«Какова должна быть молитва?»

«Какова должна быть молитва?»

Почти всегда свои наставления святой Макарий заканчи­вает молитвой: дай, Господи, нам исполнить сказанное, услы­шанное, пошли нам мир, или просто призывает: «Помолим­ся...» Он и учит молитве.

Молитва должна быть сосредоточенная — внутренне со­бранная, умная, сердечная. «Какова должна быть молитва? — Без внутренней одна внешняя молитва не имеет значения». И святитель посылает специальное наставление: «По­сылаю для всех сестер... наставление об умной молитве. Ду­маю, что не поймете, как это можно ум вводить в сердце. Где же это сердце? — Сердце — это там, где любовь, где гнев, где радость и горе. От любви сердце веселится, от радости бьется; вот туда и нужно направить ум и поставить его стражем, там и Господь обитает, говоря: даждъ Ми сердце твое. Но так как ум часто уходит с своего караула и на сердце начинают наползать гадины разные, то и нужно опять стража возвращать и усажи­вать на свое место при сердце: не дремли ты, страж, прика­жем, чтоб не вкрался вор и льстец».

Не надо печалиться, если заметишь, что молишься, в основном, внешне, а надо продолжать творить молитву. — «Пишешь: молитвы по четкам только языком произносишь, а голова и сердце не знают. Хорошо и то, что языком хотя, но исполнишь правило; а ум и сердце, осуждаемые совестию, мало-помалу пристанут к языку, и дело наладится».

Недопустимы в молитве поспешность и лень. «Сегодня за обедней, — пишет святитель, — прочитали из отца Иоанна Кронштадтского очень поучительное. Выписываю этот урок: кто поспешно, без сердечного понимания и сочувствия читает молитвы Богу, побеждаемый своею ленивою и сонною пло- тию, тот служит не Богу, а плоти своей, самолюбию своему и ругается Господу своим невниманием, бесчувствием своего сердца в молитве. Как бы ни ленива и ни расслаблена была твоя плоть, как бы ни клонила она ко сну, преодолей себя, не пощади себя для Бога, отвергни себя, дай Богу твое сердце». Напоминает святитель по той же теме и наставление' другого старца: «Некий брат вопросил авву Силуана: что мне делать, авва, как приобрести умиление (теплоту чувства), ибо меня сильно одолевает (разленение и сон)? Наутро, когда встаю, потребно много усилий, чтобы прогнать разленение. Старец ответил: когда встанешь на молитву, ум твой пусть вникнет в смысл читанного; думай, что стоишь пред Богом, испытывающим сердца и утробы. Когда восстанешь от сна — прежде всего устами твоими прославь Бога (скажи: «Слава Тебе, Господи») и тотчас начинай твое правило легко и тихо, воздыхая, поминая грехи свои и мучения, где будешь му­читься».

Молитва должна быть с нами всегда и везде, тем паче нельзя употреблять на какие-либо дела время, специально для нее отведенное. — «Каждый день преуспевай в молитве, сми­ренномудрии, послушании, терпении. Сердце твое более и более отрывай от любления твари, устремляя его к Создав­шему его, Видящему его, Толкущему в него... Никакого чело­века больше Господа не люби». «Не употребляй время молитвы на другое дело. Когда на молитву, тогда и дела под­совывает враг спасения; но ты скажи: у меня теперь одно де­ло — молитва. Бог поможет, потом все сделаю... Проси с ве­рой, не сомневаясь».

Пропущенная молитва должна быть восполнена дополни­тельной, а не прочитанное правило в должное время — совер­шено в другое: «За пропущенную молитву прочитывать потом лишнюю молитву; рассеянно прочитанную молитву опять тут же повторить со вниманием, чтобы впредь не повадно было бродить помыслами во время молитвы». «Если в свое время не исполнишь правило почему-либо, то исполни в дру­гое время, в другие часы. Нужно опасаться, чтобы опущение не обратилось в привычку повторения».

Касается святитель и содержания молитвы: «Когда чита­ешь „Господи, помилуй" 40 раз, тогда вспоминай всех запо­ведавших молиться».

Очень ценно указание, как надо учить молитве детей: «Ма­леньких детей нужно сперва приучать словам молитвы с крат­ким объяснением, особенно непонятных слов; при этом нужно стараться передать им молитвенное настроение, а для сего учительница должна сама молиться, то есть читать мо­литвы с соответствующим молитвенным настроением, а подробное объяснение молитв лучше бы к концу первого года. Вообще нужно помнить, что детей нужно стараться научить молиться, а не читать только молитвы».

Не менее ценны рассуждения святителя об опасностях вступающих в молитвенный подвиг неосмотрительно и само­надеянно: «Некоторые души, начинающие дело спасения, вместо подвигов смирения, послушания и терпения стремятся к молитвенному и постному подвигам. Ощутивши иногда теп­лоту в душе и благодатное молитвенное настроение, они уже мечтают, что скоро достигнут той молитвы, которой молились святые и о которой пишется в святоотеческих книгах. Начи­нают напрягаться до экстаза, чтобы самим приобрести то мо­литвенное настроение, какое им дано было на некоторое вре­мя. Начинают это своевольно, без руководства, и впадают в диавольскую сеть».

Наконец, дается сокращенно урок о молитве: «Маленький урок о молитве: учись молиться сердцем, а ум ставить стра­жем у сердца. Не ищи Господа далеко: везде Сый, живет и в сердцах призывающих Его»...

«О, если бы нам хотя часть некую приобрести из того, что здесь советуется!»


Источник: профессор К.Е. Скурат. Алфавит духовный. Новые исповедники Святой Руси. О вечном. - М., «Ковчег», 2013.


STSL.Ru


Теги: Скурат К.Е.
12 июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.