О внешнем виде христианина. Иеродиакон Галактион (Павлов)

 О внешнем виде христианина. Иеродиакон Галактион (Павлов)

Пожалуй, трудно переоценить значение Сергиевой Лавры для России и всего православного мира в целом. С древних времен сюда непрерывно стремится бесчисленный людской поток богомольцев-паломников, высоких гостей, туристов. Замечательно сказал о Троицкой обители о. Павел Флоренский: «Лавра есть осуществление русской идеи, конспект бытия нашей Родины, пульс русской истории. Тут не только эстетика, но и чувство истории, и ощущение народной души, и восприятие в целом русской государственности».

Однако, проходят годы, меняются времена и нравы, изменяются и сами люди. Чем же стала Лавра для современного человека? Обычная картина контрастов лаврской жизни – открытые яркие одежды туристов среди строго черных монашеских ряс. Словно из одного источника текут сладкие и горькие воды, в одном историческом месте обнаруживаются современные нравы и традиционные монашеские правила. Со временем для одних Лавра стала только местом культурного отдыха, шедевром мирового искусства, подобно афинскому акрополю или египетским пирамидам, для других же она навсегда осталась православной святыней и силой, объединяющей Святую Русь. «Странные» одежды монахов, как и все традиции монашеской жизни, – образ покаяния, пример большей заботы о внутреннем мире человека, чем о внешней стороне жизни, – не всегда понятны современному человеку, который больше заботится о внешнем. Стиль современной моды попирает законы совести и стыдливости – те нравственные законы, которые строго хранились как залог семейного благополучия даже у народов, не просвещенных светом христианского учения.

Казалось бы, зачем говорить о таком личном деле, как манера одеваться? Однако же именно по одежде мы судим о характере людей и в зависимости от внешнего вида принимаем или не принимаем их в общение. Не случайно император Петр Великий свой путь к реформе общественных отношений и упразднению патриаршества на Руси начал с изменения внешнего облика своих подданных – приказал брить бороды и носить парики. Великий реформатор и поклонник западной культуры понимал, что с изменением внешнего вида начинается воспитание нового внутреннего мира человека. Чрезмерное увлечение западной культурой, внешней красотой привело к забвению главного богатства человека – красоты души. «Душа драгоценнее всего сотворенного, – говорит прп. Макарий Великий, – ибо только человек сотворен по образу и подобию Божию». Истинная красота человека – в сиянии образа Божия, нетленной красоте вечной души. Можно даже сравнить красоту человека с благолепием иконы. Но как не каждое изображение святых можно назвать иконой, а только написанное по церковным канонам в иконописном стиле, так и истинная красота не в тленном, а в красоте жизни по заповедям Божиим.

Относительно внешнего вида Церковь учит: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22:5). Мужчина, мирянин, должен находиться в храме с непокрытой головой, а женщина с покрытой. «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая» (1 Кор. 11:4-5).

Апостол Павел пишет, чтобы «жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1 Тим. 2:9-10). «Не покрывайте Божия лика гнусными красками и вместо лица не носите личины. Один цвет любезен в женщине – это добрый румянец стыдливости», – учит свт. Григорий Богослов. Женщина, входящая в церковь излишне украшенной, по словам свт. Тихона Задонского, делает храм Божий позорищем (театром) и примет наказание от Бога за соблазнительное поведение.

Внешний вид христианина должен быть скромным, должен являть чистоту души. Такой божественной красотой сияют лики святых. Их образа украшают храмы и открывают нам благолепие иного мира. Храм – дом Божий. И как в чинопоследовании богослужения Церковь определяет строгий порядок, так и каждому отворяющему двери храма заповедано входить в него с «верой, благоговением и страхом Божиим».

Проходят века, меняются царства и их законы. Они так же изменчивы, как и сама человеческая натура. Входя же в обитель, каждый входит в вечное царство благодати Божией. Цените это и «отдавайте... Божие Богу» (Мк. 12:17), подчиняйтесь Его духовным законам.

Иеродиакон Галактион (Павлов), 

насельник Троице-Сергиевой Лавры

Источник: Троицкий сборник [альманах]. СТСЛ, 2002. – № 2. – С. 409-411.


16 августа 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».