Проповедь в день Пятидесятницы. Архимандрит Георгий (Тертышников)

Братия и сестры! «Мы должны взирать на сошествие Святого Духа, – пишет митрополит Московский Филарет, – не только как на чудо, прославляющее Апостольскую Церковь, но как на событие, существенно сопряженное с делом нашего спасения. Настоящее торжество не есть простое воспоминание прошедшего, но продолжение апостольского приготовления к принятию Святого Духа, непрестанно дышащего идеже хощет». В день Пятидесятницы Дух Святый явился в мир видимым образом и ощутительно для душ человеческих. Но не только апостолы, но и все последователи Христа призваны быть храмами Духа Святого. «Разве не знаете, – учит апостол Павел, – что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3:16). Присутствие Святого Духа является отличительным признаком истинных христиан. «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9), – пишет апостол Павел. «Истинная цель нашей жизни христианской, – учит прп. Серафим Саровский, – есть стяжание Духа Святого».

Первое действие благодати Всесвятаго Духа есть оживление души. Пока грех царствует в нас, душа мертва для Бога и для жизни по Богу. Как от холода зимнего замирает жизнь в растениях, так замирает дух человека, когда он подвергается действию холода, предается греху и рабствует ему. В посеянном семени есть росток жизни, и в растениях, замирающих на зиму, есть жизнь. Но если Господь не пошлет живительного духа весны, то они не созиждутся и «не обновится лице земли» (Пс. 103:30). Так не оживет и дух человека, если не коснется его огнь Духа Божия и не согреет его Божественною теплотою Своею, не спасет его от угнетающей и обуревающей стихии греха и страстей. «Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется Тройческим единством священнотайне» (степенны, гл. 4).

Первым свидетельством того, что дух человеческий ожил, служит появление у человека чувства покаяния. Ведь и Спаситель начал Свое служение проповедью покаяния, и первое слово апостолов по принятии ими Святого Духа было призывом к покаянию. Но оживление души, свидетельствуемое ревностью о спасении, есть только начало духовной жизни. Покаяние отверзает в нас дверь дальнейшим действиям Духа Божия.

Дух человеческий ожил, но и грех со страстями и похотями еще не умер. Начинается невидимая брань с грехом и злой силой, содействуемая молитвой о помощи: «Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны». «Сердце чисто созижди… и дух прав обнови» (Пс. 50:12). Долгое время человек, укрепляемый благодатию Святого Духа, борется с грехом; иногда – всю жизнь. И если не ослабеет вера и ревность христианина о спасении, то наступает момент в духовной жизни, когда Дух Святой преобразует его в жилище Божие. Очищенная Святым Духом, душа «светлеется Тройческим единством», не явлением только богоподобных свойств, но и живым соединением Бога с духом человека. Очистительными действиями Духа Божия душа преобразуется в «храм Бога живаго» (2 Кор. 6:16). И таким образом человек достигает цели своего подвига, ибо «цель христианского подвига, – пишет проф. Е. Зарин, – стремление к Богообщению и теснейшее единение с Богом в неразрывном союзе любви с ближними». «А то, что Он пребывает в нас, – учит апостол Иоанн, – узнаем по духу, который Он нам дал» (1 Ин. 3:24).

Откликнемся же на зов Божий, выраженный словами святого апостола Павла: «Устрояйтесь в жилище Божие Духом» (Еф. 2:22), и будем почаще призывать на помощь Духа Святого: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

Источник: иеродиакон Пафнутий (Фокин). Драгоценный Божий дар: Время земной жизни архимандрита Георгия (Тертышникова). Сергиев Посад: Издат. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2017. - C. 140-142.


8 июня 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.