Два Адама, два человечества

Два Адама, два человечества

На судьбу всего человечества повлияли жизнь, смерть и воскресение Христа, Которого апостол Павел отождествляет также с «последним Адамом» (1 Кор. 15, 45). Новый, второй, последний Адам – также человек, каким был и первый Адам, но они принадлежат двум очень разным сферам. «Первый человек – от земли из праха, второй Человек – с неба» (1 Кор. 15, 47). Первый человек был создан из земли, и таким образом был смертным; последний Адам – «дух животворящий» (1 Кор. 15, 45), материальная природа которого была полностью прославлена и преображена.

По мнению апостола Павла, в последнего Адама, как и в первого, многое включалось – Его действия имели влияние на всех (Рим. 5, 12-21; 1 Кор. 15, 20-22; Флп. 2, 7 и сл., Евр. 2, 5-8) [1]. Через одного человека грех вошел в мир и «чрез грех вошла смерть, и тем самым во всех людей перешла смерть, потому что (ἐφ᾽ ᾧ) все согрешили» (Рим. 5, 12). Этот стих имеет интересную историю толкования. Его перевод в тексте латинской Вульгаты подразумевает, что все люди разделяют совместную вину за грех Адама [2]. Однако несколько восточных отцов видели этот стих в другом свете. Фраза ἐφ᾽ ᾧ, которая во всех современных переводах передается как «потому что» или «ввиду того что», может также пониматься как «вследствие чего» с относительным местоимением ᾧ, относящемуся к слову «смерть». В этом случае грех Адама вызывает вселенскую ситуацию смертности, опасности и безнадежности, затемнения образа, с которым человек был создан, и именно из этой ситуации происходят личные грехи [3].

Однако теперь «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ». Все люди умерли в Адаме, но через Христа, последнего Адама, произошли спасение, прощение грехов и воскресение мертвых. «Ибо, как в Адаме все умирают, так и во Христе все будут оживотворены» (1 Кор. 15, 22). Быть «в Адаме» значит принадлежать ветхому человечеству; быть «во Христе» значит участвовать и предвкушать «доброго Божия слова, как и сил будущего века» (Евр. 6, 5), участвовать в уже достигнутой победе. Адам, который у ап. Павла всегда человек сотворенный и падший [4], является главой ветхого человечества, но воскресший Христос является венцом и исполнением Божьего замысла о человечестве. Значение и цель творения в Нем явлены в полноте. Бог послал «Сына Своего в подобии плоти» осудить грех (Рим. 8, 3) [5]. Христос «уничижил себя», лишив Себя Своей славы, «приняв образ раба», чтобы прожить жизнь в совершенном послушании (Флп. 2, 7 и сл.). Добровольно приняв смерть на кресте, Он умер за всех людей, так чтобы они «не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего» (2 Кор. 5, 15).

В последнем Адаме мы имеем совершенного главу и совершенное начало нового человечества. Первый Адам «стал душою живою» (1 Кор. 15:45; ср. Быт. 2, 7), но его жизнь не превозмогла тления. Последний Адам разрушил оковы смерти и вознесся над всем тлением, став «духом животворящим» (1 Кор. 15, 45) [6]. Св. Кирилл Александрийский пишет, что во втором Адаме, который есть Христос, род человеческий «имеет как бы новое начало и возносится к новой жизни и бессмертию». Дух обновления, Святой Дух, принцип вечной жизни, был дан нам, «когда Христос был прославлен, т. е. после Его воскресения, и когда, разрушив узы смерти, вознесся над всем тлением и снова жил, обладая в Себе всей нашей природой, как человек и один из нас» [7].

С воскресением Христа Его дело получило свое завершение, но не окончание. В Нем все совершается и исполняется. Он живет жизнью будущего века, но живущие «в Нем» все еще пребывают на пересечении эпох – в их жизни чередуется ветхое и новое. Сила зла активна в мире, но пребывающие «во Христе» уже участвуют в Его воскресении. Христос жил в сплоченности с нами, и даже разделил с нами нашу бедность, чтобы мы «обогатились» (2 Кор. 8, 9). Он стал одним из нас, чтобы мы стали едины с Ним [8].

Воскресение для «крещеных во Христа» (Гал. 3, 27) является опытом нынешним. «Ибо если мы оказались сращенными с Ним подобием смерти Его, мы, конечно, будем сращены и подобием воскресения» (Рим. 6, 5). Этот текст о крещении говорит о нынешнем опыте христиан, как и о будущем воскресении, когда наши тела будут преображены (Флп. 3, 21). В определенном смысле крещеные, «облекшиеся во Христа» (Гал. 3, 27), уже воскресли с Ним (см. Еф. 2, 6 и Кол. 3, 1 и сл.) [9]. Период между нынешним опытом воскресения и будущим событием составляет период возможного обновления «внутренней» природы и разрушением «внешней» (2 Кор. 4, 16). Дух ниспослан, и сила воскресения освобождена, и к ним получили доступ стремящиеся сообразовываться с образом Христа, восставшего из мертвых. Как «мы носили образ того, кто из праха», так «и будем носить образ Небесного» (1 Кор. 15, 49) силой Духа, ниспосланного воскресшим Христом. Жизнь Христа – это не только пример, образец для подражания, но действующая сила, которая подвигает и понуждает участвовать в Его воскресшей жизни. Дух ниспослан, чтобы свидетельствовать о победе над смертью и в полноте возвестить о совершенном в Его воскресении.


Источник: Кесич. В. Первый день нового творения. Воскресение и христианская вера. – К.: «Пролог», 2006. С. 164-168.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] C.F.D..Moule, The Phenomenon of the New Testament, Studies in Biblical Theology, 2 d series, 1 (London: SCM Press, 1967) 29. «Адам и Христос подобны в том, что их действия представляли и включали других. В этом отношении Адам есть «прообраз Имеющего придти» (Рим. 5,14)».

[2] См. John Meyendorff, The Orthodox Church, 3d ed. (Crestwood, N.Y.: SVS Press, 1981) 198, n 10.

[3] Существуют различные мнения относительно значения ἐφ᾽ ᾧ в Рим. 5, 12. К «наименее убедительным толкованиям» этого выражения, несомненно, относятся толкования, основанные на латинском переводе, «in quo», «в котором». Так считает Джозеф Фицмайер, автор комментария к Посланию к Римлянам для Jerome Biblical Commentary. Если бы Павел имел в виду мысль, выражаемую в латинском переводе, «он бы написал en ho». См. JBC 53, 56.

[4] Meyendorff, The Orthodox Church, 198, n 10. См. также того же автора Gregory Palamas – «воспринятое нами от Адама – смерть, а не вина» (125). С другой стороны, Фицмайер находит это толкование также неудовлетворительным, потому что, как он объясняет, в Рим. 5, 21 и 6, 23 смерть является результатом греха, а не его источником. Из всех толкований он полагает, что «наилучшим образом значение передается выражениями "потому что", "ввиду того что", которые обычно и используют греческие патриотические писатели». См. JBC 53, 56.

[5] См. James D.G.Dunn, «I Corinthians 15:45 – Last Adam, Life-giving Spirit», в Barnabas Lindars and Stephen S. Smalley, eds., Christ and Spirit in the New Testament (Cambridge: University Press, 1973) 136, n28. См. Также Hans Conzelmann, I Corinthians (Philadelphia: Fortress Press, 1975) о 1 Кор. 15, 22.

Автор приводит цитату по переводу Иерусалимской Библии, которая соответствует приводимой нами по переводу еп. Кассиана (прим. перев.).

[6] Христос стал «духом животворящим». Он превосходит земной порядок существования, теперь Он свободен от всех законов, которые ограничивают тех, кто живет этой жизнью земного существования. «Господь есть Дух» – так апостол Павел в 2 Кор. 3, 17 подытоживает и выражает все, что закрепляется Его небесным существованием. Этим утверждением он не отождествляет воскресшего Христа со Святым Духом. Христос был воздвигнут из мертвых Духом Божиим (Рим. 8, 11). То, что Господь есть Дух, для апостола означает, что в Своем воскресении Христос стал «духом животворящим». Тождественность между Христом и Духом подразумевала бы отрицание Его воскресшего тела. Отрывком 2 Кор. 3, 17, как 1 Кор. 15, 45, Павел выражает отношение воскресшего Христа к общине, роль воскресшего Христа в Церкви. Он посылает Духа. См. Обсуждение этого вопроса в F.X. Durrwell, The Resurrection: A Biblical Study (New York: Sheed and Ward, 1960) 99-107.

[7] In Job., 5, 2, цит. в Mersch, 350.

[8] Для недавнего рассмотрения отрывка 2 Кор. 8, 9 и других выражений этой же мысли в работах св. Павла см. Моrnа D. Hooker, A Preface to Paul (New York: Oxford University Press, 1980) 44 ff.

[9] Бог «воскресил нас с Ним и посадил на небесах во Христе Иисусе», – пишет ап. Павел в Еф. 2, 6, а в Кол. 3, 1 он утверждает: «Итак, если вы были воздвигнуты со Христом, ищите горнего, где Христос сидит по правую сторону Бога». В обоих этих текстах в отношении воскресения христиан он использует прошедшее время. Даже более, глаголы, которые он использует, такие как «воскресил с» (συνήγειρεν), «посадил с» (συνεκάθισεν) и «были воздвигнуты» (συνηγέρθητε) указывают не на то, что чаяние будущего воскресения ослабилось или уменьшилось, но на то, что единение со (σὺν) Христом и во Христе испытывается сокровенным образом в нынешнем времени. Христиане способны участвовать в воскресшей жизни Христа. Сравните эти тексты с текстами о крещении в Рим. 6, 3 и слл.



27 апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.