Фотография А. Джуса «Крестный ход на Пасху. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Успенский собор» стала одним из победителей Всероссийского проекта «Best of Russia-2016»

Фотография Александра Джуса «Крестный ход на Пасху. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Успенский собор», сделанная 1 мая 2016 года, стала одним из победителей Всероссийского ежегодного открытого проекта «Best of Russia-2016».


Источник фото: Thebestofrussia.ru

«Лучшие фотографии России» – «Best of Russia» – беспрецедентный по масштабу фотопроект, охватывающий все регионы страны, организованный в 2008 году Центром современного искусства «Винзавод» при поддержке Министерства культуры РФ.

Цель проекта – достоверно запечатлеть год из жизни России в самых ярких и неординарных фотографиях.

В данном проекте может принять участие каждый увлекающийся фотографией человек вне зависимости от того, где он проживает, как признанный фотограф, так и фотолюбитель. Единственное условие – фотографии должны быть сняты в России. 

Все фотографии-победители, а в этом году их 292, публикуются в альбоме и принимают участие в выставке «Best of Russia» в Центре современного искусства «Винзавод». Партнеры проекта «Best of Russia» присуждают собственные призы фотографиям. Каждый год после окончания своей работы в Москве данная выставка экспонируется на крупнейших выставочных площадках России и за рубежом. 

По материалам сайта Thebestofrussia.ru


Александр Джус. 1953 г.р.

Автор победившей фотографии Александр Михайлович Джус родился в Хабаровске в 1953 г. в семье военнослужащего. О происхождении фамилии Джус известно из книги знаменитого фотомастера Л.Н. Шерстенникова: когда-то на Украине было целое село Джусов. В голодные двадцатые годы почти все село двинулось на восток, в Казахстан, а кто-то добрался и до Забайкалья.

Семья военного как фургон на колесах: Чита – Хабаровск – Курган – везде дом, везде временный, до следующего зова трубы... 

На десятилетие папа подарил сыну фотоаппарат. Это была «Смена-2». Аппарат и сам процесс сотворения снимков настолько пришлись по душе Александру, что начало своей карьеры он и пометил этой датой.

У Саши было намерение поддержать мечту отца о военной карьере сына. В старших классах у подростка обнаружилась небольшая близорукость. Далее последовали призыв в армию, срочная служба связистом, как и у отца. Связист Джус-младший попал служить в ракетные войска. 

Творческая биография Александра началась с военной журналистики. Демобилизовавшись, парень отправился в читинскую фотостудию. Затем Джусу предложили занять место фотокорреспондента газеты «На боевом посту» Забайкальского военного округа. Округ на восток простирался от Иркутска до Благовещенска, а с севера на юг от Ледовитого океана до южных границ Монголии. Снимки Джуса стали появляться в «Красной звезде», журнале «Советский воин», «Правде», Фотохронике ТАСС.

Потом Александр работал в журнале «Авиация и космонавтика» и в газете «Красная Звезда», долгое время был фотокорреспондентом журнала «Огонек».

Чтобы взяли репортера в воздух, ему потребовалось изучить первоначальные навыки управления самолетом и попрактиковаться на тренажерах. Нужно было уметь и собой «распорядиться» при случае, если потребуется, например, срочно катапультироваться. Кроме этого, нужно было совершить два зачетных прыжка с парашютом. 


Александр ДЖУС. СУ-27 на вираже. Летно-испытательный институт. 1990 г.

«Иногда я крепил камеру перед пилотом, там, где прицел. А снимал не глядя, дистанционно управляя ей со своего места. Вспоминаю увиденные когда-то по телевизору кадры. Снял их, видимо, видеорегистратор, установленный перед летчиком. 
А как снять простейший кадр – самолет, летящий на тебя в лоб? Ну, наверное, с хвоста впереди летящего? Но на том хвосте совсем не предусмотрено для фотографа места. Тогда нужно выполнить маневр: обогнать, подняться, повернуться, словом, изловчиться», – вспоминает Александр.

Джус стал воздушным фотографом «в законе».

В Петербурге фотограф прожил, примерно, год. Тогда ему пришла мысль сделать небольшую карманную книжечку «Храмы Санкт-Петербурга». Было их тогда немного – 18–20. Митрополитом служил Алексий II. Его Высокопреосвященство благословил съемку. Александр отснял все: и иконы, и святыни, и даже храмы с воздуха. Разрешение на съемку города от Генштаба у него было. А полеты он «покупал»: рядом с городом был вертолетный аэродром. Начинались 90-е годы со всей их неразберихой. Каждый, чтоб выжить, должен был искать заработка сам. Он договаривался с вертолетчиками на час, иногда на полчаса съемки, оплачивал полет из своих денег и летел...


Александр Джус. Октябрьское утро. Плес на Волге

Александр проникся уважением к митрополиту, а затем и Патриарху Алексию II, долгое время снимал Святейшего. «Благодаря этому человеку я пришел к вере…», – признается фотограф. 

«Будучи нерелигиозным, не мне бы рассуждать о том, как и почему человек приходит за помощью к Богу. А почему бы и нет? Ведь, слышал, этот путь никому не заказан. Одни, по моим догадкам, приходят к Богу, чтобы облегчить свою земную ношу. Когда деваться некуда, куда ж еще и идти? Другие, чтоб постичь сущность бытия, а более того своего духовного стержня. Третьи – охватить всю глубину мироздания. Не разумом охватить, но душой… И каждый по своему прав, идя той тропою, которую избрал. И троп этих бесчисленное множество…», – размышляет Александр.

Джус, отсняв в военной авиации то, что ему было интересно, пришел к выводу: если чего-то очень захочешь – добиться можно. Тогда ему захотелось увидеть Москву с птичьего полета.


Александр и Вера ДЖУС. Варварка, 1991 г.

«Москва интересна сверху в пределах бульварного кольца», – отмечал Джус. Там, где в 90-е годы был вновь построен Храм Христа Спасителя, несколько десятилетий была «дыра» – открытый бассейн «Москва». Джус долго летал над столицей. Успел запечатлеть и бассейн и воссозданный храм. В результате был издан оригинальный макет в 500 экземпляров с «раскладушками»: разворачивающиеся сгибы увеличивали площадь разворота, достигая большего эффекта от панорам (и горизонтальных, и вертикальных). 

Джус мечтал об альбоме об авиации. К юбилею летчика «Планета» готовила альбом «Валерий Чкалов». Александр предложил сделать главку о современных летчиках – продолжателях его дела. И занялся съемкой пилотажных групп. Это те виртуозы летного дела, кто всем строем выполняет сложные фигуры и перестроения. 

Еще во время своей работы в окружной газете Джус «открыл» Монголию. Там находился значительный контингент советских войск: время конфронтации с Китаем еще не закончилось. И этот мир стал увлекать романтичного фантазера. Джус сразу же погрузился в книжки, «раскапывая» и Монголию, и Азию. За Монголию он получил приз на одной из международных выставок. А Азия буквально сшибла его с ног, когда он попал в Самарканд и увидел шедевры средневековой архитектуры…

Но снимать ему предстояло альбом об Арале, его трагедии. К сожалению, этот альбом не вышел. Но свое наверстал Джус в Туркменистане. Он уже работал в «Огоньке», печатался обильно: из номера в номер шли его материалы и о «звездах», и о всем-всем-всем, включая петушиные бои. Его послали снимать номер, посвященный Туркменистану. Альбомы «Страна Туркменбаши», «Ашхабад» и «Туркменистан. 10 лет независимости» вполне оправдали затраченные на них энергию и время. А Джус, наконец, вдохнул в себя Азию полной грудью. 

Александр и его жена Вера, с которой фотографа связывают более 40 лет супружеской жизни, объездили много стран, путешествовали по Китаю, Таиланду, Черногории… И возвращались не без фотографических трофеев. Но главной темой оставалась Россия – ее просторы с «птичьего полета», ее деревушки и храмы, тонущие в туманах и прихорашивающиеся снегами... Утро, солнце едва подпаливает горизонт, зябко, но здорово!.. желтые листья на водной поверхности, деревенские улицы... 


Александр Джус, персональная фотовыставка

В 1998–1999 годах Александр Джус признан Академией свободной прессы лучшим фотографом страны. Он является автором четырех фотоальбомов, один из которых – «Крылья» – был издан в Англии на шести языках. У фотографа Александра Джуса было несколько персональных выставок, многие его работы хранятся в частных коллекциях. 

Сейчас Александр работает в качестве фотографа на съемках художественных фильмов с известными кинорежиссерами и является мастером аэрофотосъемки. 

Поздравляем Александра Михайловича с заслуженной победой и желаем дальнейших творческих успехов! 


Подробнее об Александре Джусе расскажет глава из книги Л.Н. Шерстенникова «Остались за кадром». – М., Музей органической культуры, 2014.


Пресс-служба Троице-Сергиевой Лавры
Фото из открытых источников


20 декабря 2016

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.