О крестном знамении. Архимандрит Макарий (Веретенников)

О крестном знамении. Архимандрит Макарий (Веретенников)

Крест первоначально служил орудием мучи­тельной казни преступников. Именно на нем пострадал Иисус Христос, Спаситель и Искупи­тель мира. Обагренный кровью Божественного Страдальца Крест после этого стал орудием ис­купления, символом христианства, положив на­чало новой эре в истории человечества — Но­вому Завету. Он именуется теперь Животворя­щим, Господним, Христовым, святым, честным. Знамение Креста, явившееся на небе императо­ру Константину, ознаменовало победу христи­анства над язычеством, окончание гонений на последователей Христа и положило начало но­вой эпохе в мире. Вскоре его мать, царица Еле­на, предприняла усилия и обрела в Иерусалиме подлинный Крест Христов.

Прославлению Креста Господня посвящен один из двунадесятых праздников. Первая стихира службы начинается словами: «Крест возносит­ся, и демони прогоняются...» И далее неодно­кратно об этом говорится: «...днесь Крест воздвизается, и демони бегают, днесь тварь вся от тли свободися»; «...Кресте честный, имже обожихомся, и диавол всеконечно подвижеся». В светильне в конце канона говорится: «Крест, хранитель всея вселенные: Крест, красота Церкве: Крест, верных утверждение: Крест, ангелов слава и демонов язва». Главной особенностью этого праздника является вынос из алтаря на средину храма святого Креста.

Это же происходит на Крестопоклонной не­деле Великого поста и в праздник первого Спа­са. В воскресные дни Великого поста, а также перед Крестом Христовым читается акафист Страстям Христовым. Существует благочести­вая традиция, когда в Великий Четверток веру­ющий человек пламенем свечи, принесенной из храма после чтения 12-ти страстных Евангелий, изображает на окнах и дверях своего дома крест­ное знамение.

Крест Христов положен в основу православ­ного храма и он же венчает его купол и иконо­стас в нем. Крестное знамение является непре­менным священнодействием при совершении таинств. Крестным знамением и призыванием имени Божия святые подвижники творили чу­деса, изводили воду, поражали бесовскую силу.

При таинстве Крещения на крещаемого наде­вается нательный крест. На молитве христианин осеняет себя крестным знамением; священник, благословляя, осеняет нас крестным знамени­ем; перед принятием пищи ее благословляют крестом. Отходя ко сну, благочестивый христи­анин целует нательный крест. После смерти на могиле христианина также ставится крест, ко­торый венчает жизненный путь. Таким образом, крестное знамение сопровождает христианина в течение всей его жизни.

Крест — это наш жизненный путь. Именно это имеет в виду Христос Спаситель, призывая Своих последователей: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми Крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Апостол Павел в Послании к галатам пишет: «Я не желаю хва­литься, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14).

На Руси издревле это хорошо понимали. Под 1068 годом в «Повести временных лет», можно сказать, содержится гимн Кресту, силою кото­рого был преодолен раздор между князьями и бы­ла явлена победа при нашествии иноплеменных: «Се же Бог яви силу крестную, понеже Изяслав целовав Крест, и я и... темже наведе Бог поганыя, сего ж яве избави Крест честный в день бо Въздвиженья Всеслав вздохнув рече: "О Крес­те честный! Понеже к тобе веровах, избави мя от рва сего". Бог же показа силу крестную на показанье земле Русьтей, да не преступают честнаго Креста, целовавше его; аще ли преступит кто, то и зде приимет казнь, и на придущем вице казнь вечную. Понеже велика есть сила крест­ная: Крестом бо побежени бывают силы бесовьскыя, Крест бо князем в бранех пособит, в бранех Крестом согражаеми вернии людье побеж­дают супостаты противныя, Крест бо вскоре избавляет от напастий призывающих его с ве­рою, ничто же ся боят беси, токмо Креста, аще бо бывают от бес мечтанья, знаменавше лице Крестом прогоними бывают».

За крестное знамение русские люди терпе­ли страдания. В Волоколамском патерике гово­рится об одном иноке-исповеднике, подвизав­шемся в обители преподобного Иосифа Волоцкого. В 1480 году во время Угорского стояния «в прихожение еже к Угре безбожнаго царя агарянскаго Ахмата и той пленен бысть некоим от князей его, еще пребывая в мирьском образе, ипонужен бысть отоврещися Господа нашего Исуса Христа. Множество же крестов на гойтане, еже взяша у християн злочестивии того слуги, и тех множество животворящих крестов повеле той безбожный князь давати ему (пещи тогда горящи в храмине той), яко да вверзет их во огонь, а другому слузе стояти с мечем над гла­вою: аще не вверзет их, да усечет его. Он же изволи паче умрети за Господа нашего Исуса Христа и глагола безбожному князю: "Мы сим поклоняемся и лобзаем их". Злочестивый же той повеле устрашити его посечением: и резати по­малу по шии его, и давати ему кресты — да вверзет их в огнь. Он же не хотяше того сотворити. Безбожный же той повеле, взем за гойтан, теми кресты бити его без милости. Он же никакоже не послуша. И абие внезапу прииде страх на безбожнаго царя Ахмата, и побеже. Тогда и той и князь побеже. А его во единой срачице и босого повергоша на ледине, и великаго ради мраза перьсти ногам его отпадоша. И по отшествии безбожных взяша его, еле жива, во град; бысть произволением мученик и без крови венечник».

С особой силой мы обращаемся к Кресту в молитве «Да воскреснет Бог», читаемой во время бесовских страхований. В ней говорится: «...тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением... Ра­дуйся, пречестный и животворящий Кресте Гос­подень, прогоняяй бесы силою на тебе Пропя­того... о Пречестный и Животворящий Кресте Господень, помогай ми со святою Госпожею Де­вою Богородицею...».

Последуя нашим благо­честивым предкам и подражая им, нам необхо­димо чаще прибегать к Кресту Христову для преодоления различных жизненных искушений, необходимо чаще осенять себя крестным знаме­нием перед началом различных дел, в трудных обстоятельствах и так далее. «Приидите, вернии, животворящему древу поклонимся...».

Источник: Архимандрит Макарий (Веретенников). Заметки о православной вере. СПб., 2011. – С. 17–22.


10 июля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».