Икона – свидетельство Боговоплощения

Вторая заповедь Закона Божия, данного израильтянам чрез Моисея на Синае, ясно говорит: е сотвори себе кумира, и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика в водах под землею; да не поклонишися им, ни послужиши им" (Исх. 20:4-5).

Эта заповедь строго запрещает как бы то ни было изобра­жать Бога или уподоблять Его какому-либо видимому нами земному образу.

Икона Св.Троицы прп. Андрея Рублева.jpg

Икона Святой Троицы. Преподобный Андрей Рублев 

Опираясь на эту заповедь, в начале VIII века возникла в Византии иконоборческая ересь [с царствования импера­тора Льва Исаврянина (716-741) и волновала Церковь Христову до начала IX века (до смерти императора Феофана-иконоборца в 842 г.)].

Гонение на святые иконы и иконопочитателей продол­жалось 110 лет лишь с малыми промежутками, гонение более тяжкое, нежели от язычников. Как река изливались слезы и кровь неповинных. Всякие виды скорбен и мучений испытали эти страдальцы за икону Христову: темницы, заточения, истязания, смертные казни и многое множество мужей и жен в это время увенчалось пресветлым венцом мучеников.

Иконы же честные и святые мощи были извергаемы, нечестивыми сжигаемы, потопляемы, гнусно поругаемы. "О, как земля носит такое беззаконие!" — восклицал преподобный Феодор Студит, исповедник, защитник икон, едва не скончавшийся среди истязаний и темничных злостраданий, которые претерпел за свое исповедание. В этой тяжкой борьбе с иконоборчеством Святая Церковь кровью святых мужей защищала свое учение о Боговоплощении.

Боговоплощение есть основной христианский догмат, по которому Второе Лицо Пресвятой Троицы, оставаясь совер­шенным Богом и в Своем Божестве неописуемым Сло­вом Отчим, стал Человеком. Заимствовав у Божией Матери человеческую природу в ее полноте, не изменяя Своего Божества и не смешивая его с человечеством, Он явился Богом и Человеком в одно и то же время. Это — снис­хождение, истощание Бога. Тот, Кто совершенно недостижим "неприступен" для твари и ни в какой мере не изобразим, стал описуемым и изобразимым, приняв чело­веческую плоть.

Образ, икона Христова, есть выраженный в образе дог­мат о Боговоплощении.

Во время Своей земной жизни Христос соединил в Себе образ Бога и образ раба.

Люди, окружавшие Его, видели в Нем только человека, часто и пророка Божество же Его было сокрыто под величайшей простотой внешнего зрака раба. Даже любимые ученики лишь однажды, на Фаворе, узрели Христа в Его прославленном, обоженном человечестве. Церковь же Святая имеет очи, чтобы видеть, а также уши, чтобы слышать (Откр. 2:7), поэтому в Евангелии, она слышит Божие слово, а также с непоколебимой верой смотрит на Христа как на Богочеловека.

Поэтому и в иконе она показывает Его не как обык­новенного человека, но как Богочеловека в Его славе, даже в моменты Его крайнего уничижения. Именно поэтому Православная Церковь никогда не изображает на своих иконах Христа как просто человека, страдающего телесно и душевно, как это делает религиозное искусство в картине. На иконах православных и Младенец Христос является как Богомладенец в присущем Ему могуществе и царственной славе.

Этого никак не могли понять иконоборцы. Они спрашивали: как можно изобразить два естества Христа? Православные же совсем не думали изобразить ни Боже­ственную, ни человеческую природу Христа самое по себе, но изображали Его личность Богочеловека, соединившую в Себе два естества без смешения и разделения.

Догмат о Боговоплощении тесно связан и с учением Святой Церкви о Деве Марии как об истинной Богоматери. Действительно, отрицание человечества Христа логически ведет к отрицанию Богоматеринства, и обратное: суще­ствование и почитание иконы Христовой предполагает важное значение Божией Матери, согласие Которой: "Буди мне по глаголу твоему" (Лк. 1:38) — было непременным усло­вием воплощения и Которая Одна сделала возможным то, что Бог стал видимым и изобразимым. Изобразимость Бого­человека основывается на изобразимости человечества Его Матери.

Рождаясь от Отца неописуемого, Он не может иметь образа. "Какому равному образу, — говорит преподобный Феодор Студит, — могло быть уподоблено Божество, изоб­ражение которого совершенно запрещено Священным Писанием? Но с тех пор, как Христос родился от описуемой Матери, Он, естественно имеет образ, соответствующий образу Его Матери, то есть описуемый. И если бы Он не мог быть изображаем при помощи искусства, это значило бы, что Он рожден только от Отца и не воплотился. И если мы иконы отвергаем, то и явление Христа отвергаем. Как иконо­борцы неправым своим мудрованием отрицали самое свое спасение, так мы ныне, поклоняясь пречистому образу, испо­ведуем пришествие Христово во плоти и уповаем оправдаться Кровию Его".

Седьмой Вселенский Собор, утверждая возможность изображать Богочеловека, противопоставляет этому абсолютную невозможность изображать Бога Отца. Святой Григорий II, Папа Римский, пишет императору Льву Исаврянину: "Почему мы не изображаем Отца Господа Иисуса Христа? Потому что мы не знаем, каков Он есть... И если бы мы Его видели и знали, как видели и знали Сына Его, то попы­тались бы и Его изобразить с помощью искусства".

Таким образом, 7-й Вселенский Собор, говоря об отсутствии изображений Бога Отца невоплотившегося, невидимого и поэтому неизобразимого подчеркивает различие между изобразимостью Сына воплотившегося и абсолютной неизобразимостью Бога Отца.

Однако в нашей церковной практике существуют изображения Бога Отца. На это надо сказать, что как чело­веческая мысль не всегда была на высоте истинного бого­словия, так и художественные произведения не всегда были на высоте настоящей иконописи.

В Православной Церкви этот образ стал особенно распространяться с XVII века, и Большой Московский Со­бор 1666-1667 годов запретил изображения Бога Отца.

Конечно, можно изображать что угодно и что придет в голову, так как человеческое воображение не имеет границ. Но в действительности не все изобразимо. Многое, относящееся к Богу, не только неизобразимо на картине и неописуемо словами, но является совершенно непредстави­мым для человека. Именно по этой непредставимости Бога Отца Собор и говорит о невозможности иметь Его образ. Для познавания Святой Троицы у нас один только ключ мы знаем Отца через Сына: "Видевый Мя, виде Отца" (Ин. 14:9; Ин. 12:45). Следовательно, мы можем изображать только то, что нам открыто: воплотившееся Лицо Сына Божия — Иисуса Христа и Святого Духа. Святой Дух изображается в том виде, в каком Он являлся: в виде голубя — при Бого­явлении и в виде огненных языков — в день Пятидесятницы.

Присутствие же Бога Отца или вообще присутствие Божие изображается благословляющей рукой, выходящей из неба.

Итак, заключим словами кондака дня Торжества Православия: Неописанное Слово Отчее из Тебе, Бого­родице, описася воплощаем... Исповедающе спасение делом и словом сие воображаем, то есть Неописуемое Слово Отца сделало Себя описуемым, воплотившись от Тебя, Бого­матерь... И исповедуя спасение, мы выражаем это делом и словом. Точнее, мы воображаем это делом и словом.

Слово иконописца монахини Иулиании (Соколовой). Смысл и содержание иконы. - Московская духовная академия, 2005.


1 мая 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.