Дорога к счастью. Архимандрит Тихон (Агриков)

Священное Писание учит нас, что Царствие Божие, т.е. возможные для ограниченной природы человеческой истинная радость, истинное блаженство, истинное счастье, достигаются и приобретаются нами только через скорби.

Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22), тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф. 7, 14), – говорится в слове Божием. И Господь наш Иисус Христос, принявший для спасения нашего образ раба, и Сам восприял Свою вечную славу у Отца, и нам отверз райские двери через Крест – страдания, быв послушным Отцу Своему даже до смерти и смерти крестной (ср. Флп. 2, 7-9).

И Пресвятая Дева, Пречистая Матерь Господа нашего, Радость всех скорбящих, честнейшая херувимов и славнейшая без сравнения серафимов, не путем ли великих скорбей шла к Своей неизреченной славе?

Не жизнь для себя, не погоня за мелким личным благом, но только жизнь ради Господа и ради ближних, крест, самоотвержение, самоотречение ведут к истинной радости, к истинному счастью, к истинному блаженству, к жизни вечной. Да и счастье, понимаемое в нашем обыденном, житейском смысле, счастье естественной любви, счастье семейной жизни – не зиждется ли всецело также на самоотречении, не состоит ли также не в жизни для себя, а в жизни для других? Не говорят ли люди, что человеческая любовь, дающая земное счастье, есть страдание? Однако же из-за этого мимолетного счастья не готов ли бывает человек принести всевозможные жертвы, претерпеть всевозможные лишения?

Не претерпит ли тем более всякие скорби истинный христианин из-за тех неизглаголанных радостей, которые уготованы любящим Господа? И что, в самом деле, может быть выше того блаженства и того счастья, которые приобретаются через истинное самоотречение, имеющее источником своим ту высокую цель, чтобы жить всецело для Христа, единой истинной нашей Радости, носить Его в своем сердце и в Нем одном полагать все свое утешение? Идите, дорогие, сквозь тесные врата, как и сказал Господь, так как тесным путем лучше идти, полезнее, правильнее, ибо он ведет к истинному счастью, истинному блаженству – ведет к вечной жизни (см. Лк. 7, 14).

А есть врата, которые ведут не к жизни, а к вечной смерти. Это путь диавола, богоборца-сатаны, путь непокорства, гордости, противления Богу.

– И зачем я только живу на свете? – говаривал молодой юноша. – То не делай, то не говори, того не смей есть, ибо сейчас пост, на улице не гуляй с девочками, в кафе, ресторан, на танцы, пляски не ходи, ибо нет пользы. То не ешь, на другое не смотри, третьего не касайся. Ну зачем же жить тогда? Ведь я молодой человек, я жить хочу, наслаждаться всем, что дает жизнь...

– Ну хорошо, – ответил более опытный друг молодому человеку, – живи так, как только тебе хочется, как вздумается, бери все от жизни, спеши жить. Но не слишком ли это будет эгоистично и подло?

Жить и наслаждаться, все испытать, всего быть достойным, да отвергать все законы: общественные, нравственные, божественные, быть умником и мудрее всех на свете – не слишком ли это будет безумно, дерзко, а главное – опасно, гибельно? Да, дорога к истинному счастью лежит через земное несчастье и только через несчастье, т.е. скорби, лишения, добровольные и невольные унижения. Иного пути к подлинному счастью нет. И если враг спасения предлагает иной путь – путь сытости, самости, грубого эгоизма, невоздержания, то не стоит завидовать тем, кто пойдет за ним по этому пути, ибо конец его – погибель (см. Мф. 7, 13).

Источник: Тихон (Агриков), архим. Чтобы душа проснулась. М.: Духовное преображение, 2013. – С. 56–60.


9 марта 2021

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.