Медали Троице-Сергиевой Лавры

Медали Троице-Сергиевой Лавры

Медали являются удивительными по содержательности памятниками культуры. Со времени своего появления в России, то есть с начала XVIII в., медали стали пополнять и собрания монастырей, в том числе зна­менитой Троице-Сергиевой Лавры. В начале XX в. в монастырс­кой сокровищнице хранилась уже целая коллекция, включавшая наградные и памятные знаки XVIII - начала XX вв., связанные с воен­ными событиями, юбилеями, торжествами. Значительным числом медалей были представлены важнейшие этапы в жизни российс­ких государей.

В 1920 г. медали вместе с другими историческими и художе­ственными памятниками Лавры были переданы в Сергиево-Посадский (Загорский) государственный музей, где находятся и в настоящее время.

За годы существования Сергиево-Посадского государственно­го историко-художественного музея-заповедника собрание меда­лей пополнилось благодаря поступлениям от частных лиц и раз­личных организаций. В настоящее время оно насчитывает 302 единицы хранения, 269 медалей происходят из собрания Троице-Сергиевой Лавры (включая русские и иностранные произведения). В 1970-е годы при составлении каталога на нумизматическую и ме­дальерную коллекции музея были сделаны первые шаги по науч­ной обработке и систематизации собрания русских медалей. Но с тех пор какой-либо заметный интерес к ним не проявлялся.

Многочисленные сохранившиеся учетные документы Троице-Сергиевой Лавры позволяют проследить историю сложения мо­настырского собрания, изменение отношения к медалям на про­тяжении двух столетий, характер бытования медалей в обители, выявить наиболее интересные с этих точек зрения памятники.

img024.jpg 
ил. 1
Медаль в память Ништадтского мира.
1721г. (аверс и реверс) Вклад Георгия Дашкова в 1729 г.

Широко известная золотая медаль петровского времени примечательна тем, что она заключена в серебряную оправу «для привесу». Оправа подписная с именем вкладчика: «...дал вкладом ... Георгий архиепископ Ростовский и Ярос­лавский 1729" году июля 4 дня». Медаль подвешивалась к иконе «Троица» письма Андрея Рублева, находив­шейся в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры.

По заведенному порядку все ценные предметы, поступавшие в монастырь, вносились во Вкладные (Прикладные) книги, а за­тем в Описи церковного и ризничного имущества. Самыми ран­ними монастырскими документами, в которых содержатся сведе­ния о медалях, являются Вкладные книги 1639 и 1673гг. и Описи монастырского имущества XVIII в. Информация в них дана ми­нимальная: «Две медали серебреные государыни императрицы Екатерины Алексеевны, 1-ая 1763-го года, 2-я 1765-го года, весу в обоих 30 золотников», »Две медали серебреные графа Алексея Бе­стужева-Рюмина, в том числе одна золочена, весу в обоих 20 золот­ников», «Медаль золотая весом 56 золотников, полагая золотник по 3 рубля 50 копеек. Оная медаль стоит 196 рублей», «Медаль зо­лотая ж на заключение мира с Швециею, весу в ней 56 золотников, полагая золотник по 3 рубля 50 копеек. Оная медаль стоит 196 руб­лей». Медали перечислены среди даров троицких настоятелей: Лаврентия (Хоцятовского) и Платона (Левшина). На этом фоне уди­вительно пространной кажется запись о медали, выпущенной в 1721 г. по случаю заключения Ништадтского мира и вложенной в Троицкий монастырь Георгием Дашковым: «1729-го июля в 4 день приложил вкладом в дом живоначальныя Троицы Сергиева мо­настыря преосвященнейший Георгий архиепископ ростовский и ярославский златую медалию, на которой подписано: «Государю Петру именем и делами великому российскому императору и отцу, по двадесятилетних триумфов север усмирившему, сия ис злата домашнего медалия усерднейший приноситца», на другой сторо­не значат два града, Санкт-Питербурх, Стокгольм, между градом морский флот, над флотом голубь, имея во устах масличны сучец, над ними подписано: «союзом мира связуемы», под грады и флота подписано в одной статье: «по потопе северныя войны 1721». А весом во оной медали 16 золотников с четвертью и с осьмухою. А на оную медалию сочинена для привесу серебряная оправа, на ко­торой подписано: «вклад преосвященнейшаго Георгия архиепис­копа». Весу в ней 2 золотника. И оная медалия и для привесу свя­тейшей Троице отдана ризничему Иосифу Николаевскому при указе» (ил. 1). Дашков был архимандритом Троицкого монасты­ря с 1711 по 1718 гг. За оказание помощи в усмирении стрелецкого бунта в Астрахани 1705-1706 гг. пользовался милостью Петра I. В 1718 г. стал епископом Ростовским и Ярославским. Медаль вло­жена Георгием Дашковым в Троицкий монастырь на закате его карьеры. В 1730 г. за участие в заговоре по восстановлению патри­аршества он был лишен сана и сослан в Вологодскую губернию в Спасо-Каменный монастырь. Возможно, вклад - предчувствие или, точнее сказать, предвидение дальнейшей судьбы. Несмотря на опальное положение самого иерарха, медаль длительное время находилась на самом почетном месте в монастыре - в Троицком соборе у иконы «Троица» письма Андрея Рублева, выполняя роль привеса. Практика подвешивания медалей к чтимым иконам в Троице-Сергиевой Лавре была довольно ограниченной. Основ­ным местом их хранения являлась монастырская ризница. Значи­тельная часть поступавших в монастырь медалей передавалась в его казну, фиксировалась в материальных описях среди драгоцен­ного лома и предназначалась для переплавки и изготовления но­вых вещей. На 1812 г. среди казначейских вещей числились: «2 медали большие», «3 медали с проухами и 8 маленьких серебря­ных», «2 маленькие медали одна позолоченная», «11 медалей боль­ших и маленьких». В 1842 г. по указу Учрежденного собора Трои­це-Сергиевой Лавры из казначейской кладовой в ризницу были переданы различные предметы из золота и серебра, в том числе четырнадцать медалей, охарактеризованные как «замечательные по древности и другим отношениям». Среди них отмечались ино­странные и «екатериненские». С середины XIX в. в ризницу оп­ределялись все вкладываемые медали, как из драгоценных метал­лов, так и бронзовые, медные; как поступавшие от иерархов, так и пожертвованные «рядовыми» дарителями; а иногда и предметы, остававшиеся после смерти монахов (так называемое вымороч­ное имущество). Подобная «неразборчивость» свидетельствует о совершенно ином отношении к медалям. Они воспринимались уже как самодостаточные исторические реликвии. Этот подход от­разился и в документах. В последних по времени Описях монас­тырского имущества, составленных в 1859 и в 1908 гг., медали вы­делены в особый раздел, систематизированы, ко многим из них даны комментарии.

img025.jpg 
ил. 2
Портрет архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Лаврентия (Хоцятовского).
Художник П. С. Дрождин. 1765 г.

Лаврентий (Хоцятовский) (1761-1766) - известный церковный деятель. «Из певчих Киевского кафедрального Архиерейского дома взят был в Лавру Преосв. Арсением; отсюда в 1752 г. поступил в придворные певчие; в 1754 г. вступил в монашество, и в 1761 г. произведен в Архимандрита Лавры, где и скончался. При нем же в 1764 г. последовало новое учреждение относительно монас­тырей, вследствие которого Лавра поступила на штатное содержание, и в тоже время взята от Лавры остаточная сумма 66,238 р.» (Горский А. В. Ис­торическое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры. СТСЛ., 1996. С. 129).

Наиболее ценные медали в коллекции музея связаны с троиц­кими настоятелями: Лаврентием (Хоцятовским) (ил. 2), Платоном (Левшиным), Филаретом (Дроздовым). Как высшие церковные иерар­хи они входили в государственную элиту, участвовали во всех круп­нейших российских событиях, получали награды и памятные зна­ки самого высокого ранга. Лаврентию Хоцятовскому принадлежали медали, посвященные А. П. Бестужеву-Рюмину, открытию Воспи­тательного дома в Москве, преобразованию Академии художеств в Российскую императорскую.

img025...jpg 
ил. 3
Медаль в честь А. П. Бестужева-Рюмина.
1760-е гг. (аверс и реверс) Вклад архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Лаврентия (Хоцятовского) в 1765 г.

Памятные медали в честь графа Алексея Петровича Бестужева-Рюмина (1693-1766), известного государственного деятеля, были изготовлены в несколь­ких вариантах. По описям Троице-Сергиевой Лавры значились две серебряные медали вклада архимандрита Лаврентия (Хоцятовского) 1765 г. Однако в музей поступила лишь одна медаль «красной меди золоченая» с погрудным изображе­нием на аверсе графа в парадном облачении, а на реверсе морской стихии

Медаль в честь Алексея Петровича Бестужева-Рюмина была выпущена в нескольких вариантах. Поводом для ее изготовления послужила своего рода реабилитация видного сановника. При Ели­завете Петровне он занимал важнейшие посты в государстве. Бу­дучи великим канцлером, А. П. Бестужев-Рюмин почти шестнад­цать лет фактически единовластно управлял Россией. Х. Г. Манштейн охарактеризовал своего знаменитого современника сле­дующим образом: «...ума разборчивого, приобрел долговременною опытностью навык в делах государственных, был чрезвычайно трудолюбив; но вместе с тем горд, хитер, мстителен, неблагодарен и жизни невоздержной». В 1758 г. всесильного вельможу лиши­ли чинов, наград и отправили в ссылку. Прощен он был только Екатериной II, которая вернула ему все звания, ордена, сделала генерал-фельдмаршалом и разрешила заказать памятный знак. Ме­даль в честь А. П. Бестужева-Рюмина служит примером того, что записи в монастырских документах, не всегда являются стопро­центными объективными источниками. Как было указано выше, во Вкладной книге 1639 г. значились две серебряные медали, в Описях более позднего времени они превратились в одну «крас­ной меди золоченую». В музей поступила медная медаль, на лице­вой стороне которой представлено погрудное, повернутое влево, изображение А. П. Бестужева-Рюмина в парадном облачении. На обороте - композиция с морской стихией. Надписи, круговые и в обрезе, сделаны на латинском языке (ил. 3).

img027.jpg 
ил.4
Медаль на открытие Воспитательного дома.
1763 г. (аверс и реверс) Вклад архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Лаврентия (Хоцятовского) в 1765 г.

«Весомую роль в благотворительности Дому играла православная церковь. Архиепископ Московский Амвросий «первым из духовных принял на себя звание Опекуна», делал ежегодно значительные пожертвования и учредил по всем мос­ковским приходам «кружки для доброхотных деятелей». Среди жертвователей были архимандрит Златоустовского монастыря и катехизатор Воспитатель­ного дома Варлаам Баранович, епископ Смоленский Парфений и другие иерархи Православной Церкви» (Погодина А. А. Московский воспитательный дом // Ека­терина Великая и Москва: Каталог выставки. М., 1997. - С. 136).

По случаю открытия первого в России Воспитательного дома для детей-сирот (1763) было изготовлено три типа медалей. В со­брании Сергиево-Посадского музея представлен серебряный (шейный) вариант (ил. 4). Медаль создана Иоганном Георгом Вехтером в лучших традициях медальерного искусства эпохи барок­ко. На лицевой стороне находится профильный портрет Екатери­ны II, на обороте - характерная для того времени сложная аллегорическая композиция, олицетворяющая в данном случае идею создания Воспитательного дома. На фоне здания изображе­ны две женские фигуры, одна из которых, стоящая с крестом на плече, увещевает другую расстаться со своим младенцем. Сцена дополнена надписью: «И вы живи будете».

Осенью 1764 г. Екатерина II преобразовала Петербургскую ака­демию художеств в Российскую императорскую. Инаугурация со­провождалась пышными торжествами, раздачей памятных меда­лей. Большая серебряная медаль, принадлежавшая Лаврентию (Хоцятовскому), имеет, как и в предыдущем случае, сложную по офор­млению оборотную сторону. Представлена композиция, созвучная характеру данного заведения, включающая монумент с колонной, палитру, кисти, скульптурное изваяние женской головы, молоток, обрамление надписью: «Тако тверды пребудете» (ил.5).

img027...jpg 
ил. 5
Медаль в память преобразования Академии художеств в императорскую.
1765 г. (аверс и реверс) Вклад архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Лаврентия (Хоцятовского) в 1765 г.

По инициативе Екатерины II в 1765 г. Петербургская академия художеств, основанная Елизаветой Петровной в 1757 г., была преобразована в Российс­кую императорскую. В честь этого события была выпущена памятная ме­даль, которая раздавалась участникам торжества. Вероятно, Лаврентий (Хоцятовский) присутствовал на праздничной церемонии.

Золотая медаль «На торжество православия» является вкла­дом в Троицкий монастырь Филарета (Дроздова) (ил. 6). Выпущен­ная в 1839 г., она по своему более простому декоративному реше­нию существенно отличается от произведений XVIII в. На гладких отполированных плоскостях, с одной стороны изображен Спас на убрусе, а на другой - восьмиконечный крест, дополненный надпи­сями: «Отторгнутые насилием (1596) возсоединены любовью (1839) 25 марта 1839». Выбита медаль в память завершения про­тивостояния между православной и греко-католической церквя­ми на территории Российской империи.

img029.jpg 
ил.6
Медаль на Торжество Православия.
1839 г. (аверс и реверс) Вклад митрополита Московского Филарета (Дроздова) в 1842 г.

Медаль относится к типу мемориальных. Изображение Спаса на убрусе на аверсе, дополненное надписью: «Отторгнуты насилием (1596) возсоединены любовью (1839)», и восьмиконечный крест на реверсе созвучны событию, ко­торому посвящена медаль. Она выбита в память завершения противостоя­ния между Православной и Греко-Католической Церквями на территории Рос­сийской империи.

Бесспорный исторический интерес представляет коронационная медаль Лжедмитрия I (Самозванца) вклада Платона (Левшина) (ил. 7) В Описи ризницы Троице-Сергиевой Лавры 1908 г. можно прочитать: «Сия медаль крайне редка, коронационная, чеканена в Варшаве, две золотые для папы римского и Сигизмунда III и не­сколько серебряных». Медаль сохранилась, но представлен не подлинник, как отмечено в документе, а новодел XVIII в. Такие произведения изготовлялись во второй половине столетия на Пе­тербургском Монетном дворе по заказу Екатерины II и ее прибли­женных. Использовался оригинальный штемпель, обнаруженный в Кракове и привезенный Петром I в Россию. Вероятно, увлече­ние Двора не оставило равнодушным и Платона.

img028...jpg 
ил. 7
Медаль на коронацию Лжедмитрия I.
Новодел XVIII в. (аверс и реверс) Вклад митрополита Московского Платона (Левшина) в 1812 г.

Эта медаль является новоделом, изготовленным оригинальным штемпелем. Известно, что подобные медали чеканились на Петербургском монет­ном дворе по заказу Екатерины II и ее приближенных. Возможно, данный ново­дел является личным заказом митрополита Платона.

Обращаясь к медалям, составлявшим часть уникального со­брания художественных ценностей Троице-Сергиева монастыря, мы хотим не только познакомить читателей с коллекцией, но, в большей степени, используя эти произведения, напомнить об ис­торическом прошлом обители, оставившей глубокий след в историко-культурной жизни страны.

Издание не претендует на полный обзор многоликих событий, с которыми соприкасалась Троице-Сергиева Лавра, поэтому про­изведения медальерного искусства определяют его сюжетную кан­ву, хронологические рамки (XVIII - начало XX вв.), обуславливают тематическое разделение материала на три главы: «Военная исто­рия России и Троице-Сергиева Лавра», «Самодержавие и Троице-Сергиева Лавра», «Юбилеи, праздники, торжества».


Источник: Спирина Л. М., Черкашина Г. П. Троице-Сергиева Лавра и Россия. XVIII - начало XX века. Медали. События. Люди. М.: «Подкова», 2000. 


1 июля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».