Для каждого у преподобного Сергия есть свое чудо… Из заметок лаврского экскурсовода

Для каждого у преподобного Сергия есть свое чудо… Из заметок лаврского экскурсовода

Накануне празднования осеннего дня Преподобного Сергия знакомый священник обратился с просьбой подсказать для проповеди интересную тему, связанную с современными чудесами Сергия Радонежского. Современные чудеса… Что можно назвать чудом сегодня? В продолжение многих веков в Лавру приходят люди за помощью к преподобному Сергию и каждый из них получает свое чудо. Чудеса исцеления, семейного благополучия и воспитания детей, помощь в учебе, работе… Ежедневно здесь по молитвам Преподобного совершаются чудеса, и у каждого оно свое…

Сегодня мы видим, как огромное число туристов стремится посетить Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Столько раз замечаешь, с каким благоговением, восторгом и трепетом ведут себя наши туристы, да и многие иностранцы.

Коллега рассказала историю о том, как несколько лет назад среди посетивших Лавру туристов была девочка из мусульманской семьи. Это была осень, и девочку отправили на экскурсию в Лавру вместе с классом, чтобы она не оставалась дома, так как скончался кто-то из ее родственников. Во время экскурсии группа школьников прикладывалась к мощам преподобного Сергия, и эта девочка оказалась среди них... Коллега очень переживала об этом, но каково же было ее удивление услышать слова благодарности от родственников-мусульман, узнавших о том, что их дочь, побывав здесь, словно вернулась к жизни, приехав домой не с печалью, а с улыбкой...

Небольшая группа туристов задавала темп нашей экскурсии историческими и догматическими вопросами, стараясь узнать всё от истории Лавры до причин почитания святых мощей и икон. Среди туристов выделялся один молодой человек по имени Тимур, вернее, его знания библейской истории, которые по-настоящему заставляли восхищаться.

В Троицком соборе Тимур немного задержался, и в ожидании его друзья-спутники поспешили с вопросом:

– А у вас здесь не крестят?

– Нет, – ответила я, – в Лавре это Таинство не совершается, а вот рядом, в Пятницком храме, вы можете покрестить. А для кого вы спрашиваете? – поинтересовалась я.

– Для нашего друга, – и мои туристы указали на Тимура, выходившего из Троицкого собора.

– Он разве не православный? – удивилась я.

– Нет. Он многое знает о православной вере и истории Церкви, часто паломничает с нами, но всё что-то никак не может решиться на этот шаг. Вот мы и подумали: пока здесь, быстренько поможем ему уже окончательно определиться...

Лавру посещает множество иностранных туристов, особенно китайцев... Часто тебя могут приветствовать китайские гиды Саша, Леша или Лев... Перед входом в Трапезный храм китайский гид Борис, сказав несколько слов своей группе, перекрестился и вошел внутрь. Спрашиваю, верующий ли он. Отвечает, что да, скоро будет принимать Крещение.

Как-то мой коллега тоже проводил экскурсию для китайской группы, которую вела китаянка, тоже собравшаяся в ближайшем будущем стать членом Православной Русской Церкви, а пока усердно совершенствовавшаяся в изучении Священного Писания, о чем не замедлила в подробностях поделиться с коллегой.

Очередная китайская группа. Гид Соня, как она представилась, закончив экскурсию в Трапезном храме, обратилась ко мне с просьбой: «Кому лучше поставить свечи для помощи в работе и личной жизни, а также за моего друга?» Конечно, я ей ответила, что лучше преподобному Сергию. Мы направились в Троицкий собор, где Соня поинтересовалась, может ли она помянуть своего друга и, надеется, в будущем мужа, именуемого в Православии Павлом, в записках, которые подаются Преподобному. Но, так как ни Соня, ни Павел еще не были крещены, мне оставалось только предложить ей поставить свечи Сергию Радонежскому за себя и за Павла, что мы с ней и поспешили сделать. Очередь была небольшая, и Соня, подойдя к раке преподобного Сергия, замерла, закрыв глаза и сложив руки в молитвенном прошении, простояв так несколько минут, что привлекло внимание гробового монаха, а также стоявших за ней паломников. Я ее поторопила, и она, спустившись с солеи, попыталась за улыбкой скрыть слезы.

– Всё! Теперь у меня и Павла всё будет хорошо? – спросила она.

– Должно всё быть хорошо. Сергий всем помогает, кто обращается к нему с верой, – ответила я.

– А можно я так еще буду делать? – спросила Соня, подразумевая во время своего очередного приезда поставить свечи и попросить преподобного Сергия.

– Конечно, – ответила я , – только не забывай благодарить.

Слова благодарности, просьбы, прошения о помощи – вот что говорят наши иностранные паломники. Совсем недавно одна туристка из Гонконга оставила преподобному Сергию небольшое письмо на английском языке, в котором мы прочитали искренние и проникновенные слова из самого материнского сердца, обращенные к Сергию с болью и надеждой на чудесное исцеление своего сына:

«Лавра. Дорогой святой Сергий, пожалуйста, помоги моему молодому сыну Люку, дай ему чудесно излечиться от аутизма. Как ты когда-то изначально не мог читать, но чудом научился. Пожалуйста, помоги ему стать нормальным мальчиком, чтобы он смог общаться, понимать, быть обычным ребенком, и пусть у него будет хорошая жизнь и в будущем. Большое тебе спасибо. С любовью – Э».

Думаю, что светлую веру туристки Э. из Гонконга увидел преподобный Сергий и помог в просимом.

Одна гостья из Австралии очень хотела приложиться к мощам Сергия Радонежского. Это было летом, в самый разгар сезона, когда очередь из паломников, желающих побывать у мощей Преподобного, достигала дворика митрополичьих покоев. Когда австралийка спросила у меня о возможности подойти к раке преподобного Сергия, я разочаровала ее отказом. Мы зашли в Троицкий собор, и вдруг показалось, что он опустел, словно и не было никакой очереди. В один миг мы с туристкой оказались уже у мощей Преподобного; удивительно было и то, что мощи были открыты... Выйдя на площадь, радостная гостья из Австралии, словно очнувшись, улыбалась сквозь слезы. А когда смогла что-то произнести, то, кроме слов благодарности, я поняла, что она была секретарем австралийского епископа и побывать здесь и уж тем более приложиться к святым мощам основателя Лавры для нее было заветной мечтой...

Другая представительница группы из Испании, переступив порог Троицкого собора, словно застыла на некоторое время, пытаясь найти себя в этом духовном пространстве, а затем ее сознание погрузилось в плач, который продолжился и в последующее время нашей экскурсии. На вопрос моего недоумения сопровождающая гид-переводчица, утешая рыдающую туристку, ответила: «Четыре года назад у нее умер муж, и она за всё это время ни разу не проронила слезы, а здесь...» А здесь, видимо, оказался тот, кто, видя сердце человека, способен был его утешить.

Любопытные итальянцы часто любят сводить экскурсию к поиску ответов на догматические вопросы, причем бывает и так, что сам гид-переводчик не всегда может найти правильное значение слова. Почему у нас разный календарь Пасхалии? Как выбирают Патриарха? Какая Литургия может служиться вечером?

Наконец, я встретила очередную итальянскую группу, гид которой меня приветствовала словами:

– А у нас тут есть пресвитер.

– Что ж, прекрасно, – отвечаю. – Он может задавать богословские вопросы?

– Нет, – говорит пресвитер, – на это у нас есть епископ...

Хотя, может, для итальянских туристов такое усердное внимание к догматам – это поиск своего духовного пути ?

Хотя богословские вопросы можно услышать и у нашего младшего поколения. В Трапезном храме у Распятия тринадцатилетняя Анна, увлекающаяся духовным краеведением, спрашивает: «Был ли смысл в Рождении Христа, если бы Он не принял крестную смерть? А если бы Он не родился, что было бы дальше?»

Удивительно, как дети и подростки часто самостоятельно могут отвечать на свои же непростые вопросы. Во время очередной экскурсии с восьмилетними паломниками проходим мимо иностранных гостей. За спиной слышу разговор двух молодых людей:

– И чего этих иностранцев так много здесь?

– Наверное, они приехали помощи просить. Ведь у них там обстановка совсем тяжелая...

Но порой бывают и совсем далекие от Церкви юные посетители. Выходим из Троицкого собора с группой подростков, один из них делится своими впечатлениями:

– Да, красиво, но я видел, они там под фанеру поют – у них колонка под стульями стоит!

Я даже не знаю, что ответить.

– Хорошо. Кто еще видел колонку под стульями певчих? – спрашиваю.

В ответ несмело поднимают руки два подростка.

– А сейчас мы идем смотреть колонку и установку фонограммы в Троицком соборе, – говорю я.

Зайдя в Троицкий собор, мы подошли поближе к певчим. Ребята старались увидеть ожидаемую установку музыкального оборудования, но, признав свою неправоту, с нескрываемым удивлением стали разглядывать, как девушки-певчие исполняли акафист Преподобному.

Нередко подобное удивление посетителей можно наблюдать в присутствии китайских туристов... Бывает даже так, что, когда ранним утром приезжает китайская группа, а в основных храмах еще не закончилось богослужение, с сожалением сообщаешь гиду, что посетить можно только Троицкий собор, а он радостно спрашивает: «Там поют?» Отвечаю: «Конечно, поют!» «Вот очень хорошо! Мои туристы не верят, что у вас такое пение!» И, спустя несколько минут, ты становишься свидетелем, как китайская группа, оценив благолепие внутреннего убранства Троицкого собора, постепенно ощущает красоту православного пения. Туристы словно загипнотизированные медленно подвигаются к юго-западному углу Троицкого собора, пытаясь поближе рассмотреть исполнителей акафиста, удивляясь дивной красоте молитвенной мелодии. А вместе с тем, всё еще до конца не имея веры, что это живое пение без каких-либо инструментов, пытаются найти какие-то технические или электронные средства достижения правильной гармонии звука, так чарующе воздействующей на прихожан. А, может, внутренне они понимают, что это так постепенно им открывается духовная красота и умиротворение православной молитвы. К сожалению, для некоторых детей, чья душа потерялась в пространствах современных гаджетов и компьютерных пространств, такое откровение порой способно по-новому обернуться и посмотреть на свою жизнь. И, возможно, то, что казалось каким-то ненужным и немодным, откроется одним из главных путей в жизни.

Правда, не всегда бывает такое поколение – скорее, наоборот. Как-то в октябре в Лавру приехали ребята из Московской области. Среди них был восьмилетний мальчик Сережа на вид армянского происхождения. В продолжение всей экскурсии я пыталась для себя понять, откуда у него могут быть такие познания в православной вере, если, с его слов, он был даже некрещеный. Его интересовало и христианское время – когда было распятие Христа? – и монашеская жизнь: «Добрый Дух в этом монастыре бывает на каждом монахе или нет? Может ли этот добрый дух переселяться на мирянина?» Невероятно, что в своем юном возрасте он, некрещеный в нашей вере, так мудро воспринимает Православие благодаря воспитанию своей бабушке, однако имея родителей-мусульман.

Не первый год в Лавре проходят форумы православной молодежи, куда съезжаются лучшие представители молодого поколения, возраст которых, в среднем, 18–22 года. В этом году на таком форуме, приуроченном к празднику Преподобного Сергия 18 июля, побывала гостья из Татарстана. Она поделилась своим впечатлением:

«Я впервые была на православном форуме и в Сергиевом Посаде. Впечатления о Лавре остались самые лучшие. Это поистине волшебное место, где всё связано с жизнью преподобного Сергия Радонежского. Появляется возможность окунуться в историю. Настолько умиротворенное и спокойное место, удивляет огромное количество действующих церквей в одном монастыре.

Одно из приятных впечатлений – это экскурсия; мы поднимались на колокольню, и я собственными глазами видела и слышала, как звонят колокола. Так близко... Мне впервые удалось приложиться к мощам преподобного Сергия. Огромное количество паломников съезжается в Посад ежегодно. Очень хочется поехать в Лавру на следующий год; верю, что у меня это получится».

Альфина Мамбетова – студентка из мусульманской семьи, живет в Уфе. Удивительно, что ее духовный путь начался благодаря ее другу: «Сейчас могу сказать, что я на пути к Православию. Мой друг является верующим православным человеком, и его образ жизни мне по душе. Раньше мне казалось, что верующие люди – другие и очень скромные. Мне это даже не нравилось. Но оказалось, что это всего лишь мои догадки и стереотипы. Верующие люди так же поют и танцуют, общаются на обычные житейские темы. И они отличаются от обычных людей только лишь тем, что они знают о грехе и стараются с ним бороться. Мы все люди грешные, и это большое счастье, если Вы пришли к вере – неважно как. Нужно лишь помнить о том, что это Промысл Божий и всё это – во имя спасения наших душ».

Чистая вера делает нас ближе к Богу. И у каждого свой духовный путь, по которому ведет Господь. Но как же удивительно, что многие иностранные туристы, паломники и гости обители Преподобного Сергия свои первые шаги на этом пути делают именно здесь, в Лавре. В 1892 году В.О. Ключевский в знаменитой речи писал: «Спросите любого из этих простых людей, с посохом и котомкой пришедших сюда издалека: когда жил преподобный Сергий и что сделал для Руси XIV века, чем он был для своего времени? И редкий из них даст вам удовлетворительный ответ; но на вопрос, что он есть для них, далеких потомков людей XIV века, и зачем они теперь пришли к нему, каждый ответит твердо и вразумительно».

Сейчас не только далекий потомок русских людей XIV века сможет ответить, кто для него есть преподобный Сергий и зачем они к нему пришли, но и иностранные гости, приезжающие в Лавру и обращающиеся к Игумену земли Русской. Для кого-то это молитвенник в надежде земного благополучия и счастливой жизни, а для кого-то помощник на пути ко Спасению. Кто-то еще пытается найти ответы на догматические вопросы, а кто-то внезапно для себя обрел духовное утешение у Преподобного – основателя монастыря. Кто-то еще не верит в простые чудеса, а кто-то уже благодарит за чудо...

И для каждого у преподобного Сергия есть свое чудо…


Ксения Конорева, Ольга Васильева


STSL.Ru


16 ноября 2017

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.