40 дней со дня преставления Лидии Степановны Говядиной, старейшей сотрудницы Троице-Сергиевой Лавры

40 дней со дня преставления Лидии Степановны Говядиной, старейшей сотрудницы Троице-Сергиевой Лавры

22 июня 2020 года исполнилось 40 дней со дня блаженной кончины рабы Божией Лидии, старейшей труженицы обители преподобного Сергия.

Реставраторы Троице-Сергиевой Лавры и все реставрационное сообщество скорбит о невосполнимой утрате своего старейшего сотрудника, замечательного художника-реставратора высшей категории, отдавшего реставрационному служению 45 лет. Надо сказать, что это был человек глубокой духовной настроенности, посвятивший всю свою жизнь служению Богу. Она стала петь на клиросе уже с раннего детства, которое проходило в сложное богоборческое время.

Лидия Степановна Говядина родилась 18 июня 1946 года в г. Свердловске (ныне – Екатеринбург) в глубоко верующей семье. Она была знакома со многими известными духовными лицами и подвижниками Церкви XX века. В 1966 г. ее семья переехала в г. Струнино Владимирской области. С 1972 г. она занималась реставрацией древнерусского шитья под руководством художника-реставратора Маргариты Павловны Рябовой, а затем работала сотрудником Церковно-археологического кабинета при Московской духовной академии в отделе мелкой пластики и древнерусского искусства. Там, в ЦАКе, она познакомилась с Марией Николаевной Соколовой (монахиней Иулианией). Под ее руководством стала заниматься иконописью, изучать технику яичной темперной живописи и основы консервации и реставрации икон.

Фото 1996-РС.jpg

Реставрационный совет принимает работу
после реставрации иконы «Архангел Михаил» Троицкого собора.
На фото: Лидия Степановна, Галина Сергеевна Клокова,
Анна Евгеньевна и Наталия Евгеньевна Алдошины,
Юрий Александрович Рузавин и Анна Игоревна Яковлева. Фото 1996 г.

По благословению Святейшего Патриарха Пимена в 1976 г. при Троице-Сергиевой лавре (в Луковой башне) была организована реставрационная мастерская под руководством Марии Николаевны Соколовой, которая пригласила Лидию в мастерскую, спросив: «Хочешь быть моей помощницей?». Она пошла к своему духовному отцу, архимандриту Кириллу (Павлову), за благословением. На что батюшка ответил: «Беги скорей к Марии Николаевне, чтобы она тебя взяла к себе!».

Так начался новый период жизни Лидии Степановны, было положено начало ее реставрационной деятельности. Она стала «правой рукой» Марии Николаевны, доверявшей ей во многом. Мария Николаевна была для Лидии живым примером деятельной, самоотверженной, подвижнической жизни. Лидия Степановна постоянно вспоминала о ней с большой любовью, благоговением и старалась воплотить в своей жизни ее пример.

Фото 2007-03.jpg

Л. С. Говядина и В. В. Филатов. Фото 2007 г.

После кончины монахини Иулиании в 1981 году встал вопрос о том, как будет продолжать работать реставрационная мастерская. Наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Иероним и эконом архимандрит Евлогий пригласили профессора Виктора Васильевича Филатова, который с глубоким уважением относился к Марии Николаевне, стать куратором реставрационной мастерской. Было принято решение о необходимости государственной аттестации реставраторов Лавры, так как в противном случае невозможно было проводить никакие реставрационные работы.

С 1982 года Лидия Степановна и все реставраторы были переведены в Межобластную СНПР (специальную научно-производственную реставрационную) мастерскую на Кадашевской набережной, в г. Москве, и в то же время продолжали работать с иконами Успенского собора в Лавре. Это были 10 икон (размер 213×204 см) со столпов Успенского собора.

Фото 2008-12-11-РС.jpg

Реставрационный совет: игум. Корнилий, Ю. А. Рузавин,
В. В. Филатов, Л. С. Говядина и Н. Е. Алдошина. Фото 2008 г.

Иконы находились в остро-аварийном состоянии. Было проведено сложное укрепление грунта и красочного слоя и удален толстый слой сгрибившейся олифы (сгрибливание – почернение и гибель покрытия в местах, где икону часто целуют). С 1982 г. реставрационные работы в Лавре выполнялись в соответствии с заданием и непосредственным контролем комиссии Министерства культуры СССР.

В 1985 г. Лидии Степановне Государственной аттестационной комиссией было присвоено звание художника-реставратора III категории. В течение 4-х лет она проходила стажирование в ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря под руководством художника-реставратора высшей категории Е. А. Гра. С 1984 г. выполняла сложные реставрационные работы с послойным удалением 3-х слоев записи с икон XVII века: «Преподобный Сергий» и «Преподобный Никон», иконостаса Успенского собора. В 1987 г. ей была присвоена II категория. В 1987–1988 гг. Лидия Степановна принимала участие в реставрации храмовой иконы «Успение» XVI в. из местного ряда иконостаса Успенского собора. Послойное раскрытие иконы проводилось с помощью бинокулярного микроскопа. Работа была выполнена к 1000-летию Крещения Руси.

Фото 2008-12-11.jpg

Л. С. Говядина и Ю. А. Рузавин. Фото 2008 г.

В этот же период Лидия Степановна занималась реставрацией икон, которые ей были даны в Межобластной СНПР мастерской из фондов Новгородского, Исторического, Загорского музеев и др. В 1990 г. ей была присвоена I категория. В 1988 г. она составила методику по сложному укреплению аварийных икон иконостаса XVII в. Воскресенского собора г. Тутаева, которая была утверждена реставрационным советом Художественного музея г. Ярославля и применялась при реставрации. В этом же году реставрировала иконостас Троицкого собора г. Почаева (иконы конца XIX – начала XX вв. из мастерской Гурьянова).

В 1984 г. директор Межобластной СНПР мастерской, Лидия Михайловна Колтунова, предложила Лидии Степановне, а также Наталье Евгеньевне с Анной Евгеньевной Алдошиным работать на острове Валаам в летний период по реставрации настенной живописи Никольского скита. С Валаама тогда только что выехал Дом инвалидов, который находился там с 1952 года. Министерством культуры СССР было принято решение сделать это место музеем-заповедником.

Фото 2009-04-03-РС.jpg

Реставрационный совет: Ю. А. Рузавин,
А. И. Яковлева, Г. В. Попов, Н. Е. Алдошина,
игум. Корнилий и Л. С. Говядина. Фото 2009 г.

Положение на Валааме было тяжелое. Все здания монастыря находились в аварийном состоянии, скиты полуразрушены, настенная живопись в храмах на грани исчезновения. Местное управление было крайне атеистически настроено. Мы пошли за благословением к наместнику архимандриту Алексию (Кутепову). Наместник задумался на время, посмотрел вдаль, и произнес: «А что, может еще и загудит Валаам?».

Мы прочитали весь доступный исторический и житийный материал по Валааму, вдохновились на работу, которая продолжалась 6 лет. Была проведена сложная реставрация по укреплению настенной живописи, которая находилась в остро-аварийном состоянии и грозила полностью осыпаться. А живопись была замечательная, выполненная Валаамскими монахами. Ее удалось сохранить! Об этом времени Лидия Степановна всегда вспоминала с большой теплотой и благодарностью Богу, что была дана возможность трудиться и черпать духовные силы в этом удивительном месте. Она очень любила петь на берегах Ладожского озера, особенно монастырский гимн «О, дивный остров Валаам!».

Фото 2013-07.jpg

Л. С. Говядина и Н. Е. Алдошина. Фото 2013 г.

В начале 1990 г. Е.А. Гра была назначена заведующей реставрационной мастерской в Третьяковской галерее, тогда же пригласила Лидию Степановну как опытного реставратора в реставрационную мастерскую Галереи. Лидия Степановна отказалась, так как для нее трудиться в обители преподобного Сергия было смыслом ее жизни.

В 1995–1996 гг. Лидия Степановна участвовала в сложной реставрации росписи Серапионовой палаты, живопись которой была сильна закопчена. Из многочисленных работ по реставрации икон из всех храмов Лавры, в которых она участвовала, можно выделить особенно значимые древние святыни: подписная икона Кирилла Уланова «Неделя всех святых» (1703 г.), «Успение» (XVII в.) из иконостаса храма преподобного Сергия с трапезной палатой, икона «Архистратига Михаила с бытием» (XVI в.) со столпа Троицкого собора.

Фото 2017-04.jpg

Л. С. Говядина за работой. Фото 2017 г.

В 2008 г. она провела сложную реставрацию иконы «Богоматерь Казанская-Жадовская» XVII века. Этот образ – главная святыня Казанского-Жадовского мужского монастыря – пострадал от огня при пожаре в XIX в. и находился в остро-аварийном состоянии. Работа велась при помощи бинокулярного микроскопа, были удалены сплошные разновременные слои записи.

В 2007–2009 гг. была раскрыта икона «Преподобный Сергий с житием» (XV в.) из местного ряда иконостаса Троицкого собора. По итогам реставрации был выпущен альбом «Троицкий образ преподобного Сергия Радонежского» (М., 2010). С 2010 г. по 2012 г. она участвовала в реставрации иконы «Троица» XVI в. из местного ряда Троицкого собора, где были удалены записи. 2013–2014 гг. Лидия Степановна выполняла сложную реставрацию иконы Симона Ушакова «Спас Нерукотворный» (1674 г.) из местного ряда иконостаса Троицкого собора.

Фото 2019-04-поздр.jpg

Поздравление Лидии Степановны
с днем Ангела. Фото 2019 г.

Последней работой Лидии Степановны стали два образа: «Преподобный Сергий» и «Преподобный Никон» – дьяконские двери иконостаса Троицкого собора. Она удалила четыре слоя записи и раскрыла авторскую живопись начала XVII века.

После тяжелой болезни 14 мая 2020 года Лидия Степановна отошла ко Господу. Мы потеряли дорогого друга, с которым делили радость и горе. Она была неустанным тружеником на своем посту. Многие удивлялись ее необыкновенной выдержке, умению скрывать свои недуги и скорби, ее способности сострадать людям и всегдашней готовности прийти на помощь.

Вечная ей память!

Н. Е. и А. Е. Алдошины


23 июня 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.