Слово в день памяти св. Марии Магдалины. Архимандрит Виталий (Мешков)

Слово в день памяти св. Марии Магдалины. Архимандрит Виталий (Мешков)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Святая мироносица равноапостольная Мария Магдалина, память коей совершается ныне, мироносицею называется потому, что была в числе жен, приходивших ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать миром пречистое тело Его. Равноапостольною – потому, что она так же, как и апостолы, проповедовала имя Христово и учение Его, а Магдалиною – по месту рождения в Сирии, в городе Магдале. Она глубоко была признательна Иисусу Христу за исцеление от беснования. Она принадлежала к числу женщин, которые следовали за Иисусом Христом во время Его служения роду человеческому, и любила Его так, что не убоялась стоять при кресте с Материею Божией во время распятия Господа. По Воскресении Господа она и другие жены ходили ко гробу, чтобы помазать тело Его драгоценным миром. За это и Господь наградил ее тем, что по Воскресении Своем после Божией Матери явился ей прежде всех и повелел ей возвестить ученикам Своим о Своем Воскресении.

По Вознесении Господнем Мария с Пресвятой Богородицею и с апостолами пребывала в постоянной молитве, видела первые успехи апостольской проповеди и сама проповедовала Евангелие в разных странах. В Риме она поведала императору Тиверию о Воскресении Христовом и обвиняла Пилата в несправедливом суде над Иисусом Христом: при этом, говорят, Мария поднесла Тиверию красное яйцо как символ возрождения к новой жизни. Из Рима Мария Магдалина отправилась в Ефес и там до самой кончины помогала святому евангелисту Иоанну Богослову в трудах благовествования. В V веке, при императоре Льве, мощи ее были перенесены из Ефеса в Константинополь и положены в монастыре святого Лазаря.

История Святой Церкви Христовой передала памяти грядущих времен имена многих святых жен, подобно равноапостольной Марии Магдалине, насаждавших веру Христову на земле, распространявших и сохранявших благочестие среди людей убеждениями, увещаниями, мольбами и слезами, а наипаче своею благочестивой жизнью.

Святая равноапостольная царица Елена расположила своего сына Константина к принятию христианства; святая Нина распространила веру христианскую в Грузии; у нас на Руси святая Ольга является зарею предвещающею восход солнца; князь Владимир, введший христианство, предрасположен был к этому княгинею Ольгою. По свидетельству святого Григория Богослова, мать его – святая Нона не только в домашних заботах была помощницею своему мужу, но, как руководительница, наставляла его всякому добру словом и делом, и сколько, по заповеди апостола Христова о супружестве, повиновалась своему мужу, столько же боялась не поучать его в делах веры и благочестия своим поведением и советами. Блаженный Августин во дни юности, уклонившись с пути истины, предался всем удовольствиям порочного света, но настойчивость любви нежной матери его – Моники, кроткие увещания и наставления, а паче всего ее горячие молитвы спасли заблудшего сына: Августин раскаялся, пал к ногам своей матери, признаваясь, что ей всецело обязан возвращением своим к вере и добродетели. Несомненно, что светлые столпы Православия – богомудрые отцы и учители Церкви не другому кому-либо были обязаны своим благочестивым настроением, как скромным труженицам в семье.

Итак, не ученики только одни, а и ученицы Христовы могут быть светом мира – указывать сидящим во тьме путь к истинному благу и вечному спасению, могут быть солью земли – предохранять ближних своих от нравственного тления. В благодатном Царстве Христовом все, без различия пола (см.: Гал. 3:28), и мужи и жены, могут учить вере и благочестию, быть великими в Царстве Небесном, по обетованию Христову (см.: Мф. 5:19). Так было древле, так может быть и в настоящее время. И нынешние жены могут насаждать, распространять, поддерживать и сохранять познания веры и христианское благочестие в малых церквах Божиих – семействах и обществе, могут светиться светом добрых дел пред людьми так, что многие, видя их добрые дела, прославят Отца нашего Небесного; и у жен нашего времени есть способность быть настойчивыми в увещеваниях, терпеливыми в наставлениях, кроткими в обличениях. Нужно только, чтобы они сами, подобно благочестивым женам древних времен, добре разумели святую веру Христову, были проникнуты духом ея, согреты истинным благочестием и сердечною любовию ко Господу Иисусу Христу, воодушевлены пламенным желанием служить спасению ближних своих. От женщины, которая сама по себе не ведает учения евангельского, которая всю жизнь свою посвящает удовольствиям и наслаждениям, исполнению светских приличий, драгоценным украшениям, - от такой жены, разумеется, нельзя ожидать наставлений в вере Христовой и убеждений жить по этой вере.

Еще плодотворнее, чем проповедница веры, может влиять женщина на детей, как мать. Подобно равноапостольной Марии Магдалине, приведшей многих ко Христу Спасителю, и всякая мать-христианка должна приводить ко Господу чад своих, воспитывать их в благочестии и страхе Божием, охранять их как бесценный дар Божий, памятуя, что за них она должна будет воздать ответ в день судный… И подлинно, самое важное, самое существенное в воспитании детей есть образование сердца, или воспитание нравственное и религиозное, необходимое для вечности, необходимое всегда и во всём. А в нравственном воспитании детей никакой воспитатель не может иметь благотворного влияния настолько, насколько имеет его мать, верная обязанностям материнским. Тогда как отец семейства часто бывает отвлекаем от него нуждами домашними и делами своего звания, мать всегда находится с детьми; и к своей родной матери дети более, чем к кому-либо другому, бывают привязаны, к ней прежде всего, чаще и охотнее обращаются с своими недоуменными вопросами. В свою очередь мать более всего любит детей своих; а для любви нетяжело иметь неусыпную бдительность, непрестанный надзор и внимательное наблюдение над детьми: любовь умеет учить ласково без слабости, строго без жестокости, деятельно без торопливости, медленно без лености… Первые представления малютки о Боге, первое призывание им имени Божия, первая его молитва, первое проявление им любви к Господу и ближним – всё это зависит от матери. От матери богобоязненной дети усваивают неземные и святые чувства. Слово и пример благочестивой матери глубоко западает в душу дитяти и дает направление, можно сказать, всей его жизни. Облик чистой матери остается для многих последнею святынею, когда всё святое уже утеряно, и весьма часто не только предохраняет их от конечной погибели, а поднимает их на высокую степень нравственного совершенства; боязнь, как бы не огорчить матери при ея жизни, не омрачить ея посмертной памяти, предохраняет человека, как Ангел-хранитель, от дурных увлечений. Да, счастливы дети, родившиеся в богобоязненной семье и воспитанные благочестивой женщиной-христианкой, и счастлива та женщина, который судил Всевышний нарицаться высоким, священным именем матери! Горе той семье и детям, где мать не заботится о первоначальном религиозно-нравственном воспитании своих детей. Это зло так велико, что трудно даже подыскать ему название. 

Слово насельника Троице-Сергиевой Лавры архим. Виталия (Мешкова) (1936–2014) в день памяти св. Марии Магдалины, произнесенное 4 августа 1970 г.


4 августа 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».