Благовещение Пресвятой Богородицы

По одному из преданий, когда Пречистая подошла однажды к колодцу почерпнуть воды, Ей послышался голос Архангела, и раньше являвшегося Марии в храме: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Удивившись этим словам, Пресвятая Дева вернулась в дом, взяла книгу пророка Исаии, стала перечитывать и обдумывать слова таинствен­ного пророчества о рожде­нии Спасителя.

12899436 - копия.jpg

Благовещение у колодца. Собор Святого Марка. Венеция XIV в.

Как свидетельствует Свя­тое Евангелие, во время этого благочестивого размышления пред Ней предстал архангел Гавриил и вновь повторил дивное приветствие. Она же «смутилась от слов его»: небо­житель приветствовал Её не просто миром, как это было принято в Ветхом Завете, но радостью и возглашал Деве благословенность — особую любовь, благоволение и по­мощь Божию как её неотъем­лемое достояние. Смиренное сердце Пресвятой Девы за­трепетало чистым страхом перед Божиим избранием, в благоговении Она не решилась вопрошать Архангела, оставаясь в безмолвии. Пречистая не лишилась присутствия духа и не оставила свойственного Ей с раннего детства состояния сосредоточенного богомыслия.

Дабы благовестие Божие было принято Девой в полном мире и спокойствии духа, Архангел рассеял смущение Богоизбранницы: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога». Пресвятая Богородица превыше всех явилась достойной избрания по чи­стоте ума, образу жизни и преданности Творцу. Пять с половиной тысячелетий со дня изгнания Адама из рая потребовалось ветхо­заветному человечеству, чтобы в лице Божией Мате­ри взойти на высоту чисто­ты и праведности. И теперь архангел Гавриил, почти в точности повторив проро­чество Исаии, благовестил Деве о рождении Спасителя: «И вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Го­сподь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над до­мом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца». Славное царство Давида служило в Вет­хом Завете прообразом Царства Небесного, а дом Иакова — бо­гоизбранный народ — прооб­разом народа Нового Израиля, христиан.

31-2 - копия.jpg

Источник Девы Марии в Назарете. В.Д. Поленов, 1882 г.

Внимая благовестию Архан­гела, Пресвятая Дева перенес­лась мыслью к обету девства, ко­торый она дала Господу, — его невозможно было нарушить, и Она удивлялась: неужели Бог сделает Её Матерью в целому­дрии девства и явит миру но­вый образ рождения?

6 - копия.jpg

Пещера Благовещения в Благовещенском храме. Назарет

Для уразумения тайны Бо­жией Дева спросила Архан­гела: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Архангел разрешил недоумение Её человеческого разума, сказав, что Она родит Сына без нарушения обета, зачнёт по сверхъестествен­ному действию Бога: «Дух Святой найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим». Сначала Дух Святой найдёт, то есть предочистит душу и тело Приснодевы, а затем осенит Её подобно облаку Яхве, сошедшему при Моисее на новоустроенную скинию. Дева Мария от Своего рождения никогда не со­грешила даже в мыслях, но Её человеческая при­рода, унаследованная от прародителей, нуждалась в освящении перед вселе­нием Божественного Сына. Господь мог соединиться только с чистейшим чело­веческим естеством; под­верженность человечества греховным страстям не могла быть воспринята Всесвятым Господом, по­этому Его зачатию надле­жало быть бесстрастным и безмужным.

Дева Мария не проси­ла у архангела Гавриила знамений, он сам для ут­верждения Пресвятой Девы в возможности чудесного зачатия указал на Её род­ственницу Елисавету, ко­торая по милости Божией в старости зачала от мужа своего, священника Захарии, и была уже на шестом месяце.

У Приснодевы не оста­валось более недоумений: достоинство Архангела не­сомненно, благовещение его истинно, воля Господня непреложна. Зная из пророчеств не только о радости, но и о скорби, которая Её ожидает, Пресвятая Дева не устрашилась, но с глубоким смирением, в умилении сердца произнесла: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Она явила всё, что ожидал от ветхозаветного человечества Господь: чистейшую и совершеннейшую преданность Ему волей, мыслью и серд­цем — всем Своим существом. Словно Вторая Ева, Пресвятая Дева созидала то, что было разрушено Евой первозданной, — всецелым послушанием Го­споду Дева Мария — чистейший духовный сосуд, избранный от сотворённого мира, — открывала дверь спасения человеческому роду.

По смиренному согласию Пресвятой Девы Сын Божий в одно мгновение из пречистой и девственной Её плоти образовал Себе начаток естества. Как в начале бытия мира Бог создал жизнь одним Своим велением из сотворённого вещества, так Он создал Себе человеческое естество из естества Приснодевы. Бог соединился с человечеством, Он стал истинным Человеком, дабы человека сделать Богом по благодати.

Согласно преданию великое событие Благо­вещения совершилось в те же дни весеннего равноденствия, когда был сотворен мир; день вочеловечения Мессии — 7 апреля — совпал с днём сотворения Адама (здесь и далее датиров­ки даны по новому стилю).

Современное летоисчисление введено пол­тора тысячелетия назад на основании расчётов римского монаха Дионисия Малого. В настоя­щее время учёные полагают, что его расчёты содержали ошибку: Рождество Христа соверши­лось примерно на 5 лет раньше (в начале 4 г. до Р.Х. по новому стилю).


Сергей Воробьев. Евангельские события. От Рождества до Вознесения Господа Иисуса Христа. С историческими и археологическими подтверждениями. Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви


STSL.Ru


7 апреля 2017

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.