Троицкий патерик. День канонизации преподобного Зосимы Александровского, Владимирского, святого инока Троицкой обители

Троицкий патерик. День канонизации преподобного Зосимы Александровского, Владимирского, святого инока Троицкой обители

26 июля – день канонизации преподобного Зосимы Александровского, Владимирского, святого инока Троицкой обители.

Сведений о жизни преподобного Зосимы Александровского, Владимирского († ок. 1713), святого инока Троицкой обители, основателя Смоленской Зосимовой пустыни, сохранилось мало.

Родился он не позднее второй половины XVII века. Согласно преданию преподобный Зосима, которому, вероятно, принадлежала чтимая в монастыре Смоленская икона Божией Матери, был насельником Троице-Сергиевой обители. Приняв схиму и взяв обет безмолвия, он поселился на Ульяниной пустоши (на месте современной Зосимовой пустыни). Вместе с монахом Ионой поставил деревянную часовню и келию. Принял обет безмолвия. Близ келии Зосимы начали селиться и другие иноки, в числе которых предание называет также монаха Кирилла. Образовалась монашеская община. Близ реки Молохчи (ныне Молокча) преподобный Зосима ископал колодец (по другим сведениям, два колодца).

Старец Зосима славился благочестивой жизнью и обладал даром проницательности. За духовными наставлениями к нему притекало множество верующих, среди которых были и высокопоставленные особы. В описи монастырского имущества значилась келия, которую построила царевна Наталия Алексеевна, сестра Петра I. Возможно, она посещала старца во время поездок на богомолье в Троице-Сергиеву обитель и оттуда через Александровскую слободу (ныне Александров) в Переславль-Залесский. Есть сведения, что в Зосимовой пустыни бывала царевна (впоследствии императрица) Елизавета Петровна.

30672142.jpg

Прп. Зосима Александровский

Преподобный Зосима Александровский скончался около 1710–1713 годов. Над могилой преподобного была возведена часовня, сторожем при которой состоял старец Симеон (Ермолаев), лично знавший преподобного. Многие сведения о преподобном Зосиме почерпнуты из тетради с записями рассказов Симеона.

93196823.jpg

Смоленская Зосимова пустынь

После кончины преподобного монастырь был упразднен. Но могилу подвижника местные жители почитали как святыню. Построенная над ней часовня просуществовала до 20-х годов XIX века. В 1841 году имение, включавшее Ульянину пустошь, приобрела П. И. Макарова. Лес, в котором некогда располагалась Зосимова пустынь, новая владелица продала на сруб александровским купцам Барановым и Зубовым. Но рассказы благочестивых местных жителей произвели на них такое сильное впечатление, что они не только не стали вырубать лес на холме, где находилась пустынь, но и восстановили часовню над могилой преподобного Зосимы, и священники из соседнего села начали регулярно служить там панихиды.

По молитвам преподобному Зосиме совершалось немало чудотворений. Около 1851 года помещик П. А. Волков установил внутри часовни над могилой преподобного гранитный камень с вырезанным на нем крестом и надписью: «Схимонах Зосима. Господи, покой душу усопшего раба Твоего». В 1867 году Зосимову пустынь возродили монахи Троице-Сергиевой Лавры. На месте подвигов преподобного Зосимы вновь поселились иноки. Над могилой преподобного затеплилась неугасимая лампада. На конец XIX – начало XX веков приходится период расцвета Зосимовой пустыни. Тогда же начало возрастать почитание старца Зосимы. В 1887 году деревянную часовню заменили каменной, а в 1897 году над местом погребения старца был построен собор в честь Смоленской иконы Божией Матери, в обители появился странноприимный дом. В монастыре завели книгу для записей о случаях чудесных исцелений по молитвам преподобному.

В 1923 году пустынь была закрыта. Ее возрождение началось через семьдесят лет. Прославлен как местночтимый святой Владимирской епархии 18 июля 1994 года решением съезда Владимирской епархии под председательством архиеп. Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова). Торжество прославления и канонизацию схимонаха Зосимы 26 июля 1994 года возглавил Святейший Патриарх Алексий II.

6 июля 1994 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сопровождении епископов Владимирского и Суздальского Евлогия, Истринского Арсения, наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Феогноста и других совершил молебен новопрославленному местночтимому святому Зосиме.

Позднее во время ремонтных работ в Смоленском соборе под местом для клироса был обнаружен склеп с захоронением старца Зосимы. Отодвинув плиту из белого камня, монахи почувствовали благоухание. Над могилой старца был водружен сохранившийся фрагмент старого надгробия с надписью: «Схимонах Зосима».

Источник: Троицкий патерик. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2015.


26 июля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».