Проповедь о дарах. Митрополит Николай (Ярушевич)

Проповедь о дарах. Митрополит Николай (Ярушевич)

Сейчас, когда заканчивалась самая торжественная наша православная служба Божественная литургия – от лица всех вас хор трижды воспел: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века». И от лица всех вас я, недостойный, совершавший Литургию, произнес пред последним ее возгласом священные слова: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе». В конце каждой нашей православной службы, дорогие мои, и Литургии, и всенощного бдения, и молебна, и панихиды, и отпевания – вы слышите эти святые слова. Их произносит совершающий богослужение священник или архиерей.

Возглашая эти слова, наша Святая Церковь зовет всех вас воздать из глубины наших верующих сердец хвалу Господу нашему Иисусу Христу, нашему Упованию. Она хочет, чтобы мы принесли к ногам Христовым всю нашу к Нему любовь, чувство благодарности за все те бесчисленные милости Божии, какими Господь оделяет всех нас щедрою рукой, как любящий своих детей отец. О, какой неисчислимый и неиссякаемый поток этой милости Божией к нам нашего Небесного Отца изливается на нас, и какая благодарная ответная любовь должна гореть в наших сердцах!

Уже за одно то, что мы здоровы, что мы могли придти в этот святой храм и видеть то, что мы здесь видим, и слышать то, что услаждает наше верующее сердце, уже за одно то, что в груди каждого из нас бьется живое сердце, за то, что мы живем, за нашу жизнь, дарованную нам Господом, – да будет Ему хвала, да будет Ему слава, да будет имя Его благословенно отныне и до века! Ведь жизнь – это великий Божий дар. У нас всегда бывает, что мы только тогда умеем ценить что-нибудь дорогое, когда его теряем, и многие из нас только тогда, когда жизнь начинает сокращаться и угасать, когда мы лишаемся здоровья, – только тогда научаются ценить это бесценное счастье.

Мы любуемся звездным небом, наслаждаемся красотой расстилающихся перед нами лугов и полей, восхищаемся произведениями рук человеческого гения, бессмертными творениями искусства, мы имеем способность мыслить, обогащать себя знаниями, мы трудимся, мы любим, мы имеем друзей. Разве все это не великое счастье, какое дается нам Господом? И славу Ему, и благодарение Ему за этот великий дар мы должны приносить день и ночь.

Однако, этого мало. Ведь Господь дает нам не только жизнь. Сюда, в храм Божий, мы приходим не просто зрителями. Мы приходим сюда как дети Небесного Отца, приносим сюда сердце, в котором горят святые, светлые чувства: вера, надежда, любовь. Дух Святый от дней нашего младенчества, от дней нашего чистого детства зажег в наших сердцах огонь веры в нашего Небесного Отца и в Его Божественное Промышление о нас, надежды на Божию милость, нашей крепкой надежды на Сладчайшего Господа, как на несокрушимую стену, и любви к Тому, Кто дал нам жизнь и счастье веровать в Него.

Мы знаем, что нет на земле человека счастливее того, кто знает Господа, Создателя нашего, кто верует в Него, идет за Ним, надеется на Него, любит Его. И вот за то, что Господь не только дал нам жизнь и радость ею наслаждаться, носить в себе биение этой жизни, но дал и радость знать Его и итти за Ним, и у ног Его находить для себя всю полноту земного счастья, – за все это да будет хвала нашему Господу Спасителю!

По слабости своего духа мы впадаем в грехи. Мы легко поддаемся ослеплению житейской суетой, захватывающей нас в свои плен, легко забываем о том, что мы созданы и посланы в этот мир Господом для жизни вечной. Мы забываем о том, что нас ждет смерть, а за нею Суд, что в жизни будущего века верных Господу детей ожидают радости и блаженство в доме Небесного Отца.

И вот мы приходим в храм Божий. Здесь вечное никогда не умирающее слово Божие стучится в наши сердца, будит нас от греховного сна, напоминает о том, что все мы здесь, на земле, – странники и пришельцы и что мы все идем в вечное, нетленное Царство нашего Небесного Отца Мы слышим здесь слово Божие за каждым богослужением: оно читается оно поется в заповедях блаженства, в молитве, преподанной Самим Господом: «Отче наш».

Как столп, облачный днем и огненный ночью некогда указывал древним израильтянам в пустыне путь в землю обетованную, слово Божие указывает нам путь к небу и учит, как жить достойно христианского звания. И за то, что Господь оставил нам Свое божественное слово, доступное разумению и детей и отроков, и одинаково близкое и дорогое простецу и ученому, и старому и малому, за слово Божие, преподанное нам Господом в научение, во спасение, в подкрепление в напастях и скорбях, – да будет слава нашему Упованию, Господу Иисусу Христу!

Когда мы в конце Божественной Литургии провозглашаем эти священные слова хвалы нашему Господу: «Слава Тебе, Христе Боже», мы вкладываем в них и особый смысл. Божественная Литургия в своих священнодействиях отображает нам всю земную жизнь Господа Иисуса Христа Его рождения (проскомидия) до Его преславного Вознесения на небо, когда священник с чашей в руках произносит в царских вратах «Всегда, ныне и присно, и во веки веков», напоминая слова Спасителя, сказанные Им в день Вознесения: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).

За этой самой торжественной православной службой мы вспоминаем искупительный подвиг Спасителя, Его Крестную смерть. За Литургией бескровно закалается Агнец Божий. Совершается чудо пресуществления приуготовленных хлеба и вина в Пречистое Тело и Животворящую Кровь Христовы. Все верующие призываются «со страхом Божиим и верою" приступать к святой Чаше Спасения.

И хотя мы не умеем очистить себя как должно от множества своих прегрешении и полны смрада греховного, Господь входит под кров нашей души и тела Своими божественными Тайнами и питает нас, соединяя с Собой навеки. Какая же это милость Господня и какое счастье для верующей души – соединиться с Господом и телом, и душой! Даже ангелы – чистые и бесплотные духи – не удостоены этого счастья. Только мы, которых Господь назвал Своими детьми, являемся причастниками Божественного Тела и Крови Господних.

Когда в конце Божественной Литургии вы слышите восторженные слова: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века» – влагайте в эти слова, повторяя их своим сердцем, всю вашу любовь, благоговение, преданность, благодарность Богу за то, что Он благоволил «нас ради человек и нашего ради спасения» принять крестную смерть. За то, что благодатью Своей очищая наше сердце от грехов, Он не лишает нас чести и радости быть Его причастниками, хотя по грехам нашим мы заслуживаем не этой превеликой милости, но праведного наказания Божия.

Вы слышите и в конце панихиды и отпевания после «надгробного рыдания» те же слова хвалы: «Слава Тебе, Христе Боже». Поплакав над гробом своего дорогого и близкого, мы и в эти минуты воздаем славу Господу. За что? Святой апостол Павел говорит, что только язычники, не имея «упования», впадают в отчаяние и плачут безнадежными слезами, провожая в вечность своих близких.

Мы славословим Господа и стоя у гроба за то, что Он в каждого из нас вложил бессмертную душу. За то, что и тот, кого мы провожаем в «путь всея земли», не умер, но своей бессмертной душой отходит к Господу, нашему общему Небесному Отцу. Никогда не умирающую душу мы провожаем с надгробными песнопениями в это царство будущего века. Мы благодарим Господа за то, что и сами не умрем душой и, уйдя туда, где не будет разлуки с близкими, если будем достойны, увидим и своего отца, и свою мать, давно почивших, увидим там, где все верующие в Господа соберутся у ног своего Сладчайшего Спасителя, имя Которого да будет благословенно отныне и до века.

А каким бесценным Божиим даром является бессмертная душа, вложенная в каждого из нас Господом! Подумайте об этом! Душа наша неоцененна: из всех созданий Божиих она – самое высшее создание после ангелов. Человек сотворен «по образу и по подобию Божию» (Быт. 1:26), и каждый из нас носит их в себе. И хотя наши грехи и страсти загрязняют этот образ Божий и стирают в нас его черты, но мы не можем сомневаться в том, что печать его мы несем на себе, ибо сказано в священной Библии: «И сотворил Бог человека по образу Своему» (Быт. 1:27).

Душа наша не имеет цены. Господь Иисус Христос однажды как бы положил ее на весы, сравнив ее со всеми богатствами и ценностями земного мира, и сказал, что эти богатства – ничто в сравнении с душой. «Какая польза человеку, если он приобретает весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16:26).

Душа наша драгоценна. Для чего Господь Спаситель приходил на землю в смиренном и уничиженном виде, лежал в яслях Младенцем, терпел гонения от Ирода вскоре же после Своего рождения, в дни Своего земного подвига подвергался издевательствам, насмешкам, проклятиям со стороны своих врагов, а в последние дни был избит, окровавлен и, еле живой, прибит ко Кресту? Все эти мучения Он претерпел для искупления наших грехов и спасения наших бессмертных душ. О, что ждет нашу душу! Она предназначена к вечному блаженству! Святой апостол Павел говорит: «Мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники Христу» (1 Рим. 8:16–17).

А какими способностями наделил Господь нашу бессмертную душу! Он дал ей разум, который вбирает в себя неисчислимое множество значений. Он дал каждому из нас свободу духа, никого насильно не принуждая идти за Собой, а только обращаясь к нам с этим зовом. Какую же ценность приобретает от этого каждая добродетель христианская. каждый подвиг христианина, если они совершаются добровольно и рождаются в глубине свободного человеческого духа! Вот какая у нас душа. Это великий дар Божий, оценить который не в силах наша мысль и наше сердце.

Но разве можем мы исчислить все неиссякаемые дары нашего небесного Отца? Каждого из нас еще младенцем Господь вручил попечению ангела-хранителя. Господь дает нам тысячи небесных друзей на нашем жизненном пути. Тысячи святых – это наши руководители в духовной жизни, сияющие красотой своих подвигов и своей чистой души.

Нет такой добродетели христианской, которая не имела бы в лице святых угодников своего наивысшего воплощения. Но святые не только учат нас своим примером жить по заповедям Божиим: они же – и молитвенники за нас, получившие от Бога дерзновение передавать наши молитвы Господу и от Него низводить на нас божественное благословение. Господом нам дано счастье быть детьми Святой Церкви Христовой, жить под покровом и благодатными заботами о нас нашей Небесной Матери, Пресвятой Девы Марии.

Так вот, мои дорогие, заканчивая каждую свою службу, Святая Церковь напоминает нам о том, что в ответ на нескончаемые милости Небесного Отца мы должны уметь благодарить и славословить свое «Упование» – Сладчайшего нашего Спасителя. Мы должны благодарить Его и этими словами хвалы, и теми чувствами умиления и благоговения, какие рождаются в нашем сердце, когда мы слышим этот призыв Церкви к славословию Господа. Но Господь ждет и требует от нас и других проявлений нашей сыновней любви.

Ведь и жизнь, и здоровье, и слово Божие, и Святая Чаша, и наше бессмертие, – все это те таланты, которые Господь вручает каждому из нас. Горе тому из нас, кто эти таланты зароет в землю, как зарыл их ленивый раб (Мф. 25:25) и счастье, вечное счастье тому, кто эти таланты, данные Господом, возвратит Ему умноженными, посвятив свою жизнь Ему, и услышит от Него в будущей жизни радостный и благодатный голос: «Рабе благий и верный,... вниди в радость Господа твоего» (Мф. 25:21).

Бог дает нам жизнь, чтобы мы этой жизнью послужили Ему и делу нашего вечного спасения. Дает бессмертную душу с тем, чтобы мы приготовили ее для будущей жизни, уберегли ее от вечной погибели, очищая ее от грехов и страстей и украшая красотой добродетелей. Дает здоровье, чтобы мы были не ленивы на нашей молитве и дома, и в храме чтобы мы имели силы послужить нашей любовью ближнему своему. Дает нам дар речи, чтобы этим даром мы послужили прославлению имени Божиего своими молитвами и делами своей любви.

Господь оставил нам Свое слово, чтобы мы находили в нем опору в жизни и руководство на пути к вечной жизни. Зажег в нашем сердце огонь веры, чтобы мы эту веру укрепляли, умножали и ею спасались. Дает нам святых, чтобы мы подражали их добродетелям. Вручил нас покрову Своей Матери, чтобы мы не впадали в отчаяние и уныние в скорбях и напастях. Если мы будем ко всему этому стремиться, мы этим достойно возблагодарим Господа и за радость жить, веровать в Бога, никогда не умирать и быть наследниками блаженной жизни в Небесном Царстве.

Дорогие мои, мы идем за своим Господом лениво, небрежно, недостойно священного имени христианина. Ища вечного спасения, мы хромаем на оба колена: служим Господу и греху. Но так не должно быть. Господь ждет от всех нас, чтобы мы полюбили молитву, исполнение Его святой воли считали бы для себя самым священным долгом своей жизни, чтобы мы берегли свою душу от вечной духовной смерти, чтобы добрые дела были спутниками каждого дня нашей земной жизни, чтобы мы достойно приобщались Тела и Крови Христовых. В жизни со Христом мы найдем всю полноту счастья. И за это счастье веры, надежды и нашей сыновней любви ко Господу да будет имя Его благословенным, отныне и до века!

Источник: Журнал Московской Патриархии. М.: Изд-во МП РПЦ, 1948. № 6. – С. 10-15.


12 июня 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.