят неисправленная и пополнят недостаточная» [85].

В середине XVI в. настоятель Антониева монастыря в Великом Новгороде игумен Маркелл Безбородый написал службу святым Иоасафу и Варлааму индийским, поводом для чего, предположительно, могла послужить личность Митрополита Иоасафа, получившего в монашестве имя индийского подвижника [86].

Скончался Митрополит Иоасаф на покое в обители своего пострижения — в Троице-Сергиевом монастыре 27 июля 1555 г. и был погребен в келии преподобного Сергия87. Память его отмечена в Лаврском Месяцеслове [88]. Его имя входит в состав собора Радонежских святых [89].


Источник: Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной России. Материалы международной конференции – М.: Подкова, 2000. 85-102 с.


Примечания


[1] Макарий Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. - М., 1996. Кн. 4.4.1. С. 114-116; Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. - М., 1900. Т.2. 4.1. С. 739-743. См. также: Московский Патерик. Жития святых / Составители игумен Иосиф (Шапошников). ЯЛ. Шилов. - М., 1991. С. 202.

[2] Род Скрипицыных известен по актовому материалу, начиная с конца XV в. (См.: АСЭИ. - М., 1952. Т. 1. С. 444. № 565). Известны вклады Скрипицыных в Троице-Сергиеву обитель (Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря / Изд. подготовили Е.Н. Клитина, Т.Н. Манушина, Т.В. Николаева. - М., 1987. С. 90-91).

[3] Дмитриева РП. Иоасаф (Скрипицын) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2: (Вторая половина XIV-XVI в.). Ч. 1: А-К. - Л., 1988. С. 409. Совсем курьезно утверждение, что Патриарх Иоасаф II (1667- 1672) был из рода Скрипицыных, что явствует из именного указателя к Холмогорско-Двинским летописям (См.: ПСРЛ. - Л., 1977. Т. 33. С. 230).

[4] АРГ: 1505-1526 гг. - М., 1975. С. 299. №300.

[5] Там же. С. 300-301. № 302.

[6] ПСРЛ. Т.13.4.1. С. 50; ПСРЛ. - М., 1978. Т. 34. С. 16. Великого князя Василия III в младенческом возрасте также крестили в Троицком соборе монастыря, о чем он сам рассказал будущему Митрополиту Иоасафу (ПСРЛ. - Спб., 1901. Т. 12. С. 193).

[7] Тихомиров Н.Н. Исторические связи России со славянскими странами и Византией. - М., 1969. С. 85,155-156.

[8] Филарет архимандрит Черниговский. Жития святых, чтимых Православной Церковью. Изд. 2. Декабрь. - СПб., 1892. С. 164-165; (Муравьев А.). Сношение России с Востоком по делам церковным. - СПб., 1858. 4.1. С. 20-22.

[9] Тихомиров Н.Н. Исторические связи России... С. 86-87. В Похвальном слове Василию III содержится похвала Елене Глинской (Розов Н.Н. Похвальное слово Великому князю Василию III // Археографический ежегодник за 1964 год. М., 1965. С. 288). В одном сербском летописце читаем о роде Глинских: «И роди кнезь Василие и кнегиня Анна велику кнегиню Елену. По томь благоверний господарь кнезь Василие Ивановичь самодержаць васеи Русии поегь себе супружницу, великую кнегиню Елену и роди от нее два сина: пара и великаго кнеза Ивана, самодрыпца васей Русии, по истине великаго Константина, еже ваздвиже новаго и въскреси венац царски васего новаго Исраиля и поискавь древньяго васего отачаского наследия и благолепия. Понеже прежде Елена царица србскаго роди цара Константина благочестиваго васем грекомь, на последакь же вьтора Елена царица, велика кнегиня Срьбска, роди цара и великаго кнеза Ивана Васильевича самодрьжца васеи Руси, надежду васего новаго Исраиля. И вътораго роди сина кнеза Георгиа, иже и почи о Господи. По том третиа дащерь Стефана Якши а, сестра Аннина, кнегине Глинской, бысть за деспотом Иоаннемь, Србьским господаремь» (Там же. С. 86-87).

[10] ПСРЛ.Т.13.Ч.1.С. 66.

[11] ААЭ.Т.1. С. 145-146. № 175.

[12] ПСРЛ. Т. 34. С. 21.

[13] ПСРЛ. - Л., 1929. Т. 4. 4.1. Вып. З. С. 562; Горский А., прот. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. С. 83.

[14] Туковые деньги — пошлина за продажу скота (Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. Репринтное издание. Т. 3. 4.2: Т-Я. - М., 1989. Стб. 1035-1036).

[15] АИ. Т.1. С. 193. № 132.

[16] ААЭ. Т.1 С. 56. №77.

[17] ААЭ. Т.1. С. 84. № 110.

[18] Там же. С. 88. № 117.

[19] Там же. С. 89. № 118.

[20] Там же. С. 123. № 151.

[21] Та же. С. 134. № 165.

[22] АР Г1505-1526 гг. М., 1975. С. 31-32. № 23; С. 38-39. №32; С. 40. № 34; 55. № 52: С. 88-89, №83; С. 89-90. № 84: С. 94-95. № 89; С. 103-104. № 99; С. 131-132. № 135: С. 133. № 136: С. 134. № 137; С. 142. № 146; С. 143- 144. № 147; С. 170-171. № 175; С. 180. № 183; С. 183. № 185: С. 192. № 193; С. 207-208. № 205: С. 208-209. № 206; С. 213-214. № 211: С. 220. № 218; С. 222. № 220; С. 256-257. № 253; С. 282-283. № 280.0 дьяке А. Курицынесм.: Лихачев Н.П. Разрядные дьяки XVI в. СПб., 1888. С. 86-89.

[23] ААЭ. С. 150. №178.

[24] Там же. С. 120. № 148; APT.. С. 39. № 33; С. 108-109. № 107; С. 130. № 133.

[25] ААЭ. Т.1. С. 154. № 182.

[26] АИ. С. 200.

[27] Черкасова М. С. Землевладение Троице-Сергиева монастыря в XVI- XVII вв. - М., 1996. С. 51.

[28] ПСРЛ.Т.13.С. 127.

[29] ААЭ. Т. 1. С. 40. № 53.

[30] Там же. С. 162-163: Русский феодальный архив XIV — первой трети XVI века. - М., 1987. Ч.З. С. 683.

[31] ПСРЛ.Т.13.Ч.1.С. 127.

[32] Там же. С. 127-128.

[33] Там же. С. 128. О епископе Гурии Смоленском см.: Корецкий В.И. Новые послания Зиновия Отенского // ТОДРЛ. - М.-Л., 1970. Т. 25. С. 119-128.

[34] Судные списки Максима Грека и Исака Собаки. - М., 1971. С. 130.

[35] Там же. С. 138.

[36] Дмитриева Р.П. Иоасаф Скрипицын — книжник и библиофил XVI в. // Книжные центры Древней Руси XI-XVI вв. Разные аспекты исследования. - СПб., 1991. С. 306.

[37] Акты Феодального землевладения и хозяйства. - М., 1956. Ч. 2. С. 57. Из окружения Митрополита Иоасафа известен также «митрополия сын боярский Григорий Григорьев сын Мануйлова (Акты феодального землевладения и хозяйства. - М., 1961. Ч.З. С. 13).

[38] ПСРЛ. Т. 13.С. 131.

[39] Л(еонид)ъ а(рхим.). Сказания и повести о святых чудотворных иконах//Русский архив. - М., 1881. Кн. 2. С. 10.

[40] Маханько М.А. Привоз икон в Москву в XVI в. и его влияние на чин городских Богослужений // Сакральная топография средневекового города. - М., 1998. С. 80.

[41] ПСРЛ. Т. 13. С. 132-133.

[42] Там же. С. 135. См. также: Янковский Я.Печалование духовенства за опальных в первенствующей Церкви Греко-Римской вообще, и в Церкви Древне-Русской, по преимуществу// ЧОИДР. 1876. Кн. 1.С. 177-179.

[43] ПСРЛ. Т.29. С. 136. Миниатюру из Лицевого летописного свода с изображением совещания в царских палатах см.: Российское законодательство Х-ХХ вв. С. 157.

[44] Каштанов С.М. Из истории русского средневекового источника. Акты X-XVI вв. - М., 1996. С. 210.

[45] Дмитриева Р.П. Иоасаф Скрипицын — книжник и библиофил... С.306.

[46] Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря / Изд. подготовили Е.Н. Клитина, Т.Н. Манушина, Т.В. Николаева. - М., 1987. С. 37.

[47] Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря... С. 37. Он давал вклады в Троицкий монастырь еще ранее, будучи его настоятелем (Там же. С. 173).

[48] См.: Смирнов С.И. Житие преподобного Даниила, Переславского чудотворца. - М., 1908. С. 62-67.

[49] ПСРЛ. Т. 13. С. 141.

[50] Там же. С. 141. В Царском архиве в последующее время хранился «список, как Митрополит Асаф сшел с Митропольи» (Государственный архив России XVI столетия. Опыт реконструкции / Подготовка текста и комментарии А.А. Зимина. - М., 1978. 4.1. С. 691).

[51] Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским / Изд. подг. Я.С. Лурье и Ю.Д. Рыков. - М., 1993. С. 77. См. так же: Смирнов И.И. Очерки политической истории Русского государства 30-50-х годов XVI века. - М.-Л., 1958. С. 94-95.

[52] АИ. Т. 1. С. 329. № 172.

[53] «Того же месяца (июня. — а.М.) в 26 день: по Митрополите Иоасафе Московском дачи: обложил по Деисусу икону Пречистыя Богородицы образ, окладу 11 рублев, да денег 100 рублев, да 30 золотых больших по 40 алтын, да 10 золотых Угорских по 20 алтын, два кубка серебряные, шуба соболья, опашень, 2 камки на ризы, да наряду на ризы денег 12 рублев, 20 ширинок, 10 рублев на келью, да книги Евангельския Беседы в десять, да на Пролог 3 рубля: и всего дачи его денег, опричь кубков серебряных, и шубы собольи, и опашня, и камок, и ширинок, и книг, на 165 рублев» (Сахаров И. Кормовая книга Кирилло-Белозерского монастыря// Записки отделения русской и славянской археологии императорского археологического Общества. - СПб., 1851. Т. 1. С. 88). В делом же его вклад оценивается «более чем на 200 рублей» (Никольский Н. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство. - СПб., 1910. Т. 1. Вып.2. С. 175).

[54] Никольский Н. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство. - СПб.,1897. Т. 1. Вып.1. С. LXVIII.

[55] Смолич И.К. Русское монашество. 988-1917. Жизнь-учение старцев. Приложение к «Истории Русской Церкви». - М, 1997. С. 212; Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. - М., 1997. Т. 2. 4.1. С. 742.

[56] Черкасова М.С. Землевладение Троице-Сергиева монастыря... С. 118.

[57] Ковтун Л.С. Русские книжники XVI столетия о литературном языке своего времени // Русский язык. Источники для его изучения. - М., 1971.С. 3-4.

[58] Макарий архимандрит. Келарь Троице-Сергиевой обители — старец Адриан Ангелов // Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. - М., 1995. № 2 (5). С. 117-128.

[59] Судные списки Максима Грека... С. 131. Об этом Соборе см.: Макарий архим. Церковный Собор 1549 г. //Альфа и Омега. Ученые записки... - М., 1998. №2. С. 141-145.

[60] Российское законодательство Х-ХХ вв. - М., 1985. Т.2. С. 374-376; Стефанович Д., свящ. О Стоглаве. Его происхождение, редакции и состав. К истории памятников древнерусского церковного права. - СПб., 1909. С.90-96.

[61] ПСРЛ. Т. 29. С. 206-207.

[62] АИ. Т. 1. С. 382.

[63] Тамже. С. 383; Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI в. - М., 1986. С. 160.

[64] Клосс Б.М. Библиотека Московских Митрополитов// Проблемы палеографии и кодикологии в СССР. - М., 1974. С. 116. Прим. 7.

[65] А(рсени)й и(ером.). Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. - М., 1878. (Ч. 1.) С. 68. № 75; С. 70. № 81.

[66] Там же. С. 78-79. № 94; С. 79. № 95.

[67] Тамже. С. 81. № 101.

[68] Там же. 4.2. С. 100. № 322.

[69] Там же. С. 165-166. № 499.

[70] Там же. С. 192. № 612.

[71] Там же. 4.1. С. 96-97. 

[72] Там же. С. 133-140. № 160.

[73] А(рсени)йи(ером.). Описание славянских рукописей... С. 68. № 75; С. 144-145. № 165.

[74] Там же. 4.3. С. 47-49. № 684: С. 203-206. № 783.

[75] Тамже. С. 106-109. № 713. 

[76] Там же. 4.1. С. 346-350. № 211; С. 351. № 212.

[77] Там же. С. 342-345. №210.

[78] Вздорнов Г.Н. Искусство книги в Древней Руси. Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII — начала XV в. - М., 1980. С. 57; Тихомиров М.Н. Русская культура X-XVIII веков. - М., 1968. С. 181.

[79] Дмитриева Р.П. Иоасаф Скрипицын... С. 308. Текст предисловия к Пасхалии см.: Идея Рима в Москве XV-XVI веков. Источники по истории русской общественной мысли. - Roma, 1989. С. 177-184.

[80] Синицына Н.В. Максим Грек в России. - М., 1977. С. 161 и сл.; Иванов А. И. Литературное наследие Максима Грека. Характеристика, атрибуции, библиография. - Л., 1969. С. 20.

[81] Дмитриева Р.П. Иоасаф Скрипицын... С. 307.

[82] Там же. С. 304.

[83] Серебрякова Е.И. Неизвестный памятник Московской миниатюры XVI в. из собрания Покровского собора // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1991. - М., 1997. С. 134-135; Она же. Лицевое Евангелие писца Исаака из собрания ТИМ // Вопросы славяно-русской палеографии, кодикологии, эпифафики. - М., 1987. С. 47.

[84] Дмитриева Р.П. Иоасаф Скрипицын... С. 309.

[85] Цит. по: Филарет архиеп. Черниговский. Русские Святые, чтимые всею Церковию или местно. Опыт описания жизни их. Изд. 3. Май- август. СПб., 1882. С. 449-450; А(рсени)й и (ером.). Описание славянских рукописей... Ч.З. С. 48. Троицкий Патерик, или Сказания о святых угодниках Божиих, под благодатным водительством преподобного Сергия в его Троицкой и других обителях подвигом просиявших. - Свято- Троицкая Сергиева Лавра, 1992. С. 356.

Есть предположение, что святитель Иоасаф написал Житие Новгородского архиепископа Серапиона (+1516; пам. 16 марта), сведенного в 1509 г. со своей кафедры и проживавшего, как и Митрополит Иосаф, на покое в Троицком монастыре (А(рсени)й и(ером). Описание славянских рукописей... 4.1. С. 218). Впрочем, это утверждение ныне отвергнуто (См.: Моисеева Г.Н. Житие Новгородского архиепископа Серапиона// ТОДРЛ. - М.-Л., 1965. Т. 21. С. 151).

[86] Ученый историк-гимнограф Ф.Г. Спасский говорит о Службе индийским святым: «Причину написания службы этим необычным, нерусским святым надо искать, прежде всего, в посвящении канона и всей службы св. Иоасафу. Это редкое имя встречалось у нас чаще, чем у греков. В нашей церковной истории, современной Маркеллу, встречается это имя, во-первых, в упоминании игумена новгородского Иоасафа, открывшего мощи преподобного Никиты Новгородского в 1558 г.: кроме того, Митрополитом в Москве с 1539 по 1542 г. был также Иоасаф» (Спасский Ф.Г. Поэт XVI века, игумен Хутынский Маркелл Безбородой // Православная мысль. Труды православного богословского института в Париже. - Париж, 1948. Вып. 6. С. 162).

[87] Список погребенных в Троицкой Сергиевой Лавре от основания оной до 1880 года. - М., 1880. С. 9. № 66. Это был второй Предстоятель Русской Церкви, погребенный в Троицком монастыре, т.к. ранее здесь был погребен скончавшийся Митрополит Феодосий (1461-1464; +1475). В наше время в Лавре были погребены Святейшие Патриархи Алексий I (1945 - +1970) и Пимен (1971 - +1990).

[88] [Смирнов С.К.] Церковно-исторический Месяцеслов Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. - М., 1850. С. 15.

[89] Минея Июль. Изд. Московской Патриархии, 1988.4.1. С. 359.


19 мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.