Беседа о жизни духовной и спасении души

Беседа о жизни духовной и спасении души

Спасение души – цель общехристианская. В чем собственно состоит спасение души? Обычное понимание спасения души – это приготовление себя для загробной жизни. Мы живем для того, чтобы войти туда и получить у Господа то, что здесь себе готовим.

Где источник духовной жизни? Источник духовной жизни – это сердце человеческое. Человек каждый день живет, и каждый день его сердце живет или в сторону добра, или в сторону уклонения от добра; или он живет во грехе, или борьбой с грехом. Каждый день его сердце является местом борьбы. Какой борьбы? Кто борется в сердце? Тут борется против Христа диавол, и сердце человеческое есть поле борьбы дьявола с Богом. Эта борьба дьявола с Богом происходит в человеке каждодневно. Поэтому каждый день или человек борется в сердце с лукавым, или лукавый овладевает его сердцем; или человек поддается лукавому, или он его побеждает, но не может быть момента, когда бы не происходило этой борьбы. Почему? Потому что человек каждый день живет. Лукавый к нему приступает. Сердце – источник жизни, от него исходят разные чувства; грех – царство лукавого. Иначе говоря, там идет борьба царства лукавого против Господа. Человек создан по образу Божию, он всем сердцем идет ко Христу. Христос победил дьявола, но дьявол все же остался в действии, поэтому все время сердце человеческое находится под действием лукавого, и внешняя работа человека (исполнение послушания), не останавливает жизни сердца.

Человек исполняет послушания, но в момент выполнения послушания его сердце живет. Лукавый внушает ему мысль греховную, человек сердится или по какой-то причине раздражается. И вот, человек внешне выполняет послушание, но внутренне все время сердце живет в действии; или оно в согласии с волей Божией, или же под действием злой силы, – и должна все время происходить внутренняя борьба: или человеком овладевает лукавый или человек его побеждает. Это неизбежно. В самом процессе жизни, при внешнем выполнении послушаний – (это в любом общежитии и в любом монастыре неизбежно) – все время идет этот внутренний процесс. Поэтому очень важно, чтобы в этом каждодневном внешнем выполнении обязанностей, сопряженных с должностью, человек вел все время эту борьбу в сердце. Исполнение послушания – это внешний ход жизни, и в то же время идет внутренняя жизнь, потому что Христос говорит: «Царство Божие внутрь вас есть».

Почему мы создаем Царство Божие? Что это такое? Мы создаем те состояния жизни божественной, святой, в которой царит Господь в противоположность тем состояниям, в которых царем является лукавый. Каждый момент нашей внутренней жизни идет по линии отвоевывания в своем сердце места для Царствия Божия, и каждый момент борьбы с кознями лукавого в сердце является утверждением этого воцарения Бога, т. е. тем состоянием божественной, святой жизни, которая в совокупности и дает святость. И вот, в отдельные моменты каждого дня, происходит отвоевывание в нашем сердце места Богу в противоположность лукавому, который стремится овладеть этим сердцем. Это и есть внутренняя жизнь духовная, т. е. та жизнь, которая есть результат действия Духа Святого, а Дух Святой дает нам святость.

Святость в противоположность чему? Греху. Каждый момент в нашем сердце совершается борьба с грехом, не в целом его масштабе, конечно, но с отдельными действиями греха, которые человек побеждает, и, побеждая грех, он утверждает в себе Царствие Божие. Не самостийно: «я сделал», «я сказал», так как всякое добро – дело Божеское, Господь – Творец добра! Мы в своем сердце только расчищаем место для действия добра, мы усилиями, подвигами, молитвой даем место для добра. Но дьявол никогда не остается в покое – если он к Самому Христу приступил, то что же к нам грешным? И дьявол все время приступает к человеку. А способов приступания его к нашему сердцу очень много. Постоянно идет действие со стороны темной силы.

Каждое общежитие есть среда, в которой мы общаемся друг с другом, или взаимно приближаемся, или взаимно отталкиваемся. Или мы идем по линии усвоения заповедей добра, т. е. по линии внутреннего приближения, или по линии зла, т. е. – взаимного отталкивания, поэтому жизнь в общежитии раскрывает наш внутренний мир и те или иные наши стороны. Если мы живем в одиночку, то в нашем сердце господствуют разные греховные состояния, но они там лежат. Когда мы общаемся друг с другом, тогда происходит отталкивание, если мы поддаемся действию лукавого; если же мы успеем вовремя взглянуть в сердце, вовремя схватиться за Господа, то установится в сердце мир; если же обращенность наша во вне, если мы не успели пустить в сердце свет Господень, – мы уже отвечаем и поступаем не по-Божьи.

В духовной жизни есть момент внимания к сердцу. Внимание к сердцу – это очень большое дело. Что значить внимать сердцу? Это значит, что если ты внимаешь к сердцу, ты уже ходишь не во тьме. Ты заглядываешь в сердце – это момент большой, это уже творческая духовная жизнь. Если ты не смотришь за сердцем – то сердце отражает все мысли и чувства, внушенные лукавым. Если ты будешь внимателен, ты уже стоишь на известной грани и не даешь не только вырваться ненужному слову, но ты внутренне останавливаешь его, это уже есть внутренняя борьба. Ты внутри себя или со Христом или с лукавым. С кем лучше быть? Конечно, со Христом! Кто же сознательно захочет идти за «хвостатым»! А мы идем за ним, он нам внушает мысли, а затем они спускаются в сердце. Начинается с мысли, мысли идут независимо от нас, и вот ты на известной мысли останавливаешься, – потом мысль спускается в сердце, там начинается некоторое возмущение, и ты начинаешь волноваться – это волнение не мира, это уже тьма борется со светом. Ты уже думаешь – вот кто-то тебя обидел, задел, оскорбил, – это лукавый прополз в сердце. Уже ты волнуешься, ты уже внутренне осуждаешь, а результат– ты на человека не смотришь и у тебя нет внутреннего мира, зло царит, пока Господь не пошлет тебе исцеление.

Вот что мы видим при внешнем выполнении наших послушаний в общежитии. Ведь даже в таком положении: человеку дано церковное послушание, разве он от этого делается святым? Он исполняет его внешне. В момент исполнения работы в нем происходит эта жизнь сердца: идти в сторону добра или в сторону действия лукавого? Поэтому основное делание есть делание внутреннее, как говорится: «стяжание Духа Святого», преодоление в своем сердце греховных состояний, которые нас обдержат каждодневно. Христианство есть процесс внутреннего делания, совершенствование души человеческой, преодоление греха, утверждение святости, т. е. моментов святости: ты преодолел в себе раздражение, – ты уже в какой-то мере стяжал в сердце мир, стяжал некое действие Духа Святого.

Всё время идет борьба, которая совершается благодатью Божией. Никакое делание добра не есть дело человеческое, а есть дело благодати Божией. Каждый день, если мы внимательны к жизни сердца, если мы боремся, то мы побеждаем в сердце греховные состояния. «Царствие Божие нудится» – понуждение к добру требуется от нас, а Господь дает нам Свою помощь. Состояние души есть процесс взаимного действия воли человеческой и благодати Божией. Вот посмотрите: блудный сын – он решил пойти к отцу, когда был обессилен, а благодать Божия дала ему силы.

Этот процесс не может не совершаться, это средство к созданию внутреннего состояния, которое является наиболее подходящим средством к стяжанию в себе действия Духа Святого.

Работа, послушание – это не цель, а средство, цель же – стяжание Духа Святого, т.е. победить в каждом отдельном случае греховное состояние, которое идет через лукавого, но само состояние это, когда достигается нами в результате победы над лукавым, несет для нас благо, потому что, что может быть выше блага, как мирное состояние сердца? Это величайшее благо, которое бывает в результате действия Божьего милосердия, идущего от источника мира в наше сердце, которое и несет человеку благо. Если в данный момент ты мирен, а мир – действие Божие, то ты стяжал мир, а это процесс благодати Божьей. «Царствие Божие нудится». Нужно усилие каждый день, в каждый момент. Если сегодня, завтра победило движение сердца в сторону добра, – это дает блаженство, и человек еще здесь на земле стяжевает блага, которыми он уже достигает царства благодати Божией, на этот, на данный момент стяжевает в себе благодать, через которую достигается спасение; благодать, которая идет в вечность, – это состояние человеческой души, которое она приобретает здесь, которое идет с ним туда в вечность. Он уже стяжевает вечность здесь – «вкусите и видите, яко благ Господь». Мы видим больших подвижников, которые уже здесь это царство Божие имели и с ним туда ушли.

Никогда не нужно огорчаться послушанием, работой, – это только средство в общежитии, а не цель.

Очень важный момент – духовное внимание. Духовное внимание ставит перед нами вопрос: мое или не мое? Божие или не Божие? Мне вредящее или мне во благо? Надо поставить внутреннюю грань, управляющую волей. Когда ты встал на грань, ты уже с Господом, это уже духовное делание! Господь уже тебе помощник, или, иначе говоря, ты уже являешься соработником Господу для утверждения Его Царствия на земле. Ты уже дал место Господу в своем сердце, ты уже становишься в Его Воинство в той области, которая для тебя всегда возможна. Мы можем быть соработниками Христу в той области, которая в нашем распоряжении каждый день, ты утверждаешь в своем сердце мир и создаешь благо и стяжеваешь блаженство.

Пользуясь обстановкой жизни, мы усилиями сердца в каждодневной жизни совершаем внутреннее делание, т. е. ведем внутреннюю борьбу с греховными состояниями и утверждаем действие благодати Божией в своем сердце.

Бездействие есть образ смерти (Духовный цветник).

Источник: Вечное/«L'Éternel». Православный журнал. № 1 (61). - Аньер (Франция), 1953. – С. 7-13.


11 июля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».