Троицкий патерик. Преподобный Стефан Махрищский, собеседник преподобного Сергия Радонежского

Троицкий патерик. Преподобный Стефан Махрищский, собеседник преподобного Сергия Радонежского

Пре­по­доб­ный Сте­фан был совре­мен­ни­ком и бли­жай­шим со­бе­сед­ни­ком пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го. Ро­дил­ся и вос­пи­тал­ся он в Ки­е­ве, при­нял ино­че­ство в Пе­чер­ской оби­те­ли, где про­во­дил жизнь в стро­гом воз­дер­жа­нии, непре­стан­ной мо­лит­ве и пол­ном по­слу­ша­нии у стар­цев. Вслед­ствие уси­ле­ния го­не­ний на пра­во­слав­ных со сто­ро­ны ка­то­ли­ков, ища без­мол­вия, пре­по­доб­ный Сте­фан ушел из Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры и от­пра­вил­ся на се­вер, в пра­во­слав­ную Моск­ву.

Свя­той Сте­фан при­был в сто­ли­цу Рус­ско­го го­су­дар­ства в кня­же­ние ве­ли­ко­го кня­зя Иоан­на II (1353–1359), сы­на Ка­ли­ты и от­ца св. бл­гв. кн. Ди­мит­рия Дон­ско­го (па­мять 1 июня), ко­то­рый пред­ло­жил по­движ­ни­ку из­брать для жи­тель­ства лю­бой мо­на­стырь в Москве. Но свя­той Сте­фан ре­шил по­се­лить­ся в пу­стыне и от­пра­вил­ся на се­ве­ро-во­сток, где из­брал се­бе ме­сто в лес­ном уро­чи­ще Махри­ще, в 35-ти вер­стах от оби­те­ли пре­по­доб­но­го Сер­гия. Во­дру­зив де­ре­вян­ный крест, по­движ­ник сру­бил се­бе ке­лию, вы­кор­че­вал во­круг лес для воз­де­лы­ва­ния зем­ли и стал жить там, под­ви­за­ясь в по­сте, мо­лит­ве и тру­дах. Ко­гда о свя­том от­шель­ни­ке ста­ло из­вест­но в окрест­но­стях, к нему на­ча­ли при­хо­дить рев­ни­те­ли бла­го­че­стия. Сна­ча­ла пре­по­доб­ный Сте­фан, стре­мясь к без­мол­вию, не раз­ре­шал им по­се­лить­ся око­ло него, но за­тем усту­пил их прось­бам. Не позд­нее 1358 го­да по бла­го­сло­ве­нию свя­ти­те­ля Алек­сия, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го († 1378; па­мять 12/25 фев­ра­ля), пре­по­доб­ный Сте­фан ос­но­вал мо­на­стырь. Бра­тия по­стро­и­ли храм во имя Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы, тра­пез­ную и кел­ии, ко­то­рые об­нес­ли огра­дой. Свя­ти­тель Алек­сий ру­ко­по­ло­жил пре­по­доб­но­го Сте­фа­на во иеро­мо­на­ха и по­ста­вил игу­ме­ном но­вой оби­те­ли.

Устро­ен­ная пре­по­доб­ным Сте­фа­ном оби­тель чрез­вы­чай­но рас­про­стра­ни­лась, ру­ко­во­ди­мая им по уста­ву об­ще­жи­тия. Неле­ност­но крот­ки­ми и ти­хи­ми на­став­ле­ни­я­ми по­учал бра­тию пре­по­доб­ный о пу­тях спа­се­ния, о бла­го­чи­нии цер­ков­ном и обя­зан­но­стях ино­ка. Еще бо­лее, чем сло­вом, по­учал игу­мен при­ме­ром, ни­чем не от­ли­ча­ясь от бра­тии в одеж­де и пи­ще, об­ле­чен­ный в ру­би­ще, как бы один из по­след­них, пер­вен­ствуя толь­ко на мо­лит­ве, ибо всех пре­ду­пре­ждал в хра­ме Бо­жи­ем и ни­ко­му не усту­пал в тру­дах.

Не толь­ко ино­ки, но и ми­ряне сте­ка­лись к нему из окрест­но­стей для ду­хов­но­го со­ве­та, по­се­щал для на­зи­да­тель­ной бе­се­ды и пре­по­доб­ный Сер­гий Ра­до­неж­ский, Лав­ра ко­то­ро­го уже воз­ни­ка­ла по со­сед­ству, в со­ро­ка вер­стах от Махри­щи. Но од­на­жды при­шел к пре­по­доб­но­му Сте­фа­ну ве­ли­кий спо­движ­ник Сер­гий, ута­ив от него ви­ну сво­е­го при­хо­да – огор­че­ние от бра­тии, вы­ну­див­шее его уда­лить­ся на вре­мя от сво­ей оби­те­ли. Узнав о при­ше­ствии пре­по­доб­но­го Сер­гия, пре­по­доб­ный Сте­фан ве­лел уда­рить в би­ло цер­ков­ное и встре­тил его со сво­ей бра­ти­ей, ибо еди­но­душ­ны бы­ли оба тру­же­ни­ка; еди­ную во­лю тво­ри­ли они Гос­по­да сво­е­го и друж­но воз­де­лы­ва­ли ду­хов­ную браз­ду, по­се­вая в ней се­мя сло­вес­ное. Встре­тив­шись, по­кло­ни­лись они вза­им­но до зем­ли, про­ся друг у дру­га мо­литв и бла­го­сло­ве­ния, вме­сте во­шли они в цер­ковь для крат­кой мо­лит­вы. Несколь­ко дней про­был пре­по­доб­ный Сер­гий в Махри­щской оби­те­ли, об­хо­дя с ним пу­сты­ню и ве­се­лясь ду­хов­но о ее про­цве­та­нии. На­ко­нец, от­крыл пре­по­доб­ный Сер­гий ему же­ла­ние сво­е­го серд­ца: «Же­лал бы я, от­че, с по­мо­щью Бо­жи­ей об­ре­сти се­бе ме­сто уеди­нен­ное, где бы без­молв­ство­вать. Про­шу твою лю­бовь да­ро­вать мне од­но­го из уче­ни­ков тво­их, зна­ю­щих пу­стын­ные ме­ста». Пре­по­доб­ный Сте­фан с лю­бо­вью ис­пол­нил прось­бу ав­вы Сер­гия и, от­пу­стив с ним доб­ро­де­тель­но­го уче­ни­ка сво­е­го Си­мо­на, про­во­дил его до ис­точ­ни­ка, за три вер­сты от оби­те­ли. Позд­нее на ме­сте рас­ста­ва­ния свя­тых стар­цев, над ис­точ­ни­ком, бы­ла по­став­ле­на ча­сов­ня. Си­мон, обо­шед­ши с пре­по­доб­ным Сер­ги­ем мно­гие ме­ста пу­стын­ные, ука­зал ему вы­со­кое пре­крас­ное ме­сто на ре­ке Кир­жа­чи. Оно по­лю­би­лось от­шель­ни­ку Ра­до­неж­ско­му, и там ос­но­вал пре­по­доб­ный но­вую оби­тель во имя Бла­го­ве­ще­ния Бо­го­ма­те­ри, где вре­мен­но во­дво­рил­ся, до­ко­ле бра­тия пер­во­на­чаль­ной Лав­ры его не по­чув­ство­ва­ли горь­ко­го ли­ше­ния и раз­лу­ки с та­ким пас­ты­рем и не умо­ли­ли его воз­вра­тить­ся, уже чрез по­сред­ство свя­ти­те­ля Мос­ков­ско­го Алек­сия.

Вско­ре и са­мо­го Сте­фа­на по­стиг­ло та­кое же ис­ку­ше­ние от бра­тии, и он пос­ле­до­вал сми­рен­но­му при­ме­ру со­бе­сед­ни­ка сво­е­го, пре­по­доб­но­го Сер­гия. Оста­вив вме­сто се­бя свя­щен­но­и­но­ка Илию, он тай­но оста­вил мо­на­стырь вме­сте с лю­би­мым уче­ни­ком сво­им Гри­го­ри­ем. В 60-ти вер­стах от Во­лог­ды, в древ­нем Ав­неж­ском кня­же­стве, он ос­но­вал Тро­иц­кую Ав­неж­скую пу­стынь. Со вре­ме­нем сла­ва об Ав­неж­ских ино­ках до­шла до Моск­вы. Бла­го­вер­ный ве­ли­кий князь Ди­мит­рий Иоан­но­вич Дон­ской, узнав о ме­сте пре­бы­ва­ния пре­по­доб­но­го Сте­фа­на, вы­звал его к се­бе, а в мо­на­стырь сде­лал бо­га­тый вклад бо­го­слу­жеб­ны­ми кни­га­ми и дру­ги­ми по­жерт­во­ва­ни­я­ми. Пре­по­доб­ный Сте­фан, по­ру­чив паст­ву свою пре­по­доб­но­му Гри­го­рию, а ке­лар­ную служ­бу – пре­по­доб­но­му Кас­си­а­ну, по­шел в цар­ству­ю­щий град.

По до­ро­ге в Моск­ву пре­по­доб­ный Сте­фан по­се­тил Махри­щскую оби­тель, где с ра­до­стью был встре­чен бра­ти­ей, умо­ляв­шей его не остав­лять их бо­лее и возв­ра­тить­ся к ним из сто­ли­цы.

Ми­ло­сти­во при­нял его там свя­ти­тель Алек­сий, глу­бо­ко ува­жав­ший его доб­ро­де­тель, и лю­би­тель бла­го­ле­пия цер­ков­но­го ве­ли­кий князь, ко­то­рый снаб­дил Мах­ри­щскую оби­тель мно­ги­ми зем­ля­ми и льго­та­ми и ве­лел пре­по­доб­но­му Сте­фа­ну опять в ней во­дво­рить­ся.

Вер­нув­шись в Махри­щскую оби­тель, пре­по­доб­ный Сте­фан ввел в ней об­ще­жи­тель­ный устав и в те­че­ние мно­гих лет мир­но и муд­ро управ­лял бра­ти­ей. По вре­ме­нам он при­хо­дил для бе­се­ды к ве­ли­ко­му чу­до­твор­цу Сер­гию.

До­стиг­нув глу­бо­кой ста­ро­сти, пре­по­доб­ный Сте­фан пе­ре­дал игу­мен­ство стар­цу Илии и при­нял ве­ли­кую схи­му. В ско­ром вре­ме­ни, чув­ствуя при­бли­же­ние сво­ей кон­чи­ны, он со­звал ду­хов­ное ста­до и в по­след­ний раз по­учил бра­тию по­дви­гам ду­хов­ным, стра­ху Бо­жию и непре­стан­ной па­мя­ти смерт­ной, люб­ви нели­це­мер­ной, воз­дер­жа­нию и ко­неч­но­му от­ре­че­нию от ми­ра. И при­ча­стив­шись Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин, пре­дал пре­по­доб­ный Сте­фан чи­стую свою ду­шу Бо­гу июля в 14-й день 1406 го­да. Бла­го­уха­ние свя­той его жиз­ни по­ве­я­ло от свя­тых его мо­щей, сви­де­тель­ствуя о бла­го­при­ят­ном пред­ста­тель­стве его пред ли­цем Бо­жи­им. Со сле­за­ми бра­тия по­греб­ли его в со­здан­ной им оби­те­ли Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы.

По мо­лит­вам пре­по­доб­но­го про­ис­хо­ди­ли разные чу­де­са. Игу­мен Вар­ла­ам стал пер­вым со­би­ра­те­лем све­де­ний о жиз­ни пре­по­доб­но­го Сте­фа­на. Он разыс­кал за­пис­ки о свя­том у сво­е­го пра­де­да Се­ра­пи­о­на, лич­но знав­ше­го пре­по­доб­но­го Сте­фа­на, и за­пи­сал из­вест­ные ему чу­де­са, про­ис­хо­див­шие у свя­тых мо­щей. На ос­но­ве этих за­пи­сей игу­мен Да­ни­ло­ва мо­на­сты­ря Иоасаф (впо­след­ствии епи­скоп Во­ло­год­ский) по бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Мос­ковс­ко­го Ма­ка­рия († 1563; па­мять 12 ян­ва­ря) со­ста­вил жи­тие и служ­бу пре­по­доб­но­му Сте­фа­ну. Служ­ба свя­то­му бы­ла со­став­ле­на так­же Си­мео­ном По­лоц­ким.


27 июля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».