Проповедь в день обретения мощей преподобного Серафима Саровского. Архимандрит Илия (Рейзмир)

Проповедь в день обретения мощей преподобного Серафима Саровского. Архимандрит Илия (Рейзмир)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«Когда я умру, приходите ко мне на гробик. Всё, что у вас есть на душе, какие скорби ни постигали вас — поведайте мне как жи­вому, и я вас услышу, и я облегчу вашу печаль...» Помня это за­вещание, дорогие братья и сестры, и мы, собравшиеся в этом храме, посвященном его имени, здесь, вокруг его святого образа, как дети вокруг своего отца, готовы воссылать молитвы к нему, готовы обра­щаться к нему со всеми душевными и телесными скорбями и нужда­ми. А у кого из нас их нет, кто не страдал и не страдает? Обратим­ся к нему, как дети к родному отцу. А прежде всего будем просить о даровании нам добродетелей, которыми он отличался сам, об ук­реплении нашей слабой веры и надежды, и особенно величайшей добродетели — любви. Ведь для приобретения любви он трудился всю жизнь, работая над собой и непрестанно трудясь и молясь.

И вот припомним картину из его жизни. Его маленькая келия среди густого дремучего леса. Глубокая осенняя темная ночь. Жут­ко в лесу, пронзительно завывает ветер. Раздается вой волков... Но святого подвижника ничего не страшит. Он стоит на молитве перед образом, перед которым едва мерцает свечка и едва теплится лампадка. В то же время, когда душа его должна была испытывать полное одиночество, полную беспомощность, он не боится, ничего его не устрашает, иногда ему представляется, что келия его наполни­лась дикими зверями и слышится их вой. Иногда ему казалось, что в келию его врывается множество людей, но он ничего не боялся. Однажды к нему пришли разбойники, требуя от него денег, окрова­вили, измучили, оставили едва живым, и святой угодник Божий возвратился в свою пустыньку и просил, чтобы не преследовали этих злодеев.

Но чаще всего представляется нам другая картина: вот старец, согбенный от тяжких подвигов, трудов и болезней, в белом подрясничке, с палкой в руке, окруженный множеством людей самых раз­ных состояний, возрастов и положений, которые пришли поведать ему свои скорби, страдания. И здесь с особенной силой про­являл старец свои христианские добродетели: кротость, смирение, ведение тайн Божиих и совершенную любовь... Всех ободрял, уте­шал, сколько людей избавил от злой тоски и много людей возвратил к новой жизни во Христе Иисусе, которые сделались полезными и себе, и другим. После многих лет пустынной жизни, затворниче­ства и молчания он, по повелению Божией Матери, до конца жизни руководил ко спасению множество людей. Он создал Дивеевскую обитель и был подлинным отцом для сестер, обращавшихся к нему во всех своих духовных и жизненных затруднениях. За свою великую любовь, святость и смирение он  удостоился двенадцати явлений Божией Матери. В первом Своем видении вещала Царица Небесная: «И сей от нашего рода». За год и десять месяцев до своей кончины преподобный еще раз удостоился явления Царицы Небесной в со­провождении Крестителя Господня Иоанна, апостола Иоанна Бого­слова и двенадцати дев, святых мучениц и преподобных. Пресвятая Дева, долго беседуя с ним, поручила ему дивеевских сестер. Закон­чив свою беседу, Она сказала ему: «Скоро, любимче Мой, будеши с нами». В 1903 году милостью Божией состоялось великое торже­ство — обретение мощей и прославление преподобного Серафима, в котором участвовал и содействовал этому страстотерпец царь Ни­колай, о котором угодник Божий предсказал: «Прославившаго мя я прославлю».

После революции его святые мощи, как и мощи святителя Иоасафа Белгородского, были освидетельствованы, описаны и отвезены в Казанский собор Петербурга, где все время находились и были обретены в наше время, на чердаке. Состоялось всенародное вто­рое обретение: крестными ходами сопровождались его святые мощи, с многими знамениями и чудесами, в святую Дивеевскую обитель.

Дорогие братья и сестры, будем усердно единым сердцем и еди­ными устами молиться святому Божию чудотворцу, преподобному Серафиму, и твердо верить, что он не оставит без внимания, как не оставлял при жизни, наши молитвы и теперь услышит их, и будет слышать всегда, помогая нам спастись. Аминь.


1 августа 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».