Сегодня, 6 октября, Православная Церковь празднует память святителя Иннокентия (Вениаминова) — митрополита Московского и Коломенского, Апостола Сибири и Америки.
Cвятитель Иннокентий, митрополит Московский
Святитель Иннокентий, митрополит Московский (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов), родился 26 августа 1797 г. в селе Ангинском Иркутской епархии в семье пономаря. Мальчик рано усвоил грамоту и с 7 лет уже читал Апостол в церкви. В 1806 г. его отдали в Иркутскую семинарию. Здесь, как лучшему воспитаннику, юноше дали фамилию Вениаминов, в честь почившего Иркутского архиепископа Вениамина († 8 июля 1814 г.). 13 мая 1817 г. он был рукоположен в диакона к Благовещенской церкви Иркутска, а 18 мая 1821 г. – во священника.
С 1823 г. началось миссионерское служение будущего Апостола Америки и Сибири. 45 лет отдал Святитель Иннокентий делу просвещения народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края, совершая свой апостольский подвиг в суровых условиях, с большими опасностями для жизни. Святитель Иннокентий крестил десятки тысяч людей, строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них основам христианской жизни. Много помогало ему в трудах знание различных ремесел и искусств.
Святитель Иннокентий был замечательным проповедником. Совершая литургии, молебны и всенощные бдения, он неизменно наставлял паству. Во время многочисленных поездок святитель Иннокентий изучал язык, быт и нравы народов, среди которых проповедовал. Его труды по географии, этнографии и языкознанию получили мировую известность. Он составил алфавит и грамматику алеутско-лисьевского языка и перевел на него Катехизис, Евангелие и многие молитвы. Одно из лучших его произведений «Указание пути в Царство Небесное» (1833 г.) переведено на разные языки малых народов Сибири и выдержало более 40 изданий. Благодаря трудам святителя Иннокентия в 1859 г. впервые услышали Слово Божие и богослужение на своем родном языке якуты.
29 ноября 1840 г. митрополит Московский Филарет совершил пострижение отца Иоанна в монашество с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского. 15 декабря архимандрит Иннокентий был хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. 21 апреля 1850 г. епископ Иннокентий был возведен в сан архиепископа.
Промыслом Божиим 5 января 1868 г. святитель Иннокентий стал преемником митрополита Филарета на кафедре Московских первоиерархов. Через Святейший Синод митрополит Иннокентий закрепил вековой миссионерский опыт Русской Церкви (еще в 1839 г. он предложил проект улучшения организации миссионерского служения). Попечением митрополита Иннокентия было создано Миссионерское общество, Московский Покровский монастырь преобразован в миссионерский, в 1870 г. учреждена Японская Православная Духовная Миссия во главе с архимандритом Николаем Касаткиным (впоследствии святитель Николай Японский, память 3/16 февраля), которому святитель Иннокентий передал многое из своего духовного опыта. Весьма плодотворно было и управление святителем Иннокентием Московской епархией. Его стараниями построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Московской духовной академии.
Святитель Иннокентий преставился ко Господу 31 марта 1879 г., в Великую субботу, и погребен в Свято-Духовском храме Троице-Сергиевой Лавры. 6 октября 1977 г. Русской Православной Церковью святитель Иннокентий прославлен в лике святых. Память его установлено совершать дважды в год: 31 марта/13 апреля – в день его блаженной кончины, и 23 сентября/6 октября – в день прославления.
В день памяти митрополита мы предлагаем вниманию читателей вспомнить основные мысли Святителя, взятые из одного из лучших его произведений - «Указание Пути в Царствие Небесное», а также краткую библиографию его трудов.
Путь в Царство Небесное
1. Кто хочет идти за Мною, отвергни себя, возьми крест свой и иди за Мною (Мф. 16, 24).
2. Спасение или погибель всецело находится в наших руках.
3. Чрезвычайно важно создать в себе нужное желание и принять твердое решение стать на путь спасения.
Для этого необходимо:
• Изучить основы христианской веры. Огромное количество христиан погибает от того, что не интересуются содержанием своей веры. Имея доступ к свету, они блуждают во тьме. Такие делаются легкой добычей всяких лжеучений. Необходимо понять, что наша вера основана на Священном Писании, а не на выдумках человеческих.
• Сделав это, необходимо принять все учение Церкви всем своим доверчивым сердцем, не многоумствуя и не заражаясь ложными измышлениями о вере.
• Теперь же нужно стараться согреть в себе усердие следовать тому, чему учит Священное Писание.
4. Путь следования за Христом. Кто хочет идти за Мною…
• …отвергни себя…, т.е. необходимо отказаться от всех дурных привычек, исторгнуть из сердца привязанность к материальным благам, избегать случаев ведущих ко греху, быть мертвым для греха и живым для Бога.
• …возьми крест свой…, т.е. без ропота переносить все трудности, связанные с христианской жизнью, а также неизбежные в жизни скорби. Надо выискивать случаи, содействующие спасению и благу ближних. Но крест нужно нести со смирением и осмотрительностью, чтобы не возгордиться.
• …иди за Мною…, т.е. во всех делах и поступках подражать делам и поступкам Иисуса Христа. Это значит принимать с верой и исполнять в простоте сердца все, что сказал Христос. Кто внимает слову Его, тот истинный ученик Христов.
5. Это есть единственный и прямой путь в Царствие Небесное. Не было и не будет иного пути, кроме этого. Мы не можем миновать тесного пути, потому что в каждом человеке живет грех, а грех есть такая язва, которая сама собою без сильных лекарств не излечивается. Страдания – это лекарства, которыми Господь лечит наши души.
Итак, если вы хотите достичь Царства Небесного, то идите путем, которым шел Иисус Христос. Другого пути нет.
Труды святителя Иннокентия:
• Указание Пути в Царствие Небесное. М., 1871
• Записки об островах Уналашкинского отдела. СПб., 1840. Состоит из трёх частей:
1. Часть I, географическая
2. Часть II, этнографическая. Замечания об алеутах М.: ЛИБРОКОМ, 2011. — 336 с.
3. Часть III, Записки об атхинских алеутах и колошах (колюжах, тлинкитах). М.: УРСС, 2011. — 160 с.
• Автобиографическая записка. М., 1886
• Речь Архимандрита Иннокентия, по наречении его Епископом Камчатским, Курильским и Алеутским, сказанная 1840 года, Декабря 13 дня. Христианское чтение. СПб., 1841
• Письма (1823—1878 гг.) собраны И. Барсуковым, 3 т. СПб, 1897, 1901.
• Творения, три книги, собраны И.Барсуковым. М., 1886—1888.
• Слово при вступлении в управление московской паствою Высокопреосвященного Иннокентия Митрополита Московского, говоренное в большом Успенском соборе, 26-го мая, 1868 года. Православное обозрение. М., 1868, том 26.
• Наставление высокопреосвященного Иннокентия, бывшего архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского, Нушагакскому миссионеру иеромонаху Феофилу. Церковные ведомости. СПб., 1900
6 октября 2014