Иконы Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры

ikonostas_usp_tsl.jpg

Величественный пятикупольный Успенский собор (1559-1585) был заложен по велению царя Иоанна IV Грозного в центре Лавры, на предварительно освобожденном от старых деревянных келий месте. Государь со всем семейством присутствовал при закладке храма. Его строительство стало продолжением традиции возведения в честь Успения Пресвятой Богородицы главных соборов древних русских городов. Освящение храма состоялось в 1585 году уже после смерти царя Иоанна Васильевича, совершил его митрополит Московский и всея Руси Дионисий в присутствии сына Иоанна Грозного государя Федора Иоанновича и его супруги Ирины. Воздвижению Успенского собора было придано государственное значение. Каждая деталь этого храма заслуживает подробного объяснения.


Иконостас Успенского собора

Из всего храмового убранства не может не обратить на себя внимание торжественный пятиярусный иконостас конца XVII столетия. Созданный в стиле русского барокко, в Описях 1735 и 1759 годов он назван «новопостроенным». Царские врата и иконы, предположительно, той же эпохи, за исключением 6-ти местных икон: Живоначальной Троицы с деяниями, Успения Пресвятой Богородицы, Софии Премудрости Божией, Господа Вседержителя, Благовещения Пресвятой Богородицы и Похвалы Пресвятой Богородицы, которые значатся в Описи еще 1642 года, и потому их можно считать оставшимися от первого иконостаса, современного постройке собора.

Судя но Описи 1642 года, царские врата того времени были «обложены», по словам Описи «образами литыми волочены сусалнимъ золотомъ на слюде съ разными краски нарезное дело». В иконостасе икон было больше. Так, в 5-м и Деисусном рядах, было не по 15-ти, а по 21-й иконе; в праздничном – 20, вместо 14-ти, и только в пророческом ярусе число икон Описи совпадает с современным. Возможно, сохранились древние иконы этого яруса с позднейшими записями. Из приведенных данных Описи 1642 года можно сделать вывод, что иконы первоначального иконостаса были меньше современных. Праздничный ярус в 1642 году был не над местным, как в настоящее время, а над Деисусным рядом. О древних иконах первого иконостаса, кроме сведений Описи 1642 года, имеется указание в кратком Летописце Лавры (изд. в 1865 году), а именно, что иконы Деисусного, праздничного и пророческого рядов были обложены серебром и позолочены в 1625 году.

Большинство современных икон иконостаса первоначально было написано на празелени, а позже, вероятно, в XVIII столетии, было покрыто узорчатом лепкой и вызолочено. Под лепкой и позолотой до сих пор сохранилась зеленая краска. Все иконы, за исключением двух верхних ярусов, написаны на досках с выемками. В 1786 году в сношениях Учрежденного собора Лавры с митрополитом Платоном говорится о «поправке некоторых местных образов». С этой целью были присланы из Москвы иконописцы диаконы: из Спасского собора – Иван Андреев и от церкви Бориса и Глеба на Поварской – Григорий Львов. Последние возобновили икону Софии Премудрости Божией. Затем Учрежденный собор возбудил вопрос об исправлении сорока больших и средних икон иконостаса и сорока икон на столпах собора, для чего ходатайствовал перед митрополитом Платоном (Левшиным) о присылке еще 3-х иконописцев. Однако сведений о результате этого ходатайства мы в делах не находим.

Очевидно большая часть иконостасных икон ко 2-й половине XVIII века пришла в ветхость и иконостас, сделанный по размеру икон, с некоторой уверенностью может быть отнесен не к половине XVIII столетия, как утверждают проф. Горский и проф. Голубинский, а к более ранней эпохе, к концу XVII века.

В 1867 году из иконостасных икон были «исправлены» Н. Сафоновым икона Софии Премудрости Божией, Похвалы Пресвятой Богородицы и некоторые иконы на столпах. В 1881 году, одновременно с реставрацией и позолотой иконостаса, иконописцем Михаилом Рагожиным были возобновлены иконы 3-х ярусов: праотеческого, пророческого и апостольского. Наконец, в 1910 году было постановлено реставрировать 27 икон собора, в том числе была возобновлена икона Успения Пресвятой Богородицы, предположительно, М. Софоновым. Исследование икон верхнего праотеческого яруса особенно наглядно обнаружило небрежность записей, покрывших иконы не только новыми красками, но и исказивших первоначальный рисунок. В этом отношении иконы местного ряда пострадали меньше.

Под записью на иконах праотеческого яруса можно видеть письмо XVII века с характерной пробелкой золотом, мягко, незаметно переходящей в основные краски.

В 1-й ярусе 17 икон:

1. Царские врата, завершающиеся полуциркульной аркой, дошли до нашего времени в хорошей сохранности. В них расположены иконы Благовещения и четырех евангелистов – конца XVII века, в серебряном окладе с чеканными серебряными прорезными накладками XVIII столетия. На иконах имеются чеканные серебряные венцы XVII века.

По правую и левую сторону царских врат установлены небольшие овальные иконы Спасителя и Божией Матери – конца XVII века. Над царскими вратами помещена икона Тайной Вечери, предположительно, конца XVII века, изображающая Христа с апостолами вокруг стола.

Налево от царских врат:

2. Икона Живоначальной Троицы с деяниями – XVII век (?); оклад новый, серебряный. В Описи 1642 года значится богато украшенной.

3. Икона Успения Пресвятой Богородицы – (век ?); оклад новый, серебряный. В Описи 1642 года также значится богато украшенной.

4. Икона Софии Премудрости Божией – 1-я половина XVII века; оклад серебряный, новый. В Описи 1642 года икона значится без оклада и как написанная «на красках ново».

5. Икона Архангела Уриила (над дверью) – конец XVII века; венец чеканный, серебряный, XVII века.

6. Икона Спасителя – конец XVII века; 3 венца чеканные, серебряные, XVII века.

7. Икона прп. Сергия; венец чеканный, серебряный XVII века.

8. Икона Архангела Гавриила – конец XVII века; венец чеканный, серебряный XVII века.

9. Икона Положения Ризы Господней (на южной стене) – XVII век.

Направо от царских врат:

10. Икона Господа Вседержителя или Предста Царица – 1-я половина XVII века; оклад новый, серебряный. В Описи 1642 года значится, как писанная «на празелине ново».

11. Икона Благовещения Пресвятой Богородицы – век(?); оклад новый, серебряный. В Описи 1642 года значится украшенной басмой.

12. Икона Похвалы Пресвятой Богородицы – 1-я половина XVII века; оклад новый, серебряный. В Описи 1642 года о ней сказано: «на прозелине писан ново».

13. Икона Архангела Михаила (над дверью) – конец XVII века; венец чеканный, серебряный, XVII века.

14. Икона св. Иоанна Предтечи – конец XVII века; венец чеканный, серебряный, XVII века.

15. Икона Архангела Рафаила (над дверью) – конец XVII века; венец чеканный, серебряный, XVII века.

16. Икона Всемилостивого Спаса на Престоле – конец XVII века; венец чеканный, серебряный, XVII века.

17. Икона прп. Никона (на северной стене) – конец XVII века; венцы чеканные, серебряные XVII века.

Во 2-м ярусе 14 икон праздников:

Преображения Господня, Сошествия Спасителя во ад, Воскрешения Лазаря, Жен-мироносиц, Вознесения Господня, Сошествии Святого Духа на апостолов, Успения Пресвятой Богородицы, Входа Господня в Иерусалим, Богоявления, Сретения Господня, Рождества Христова, Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Пресвятой Богородицы и Живоначальной Троицы. Вce иконы – конца XVII века.

В 3-м ярусе 15 икон:

Спасителя (венец и цата резные), св. Иоанна Предтечи (венец и цата резные), Пресвятой Богородицы (венец и цата резные), Архангела Гавриила, ап. Павла, ап. Андрея, свт. Иоанна Златоустого, свт. Николая Чудотворца, свт. Алексея, митр. Московского, Архангела Михаила, ап. Петра, ап. Иоанна Богослова, ап. Иакова, свт. Василия Великого и свт. Григория Богослова. Все иконы – конца XVII века.

В 4-м ярусе 15 икон:

Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем, прорр. Соломона, Елисея, Аарона, Исаии, Ионы, Иезекииля, Аввакума, Давида, Иесея, Даниила, Илии, Захарии, Иеремии и Михея. Все иконы, предположительно, конца XVII века.

В 5-м ярусе 15 икон:

Троицы Новозаветной, праотцев Авраама, Исаака, Иакова, Иова, Вениамина, Симеона, Иосифа, Адама, Авеля, Сифа, Еноха, Мелхиседека, Ноя и Иссахара. Все иконы – конца XVII века. Над пятым ярусом – Распятие Господне с Предстоящими, а под ним – 4 иконы Страданий Спасителя в клеймах и три херувима.

В алтаре отметим запрестольную Смоленскую икону Божией Матери. Образ записан или написан заново. На нем 2 венца, корона и рамка чеканные, поле резное; оклад XVII века. В венцах и короне камни древней шлифовки и две жемчужины. На другой стороне этой иконы – образ Архангела Михаила, тоже записан или написан заново. Венец, цата и рамка чеканные, поле резное; оклад XVII века. В венце 3 крупных винисы (виниса или вениса – стар. "гранат") древней шлифовки и 2 бирюзы. Оклад на рукоятки и цата с камнями на иконе Архангела Михаила – вклад старца Гавриила Сонина в 1650 году.

На горнем месте – Деисус с двумя ангелами – конец XVll века (?); под новым золотом. Сохранилась первоначальная зеленая краска.

На задних столпах собора иконы: Святителей Московских с другими святителями; Корня Ииесеева и Двенадцати апостолов. Все три образа – конца XVII или начала XVIII века. Иконы без выемок. Первоначально были написаны на празелине, а впоследствии густо позолочены.


Стенопись Успенского собора

В 1684 году храм был расписан внутри ярославскими «кормовыми» и Троицкими «домовыми» иконописцами. Приводим текст надписей, бывших на стене собора до реставрации 1866 года и изданных в Древней российской вивлиотике. Т. 16. С. 311.

Надпись, бывшая на стене, по обеим сторонам западных дверей:

«Въ лето седьмые тысищи 192 (1684), по повеленію благочестивейшихъ и Великихъ Государей Царей и Великихъ Князей Іоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всея Великія и Малыя и Целыя Россіи Самодержцевъ, и по благословенію въ духовномъ чине отца ихъ и богомольца Великаго Господина Святейшаго Іоакима Патріарха Московскаго и всея Росіи, украшена сія святая церковь Успенія Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Маріи стеннымъ писаніемъ, при архимандрите Викентіи при келаре старце Прохоре, и при казначее старце Сергіи, и при всей во Христе братіи святые обители сея. Начаша писати церковь сію Маія въ 20 день, а совершена сего настоящаго лета Августа в 30 день».

Надпись, бывшая на западной стене по левую сторону около гробниц:

«Трудившіеся во святом храме семъ Ярославскіе кормовые иконописцы: Дмитрей Григорьевъ, Василій Григорьевъ, Федоръ Игнатьевъ, Семенъ Игнатьевъ, Федоръ Савинъ, Тимофей Федотовъ, Иванъ Анофріевъ, Иванъ Семеновъ, Иванъ Андреяновъ, Афанасий Петровъ, Дмитрій Ивановъ, Иванъ Андреяновъ, Стефанъ Андреяновъ, Иванъ Васильевъ, Иванъ Сергеевъ, Иванъ Семеновъ, Кондратій Игнатьевъ, Федоръ Константиновъ, Осипъ Козьминъ, Никита Федотовъ, Лука Ивановъ, Петръ Кононовъ, Федоръ Ивановъ, Сергей Константиновъ; а Троицкихъ домовыхъ иконописцевъ: Данила Глѣбовъ, Иванъ Карповъ, съ товарищи, 10 человекъ, а всехъ мастеровыхъ было 35 человекъ».

Собор был расписан на оставленные для этого средства архиепископом Рязанским Моисеем († 1651), как было сказано в надписи близ западных врат (надпись издана в Древн. рос. вивл. Ч. 16. С. 312). Стенопись возобновлялась в 1777 году (Голубинский), затем снова подверглась реставрации в 1866 году: работали И. Сифонов и его племянник И. Белоусов по «древним рисункам», как упоминается в официальной переписке. В 1910 году были исправлены трещины в арках под средним барабаном и в западной стене собора, причем, уничтоженная роспись на местах починок была заново выполнена М. Н. Сифоновым, по снятии калек с древних рисунков; им, по-видимому, тогда вновь были написаны: четыре Евангелиста, Нерукотворный Спас, несомый ангелами, Архангел Михаил и Архангел Гавриил, Ангел «Благое молчание» и апп. Павел, Иаков Заведеев, Петр, Варфоломей и Иаков Алфеев. Несмотря на все поновления, стенопись Успенского собора представляет прекрасный образец росписи конца XVII столетия, отличного, строго иконописного рисунка, красивого сочетания красок и интересной композиции. Ниже даем описание содержания стенописи.

На своде алтаря изображено Распятие Господне с предстоящими; на арке над иконостасом два ангела, на арке над левой стеной – апп. Тимофей и Ахила, над правой – Руф и Родион. На стене с восточной стороны, пониже Распятия – Новозаветная Троица. Над окнами вверху на своде – символическое изображение Иисуса Христа во образе Архиерея и Небесных сил. В нише среднего окна: сверху Иисус Христос, по сторонам свтт. Петр, Алексий, Иона и Филипп Московские и Гурий и Варсанофий Казанские. На боковых окнах: сверху серафим, а по сторонам святые: справа – Афанасий Александрийский, Моисей Новгородский, Тимофей Символьский, Кирилл Александрийский, Никита Новгородский и Климент Агкирский: слева – Симеон Иерусалимский, Амвросий Медиоланский, Григорий Акрагантийский, Амфилохий Иконийский, Стефан Сурский и Савва Сербский. На стенах: с правой стороны – прп. Алипий Столпник, равноап. Константин, лик апостолов, лик пророков и лик святителей. Под этими изображениями свтт. Климент Папа Римский, Афанасий Цареградский и Сильвестр, Ипполит, Леонтий, Григорий – папы Римские. В пролете – Воскресение Христово и прп. Никон; с левой: изображение Агнца Божия на дискосе с предстоящими и Небесными Силами; изображение архиерея, несущего дискос на главе с предстоящими, свтт. Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Николай Чудотворец и прп. Сергий. Во всех оконных пролетах сверху изображены херувимы; на левой стороне у верхних – в рост: епп. Власий и Антипа: у нижних – поясные прпп. Савва Сторожевский, Авраамий Чухломской и два ангела, Григорий и Иосиф Селунские, еп. Антипа. На правой стене вверху в пролетах: Тихон Амафунтский, Иоанн Милостивый, Иаков Иерусалимский и Феодор Александрийский. На алтарной стене изображение Святой Троицы Ветхозаветной, а по сторонам преподание Тела и Крови Спасителем ученикам на Тайной Вечери; сверху – херувим в облаках, снизу в клеймах две надписи: «Верую Господи и исповедую...», и «Вечери Твоея Тайныя...». На первых ярусах хор изображены прпп. Лука и Алимпий Столпники.

Над жертвенником изображения: Господа Саваофа в облаках, Агнца Божия на дискосе, Божией Матери и Иоанна Предтечи; под ними – по сторонам преподобные Иоанн Лествичник и Мемнон; ниже: преподобный Игнатий Вологодский. В простенке окна епископы Симеон и Антонин Цареградские, над ними – херувим. На своде главы большое изображение Иоанна Предтечи, кругом его вязью написан тропарь. В барабане между окнами: прорр. Захарии, Даниила, Малахии, Захарии, Аарона, Иеремии, Ездры и Аввакума. Под барабаном 4 херувима, апп. Ермия, Акила, Евтихий и Сила и Тихвинская икона Божией Матери. В восточной стене два окна с решетками, между ними выдвигается внутрь жертвенника узкий выступ, почему образуются две арки. Над арками изображено Положение Спасителя во гроб, а ниже в трех клеймах – Троица Ветхозаветная. В левой нише арки – Божия Матерь, седящая на престоле, в простенках окон: прпп. Моисей Угрин и Дий. На выступе прпп. Венедикт, Никон Печерский. На северной стене два окна; над верхним – изображение Страданий Господних, с правой стороны – Воздвижения Креста Господня, ниже в клейме неизвестный святой, под ним – прпп. Александр и Агапит Печерские, ниже – Олимпий и Стефан Печерские. В простенках окон прпп. Андроник, Сергий Обнорский, Кассиан Римлянин и Вассиан. К этой же стене сделан приклад из трех стенок, между коими проложен ход на верх собора. На сей стене изображены: прпп. Давид разбойник и Никита: ниже в клеймах: прпп. Дионисий Глушицкий и Ферапонт Белоозерский: под ними Далмат и Фавст, ниже четыре композиции из жизни свт. Николая Чудотворца. На стене, которая отделяет жертвенник от Никольского придела, изображения: с одной стороны – архидиак. Лаврентия, диакк. Анфима, Филиппа, Евпла, Агафопода и Стефана; с другой стороны – две композиции из жизни свт. Николая: постановление во епископа и приведение его для научения грамоте. На предалтарной стене у жертвенника изображения: апп. Кодрата и Пармена; ниже, на первом ряду хор, прп. Тихона Луховского, прп. Нифонта, Ефрема и Авраамия Смоленских; еще ниже – Ангела, Видения Моисеем Неопалимой Купины и на столбе трех отроков в огненной пещи. Стена, которая отделяет жертвенник от алтаря, имеет пролет, на арке изображение апп. Архипа, Тимофея и Фортуната, а на стене в клеймах: прпп. Саппон, Ефрем Перекопский, Иларион Далматский, Виссарион; ниже – прпп. Иоанн Лествичник, Иоанн Дамаскин; под ними: свв. Игнатий и Александр Вологодские.

На своде главы над диаконником большое изображение Господа Саваофа, вокруг его пояс из херувимов. В барабане между окнами 8 праотеческих изображений: Левия, Ассира, Мелхиседека, Симеона, Лота, Ноя, Сима и Иафета. Под ними 3 херувима, ангел, апп. Филимон, Сосипатр, Андроник, Феддей. На восточной стороне два окна, между ними внутрь диаконика выдвигается небольшой выступ, почему образовались 2 арки. Над арками изображения снятия Спасителя со Креста, ниже в клеймах Деисус. На своде правой арки изображен Спаситель, седящий на Престоле, в простенках окон – свтт. Кирилл и Софроний Иерусалимские. На своде левой арки изображение похвалы Божия Матери, в простенках окон – свтт. Феодот Киринейский и Порфирий Газский. На южной стене диаконника два окна, одно над другим. Над ними изображен Иисус Христос на суде перед Пилатом, в простенках окон: прпп. Василий, Косьма, Стефан Махрищский, и Пафнутий Боровский. По сторонам икон изображения: Покрова Пресвятой Богородицы, прп. Давида Селунского; ниже в клеймах: прпп. Иосифа, Феофана Исповедника, Иоанна Саваита; под ними: Василий и Ефрем, епископы Херсонские, Лазарь Галасийский; ниже – прпп. Феодор и Пимен Печерские и 3 композиции из жизни мч. Ирины. На выступе с обеих сторон изображены: свт. Лев Катанский, прп. Прохор Печерский, сщмч. Поликарп Смирнский и прп. Марк Печерский. На левой стене в трех клеймах сверху: прпп. Дионисий Глушицкий, Поликарп Брянский, Архипп; ниже: вмч. Феодор Стратилат, прп. Дионисий Ареопагит; под ними: прпп. Никола Святоша, Варлаам Печерский и 3 композиции из жизни вмч. Феодора. На левой стене пролет с изображением на арке апп. Руфа, Иродиона и Гаия.

Восточная стена. Разделяет между собой вмч. Феодора Стратилата и мч. Ирины, изображения: с одной стороны – прпп. Еремии и Матфея Печерских и 3 композиции из жизни св. вмч. Феодора Стратилата: с другой стороны прп. Василия Печерского, мч. Ирины и 4 композиции из ее жизни. На своде арки алтарной стены в диаконнике изображены: прпп. Симеон Дивногорский и Даниил Столпник. Ниже в клеймах – вмч. Параскева, мчц. Ирина, мчч. Назарий, Протасий и Гервасий, а внизу – истязание вмч. Феодора и композиция из жизни мч. Ирины.

Западная стена. Во всю стену изображение Страшного Суда Божия. В среднем окне: ангел, апп. Аристовул, Родион, Крисп и Ермий. В правом окне: херувим, прпп. Ксенофонт, Авксентий, Потапий и Иларион. В левом окне: херувим, прпп. Стефан, Григорий, Нил и Палладий.

Северная стена. Под левой аркой изображено Сошествие Святого Духа. В окне: ангел, мчч. Евлампий, Сергий, Созонт и Вакх; в нижнем окне: херувим, прпп. Арсений, Матрона, Никон Новгородский, Михаил Клопский, Исидор Пелусиот, Давид Селунский и Антоний Сийский. В северо-западном куполе изображен Отрок Иисус Благословляющий, вокруг – пояс из херувимов. На барабане купола между окнами изображены в рост прорр. Иосия, Амос, Софония, Илия, Иеремия, Иоиль, Гедеон и Наум; ниже по углам свода: четыре херувима и апп. Амилий, Агат, Симон и Стахий. Над средним окном – Введение во храм Пр. Богородицы; в верхнем окне: ангел, преподобные: Никон Студийский, Иоанн Пещерник, Зосима Палестинский, Герасим Заиорданский, Макарий Калязинский и Исаакий Далматский. Над левым верхним окном – Рождество Пр. Богородицы; в верхнем окне: Апостолы: Зина, Наркис, Петр, Аполлос и ангел; в нижнем: херувим, преп. Александр, Афанасий Афонский, Михаил Малеин и Евфросин Псковский. На стене помещено 4 ряда изображений. В 1-м верхнем: исцеление слепого, оправдание прелюбодейцы, исцеление кровоточивой, исцеление слепорожденного, исцеление расслабленного, укрощение бури, исцеление тещи Петровой и притча о званых на вечерю. Во 2-м ряду: притча о богатом и Лазаре, исцеление Гадаринского бесноватого, воскрешение дочери Иаира, исцеление дочери жены Хананейской, исцеление сухорукого, архиерейская молитва Иисуса Христа, лепта вдовицы, помазание ног Иисуса Христа блудницей. В 3-м ряду: взятие апостолов в темницу, 4 композиции из праздника Успения Божией Матери, 2 композиции Явления Божией Матери апостолам по Успении, молитва Божией Матери пред Успением. В 4-м ряду 7 изображений Семи Вселенских Соборов. Над северными дверьми изображение Страданий Господних; на двух арках: апп. Клеопа, Варнава, Тит и Кифа. На своде – Благовещение Пресвятой Богородицы и Воскресение Христово.

Южная стена. Под левой аркой Сретение Господне. В окне: ангел и апостолы: Лукий, Тихик, Сосфен. В нижнем окне: херувим, прпп. Сергий, Антоний, Никои и Акакий. Над дверьми Спаситель – Недреманное Око. В юго-западном куполе Знамение Пр. Богородицы, вокруг поясок из херувимов. В барабане купола между окнами: прорр. Давид, Соломон, Моисей, Илия, Иесей, Иона, Михей и Иезекииль. Ниже по углам свода: Живоначальная Троица, апп. Кварт, Онисим, Иасон, Силуан и 3 херувима. Над средним окном: Крещение Господне; в окне: херувим и прпп. Макарий, Харитон, Димитрий и Кирилл. В нижнем окне: ангел и прпп. Стефан, Максим, Павел, Маркелл, Варлаам и Феодор. Над правым верхним окном – Воскрешение Лазаря: в окне: ангел, мч. Нестор, св. Иоанн, мчч. Вонифатий, Меркурий; в нижнем окне: херувим, Ефрем Сирин, Авраамий Затворник, Макарий Египетский, Виссарион, Корнилий и Антоний Римлянин. На стене изображения в 4 ряда. В 1-м ряду: брак в Кане Галилейской, призвание апостолов Петра и Андрея, призвание братьев Заведеевых, исцеление бесноватого, шествие Спасителя с учениками в Десятиградие, Нагорная проповедь, исцеление прокаженного, исцеление отрока сотника. Во 2-м ряду: изгнание торжников, притча о 10-ти девах, насыщение 5-ти тысяч человек, исцеление расслабленного, воскрешение сына вдовы Наинской, хождение Иисуса Христа по водам, Закхей на смоковнице, беседа с самарянкою. Затем 2 ряда изображений из последних дней земной жизни Божией Матери и Успения. На сводах между куполом – Рождество Христово и Преображение Господне. На двух арках апп. Памфилий, Карп, Олимп, Эраст.

По низу стен в 2 ряда написаны орнаменты и Символ Веры.


Стенопись на столпах

На 1-м с правой стороны:

Вост. сторона: мч. Арефа, царь Константин, прп. Александр Свирский и кн. Александр Невский.
Сев. сторона: мч. Димитрий, кн. Михаил Черниговский, прпп. Алексий человек Божий и Иоанн Кущник.
Зап. сторона: мч. Феодор Тирон, кн. Владимир, кнн.Феодор, Давид и Константин Ярославские.
Юж. сторона: мч. Александр, кн. Всеволод, кнн. Константин, Михаил и Феодор Муромские.


На 2-м с правой стороны:

Вост. сторона: мч. Акиндин, кн. Борис, прпп. Зосима и Савватий.
Сев. сторона: мч. Никита, кн. Роман, прпп. Стефан Исповедник и Ефрем Новоторжский.
Зап. сторона: мч. Мина, кн. Георгий, прп. Варлаам и Иоасаф Индийские.
Юж. сторона: мч. Терентий, кн. Довмонт Псковский, прпп. Евфимий Великий, Петр Муромский.


На 1-м с левой стороны:

Вост. сторона: мч. Евстафий, кн. Игнатий Угличский, прпп. Арсений Великий и Мартирий.
Сев. сторона: мч. Никифор, кн. Константин Угличский, прпп. Антоний и Феодосий Печерские.
Зап. сторона: мч. Андрей, царевич Димитрий, кнн. Василий и Константин Ярославские.
Юж. сторона: мч. Георгий, Феодор Черниговский, прп. Онуфрий и Петр Афонские.


На 2-м с левой стороны:

Вост. сторона: мч. Иерон, кн. Глеб, прпп. Сисой и Пахомий Великий.
Сев. сторона: мч. Виктор, пpп. Никола Кочанов, прпп. Марк Фраческий и Павел Фивейский.
Зап. сторона: мчч. Феодор Тирон, Иаков Перский, прпп. Максим Грек и Михей Радонежские.
Юж. сторона: мч. Феодор Пергийский, кн. Вячеслав, прпп. Петр Царевич и Авраамий Ростовский.

В среднем большом куполе изображен Господь Вседержитель с надписью вокруг: «Слава въ Вышнихъ Богу», а ниже пояс из ангелов и орнамента. В барабане между окнами 8 изображений праотеческих: Адама, Авраама, Исаака, Иакова, Еноха, Сифа и Авеля. Под ними 4 евангелиста. На арке между столпами: апп. Иаков, Павел, Симон, Фома, Тимон, Агапий, Петр, Андрей, Матфей, Филипп, Аристарх и Пуд. На своде между арками: Успение Божией Матери и Вознесение Господне. Между средними столпами: апп. Варлаам, Иаков, Лука и Иуда.

Источник: Олсуфьев Ю. А. Опись икон Тр.-Серг. Лавры до XVIII в. и наиб. типичн. XVIII и XIX вв. Сергиев: Комис. по охр. памятн. иск-ва и старины Тр.-Серг. Лавры, 1920.


17 июня 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».