К столетию расстрела Радонежских новомучеников

К столетию расстрела Радонежских новомучеников

Ровно сто лет назад, 26 мая 1922 года, были расстреляны Радонежские новомученики: преподобномученик Макарий (Телегин), священномученики Александр Заозерский, Христофор Надеждин и Василий Соколов, мученик Сергий Тихомиров

Одним из этапов гонений на Православную Церковь в первой половине ХХ столетия явилась кампания по изъятию церковных ценностей, организованная под предлогом сбора средств для оказания помощи голодающим. Не избежала печальной участи и Троице-Сергиева Лавра. 3 апреля 1922 года в Сергиевский храм Троицкого подворья Лавры в Москве пришла комиссия, члены которой действовали нарочито грубо и кощунственно. Один из насельников подворья иеромонах Макарий (Телегин) в лицо назвал их грабителями и насильниками. Тут же последовал его арест и заключение в тюрьму. Позднее на допросе он свидетельствовал, что члены комиссии, снимая ценные украшения с Горнего места в алтаре, опирались ногами о престол, против чего ему и пришлось возмутиться.

Иеромонах Макарий (в миру Макарий Николаевич Телегин) родился в 1876 году в селе Перемениха Бузулукского уезда Самарской губернии в крестьянской семье. В раннем детстве мальчику было чудесное явление, после которого он принял решение посвятить себя Богу и уйти в монастырь. Будучи подростком, он часто удалялся в отдаленную пещеру для молитвы. Посетив на семнадцатом году Киево-Печерскую Лавру, Макарий окончательно утвердился в решении принять монашеский постриг, но ему пришлось отложить исполнение этого намерения, так как 1 января 1898 года он был призван в армию, где прослужил до 29 ноября 1902 года. В 1905 году Макарий Николаевич поступил в Чудов монастырь города Москвы и в течение пяти лет исполнял здесь различные послушания. 8 октября 1910 года он был официально зачислен в обитель послушником. 22 января 1911 года был пострижен в монашество, 1 февраля того же года рукоположен во иеродиакона, а 6 сентября 1913 года – во иеромонаха. С началом Первой мировой войны отец Макарий был откомандирован в действующую армию и служил священником при 400-м подвижном госпитале. Возвратился в Чудов монастырь 12 октября 1915 года, а в 1919 году, после закрытия обители, стал служить в Сергиевском храме на Троицком подворье Лавры. На следствии отец Макарий прямо сказал, что является «по убеждению монархистом», а также заявил: «Я служитель Престола, и мне очень тяжело, когда отбирают священные предметы». Сидевший с ним в камере священник рассказывал, что отец Макарий был весел и говорил: «Жду не дождусь встречи с Господом моим Христом».

Иеромонах Макарий был одним из 54-х арестованных по «делу об изъятии церковных ценностей», или так называемому «Московскому судебному процессу 1922 года». Вместе с ним по этому делу проходили протоиереи Александр Заозерский, Христофор Надеждин, Василий Соколов и мирянин Сергий Тихомиров.

Протоиерей Александр Заозерский родился 20 июля 1879 года в городе Москве в семье священника Николая Заозерского, служившего в Петропавловской церкви Мариинской больницы. Отец Александр был настоятелем храма святой Параскевы Пятницы в Охотном ряду. На допросе виновным себя не признал, сказал только, что читал в храме Послание Святейшего Патриарха Тихона. Но через кого получил текст послания и текст протеста во ВЦИК, подписанный сотнями верующих, назвать отказался. На суде держался чрезвычайно мужественно. Когда судьи пытались соблазнить его облегчением участи в обмен на показания против других, он отказался называть чьи-либо имена. Разгневанные судьи назвали его идеологом духовенства, обнаружившим наибольшую непримиримость. Когда батюшку вывели после суда на Лубянскую площадь в Москве, он широким крестом осенил приветствовавшую его толпу.

Протоиерей Христофор Надеждин родился 21 февраля 1869 года в Нижне-Белоомутском селе Зарайскаго уезда Рязанской губернии в семье священника. Окончил Зарайское духовное училище, Рязанскую духовную семинарию, а в 1897 году — Московскую духовную академию. Служил в Москве с 1901 года, был настоятелем церкви Иоанна Воина на Якиманке. Будучи арестованным по «делу об изъятии церковных ценностей», виновным себя не признал и также отказался назвать имена тех, через кого получил Послание Святейшего Патриарха Тихона.

Священник Василий Александрович Соколов родился в 1868 году в селе Старая слобода Александровского уезда Владимирской губернии. Окончил Вифанскую духовную семинарию, в 1888 году служил в селе Пустое Владимирской губернии. После смерти жены поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1910 году. С 26 декабря 1910 года батюшка служил в церкви Святителя Николы Явленнаго на Арбате. На допросе виновным себя в агитации против изъятия церковных ценностей не признал.

Сергей Федорович Тихомиров родился в 1866 или 1867 году в семье московского купца 2-й гильдии, состоявшего в купечестве с 1867 года и торговавшего в Охотном ряду. С 1895 года числился самостоятельным владельцем мясной лавки на Арбате. Вторая лавка появилась у него в 1902 году в Дорогомилове, куда он и переехал в 1910 году. Лавка Сергея Федоровича находилась напротив храма, и он одним из первых узнал о разграблении храма и бросился защищать церковные святыни. На суде Сергей Федорович также держался мужественно, пощады не просил, от последнего слова отказался.8 мая 1922 года Сергий Тихомиров, а вместе с ним еще 10 священнослужителей, проходивших по «делу об изъятии церковных ценностей», были приговорены к расстрелу.

Как записано в протоколе следствия, задержанные обвинялись в том, что «перекладывали свою вину на вышестоящую иерархию, ссылаясь на существующую между ними дисциплину, а частью скрывая свои политические цели, подобно “книжникам и фарисеям”, оправдывая свое сопротивление “ложью о Боге и якобы установленных Им законах, воспрещающих отдавать церковные предметы не только на дела милосердия вообще, но даже спасения жизни умирающих от голода... несмотря на то, что приглашенная на суд судебная экспертиза из группы верующих христиан категорически признала такое изъятие вполне отвечающим христианскому учению...”».

После того как стало известно о приостановлении исполнения смертного приговора, с разрешения начальника тюрьмы осужденные подали ходатайство о смягчении условий содержания, но оно было отклонено. В тот же день Сталин направил записку членам Политбюро: «Московский суд приговорил к расстрелу одиннадцать человек, из них большинство попы... Каменев предлагает ограничиться расстрелом двух попов. Прошу голосовать “за” или “против” предложения... Каменева. Я лично голосую против отмены решения суда». Состоялось голосование: Ленин, Троцкий, Сталин и Зиновьев проголосовали за смертный приговор. Таким образом, 18 мая 1922 года Политбюро приняло окончательное решение о расстреле – правда, только пяти человек из одиннадцати приговоренных. Всех их подстригли и обрили, чтобы в них нельзя было узнать лиц духовного звания. 26 мая 1922 года иеромонах Макарий (Телегин), протоиереи Александр Заозерский, Христофор Надеждин, Василий Соколов и мирянин Сергий Тихомиров приняли мученическую кончину в помещении архива бывшего страхового общества, где в полуподвальном этаже, в глухих комнатах для прежних сейфов, расстреливали осужденных. Тела новомучеников были привезены на Калитниковское кладбище и захоронены в безвестной могиле. В августе 2000 года подвижники были причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.


26 мая 2022

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».