14 января - Обре́зание Господне. Память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской

Слово на Праздник насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира)


Обре́зание Господне

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры! Господь наш Иисус Христос ради нашего спасения смирил Себя, воплотился, принял человеческую плоть и с первых же дней и до конца Своей земной жизни терпел по Своему человеческому естеству тяжелые лишения, гонения, поношения, страдания и крестную смерть. Он взял на Себя грехи всего мира и претерпел за эти грехи тяжелый крест, чтобы нас избавить от вечной муки, вечного наказания. Иисус Христос исполнил ветхозаветный закон и открыл новый, евангельский закон, закон духовный и святой. И уже восьмидневным Младенцем Он принял священнодействие ветхозаветной Церкви — обрезание. Этим Спаситель мира показал нам пример, чтобы и мы были верными чадами Святой Церкви Его, верно хранили и исполняли святые Его заповеди, уставы и советы церковные. Своим обрезанием Иисус Христос призывает нас к тому, чтобы и мы во время нашей земной жизни совершили над собой духовное обрезание, то есть отсекли все свои богопротивные помыслы и предрассудки, искоренили все душетленные страсти и пожелания, очистили себя от всякого греха, всякой скверны плоти и духа и таким образом стяжали благодать Святого Духа и спасение. В этом и состоит цель нашей земной жизни. Святитель Василий Великий, память которого мы сегодня совершаем, своей святой жизнью показал нам наглядный пример, как достичь этого и спастись.


Святитель Василий Великий. Икона
из иконостаса Троицкого собора (1425-1427 гг.)
Троице-Сергиевой Лавры

Вся жизнь святителя Василия от первого сознательного движения и до последнего вздоха была посвящена Богу. Он родился «по молитве отца его к Богу» в году и воспитывался в благочестивом христианском семействе, которое страдало за веру Христову во время гонений при римских императорах Галерии и Максимиане. Дед святителя Василия по матери принял мученическую смерть при императоре Диоклетиане. Первоначальное воспитание будущий святитель получил от своей благочестивой бабки святой Макрины, ревностной почитательницы святого Григория чудотворца, епископа Неокесарийского. Она оказала на юного Василия благотворное влияние, воспитывая его в строгом православии, прививая благоговейное отношение к святителю Григорию и его учению о Святой Троице. Мать Василия, святая Емилия, была по добродетели такой же, как и ее свекровь, святая Макрина, «во всем она руководилась волей Божией и особенно же любила чистый и непорочный образ жизни». Отец святителя, тоже Василий, был образованный человек, добрый христианин и семьянин, адвокат, а потом священник. Он помогал своей благочестивой супруге в христианском воспитании детей, которых обучал Священному Писанию и разным наукам. В результате такого воспитания и святой жизни во Христе, кроме святителя Василия, из этой семьи вышло пять святых угодников Божиих. К лику святых причислены его бабка, святая Макрина, его мать, святая Емилия, его братья: святитель Григорий, епископ Нисский, и святитель Петр, епископ Севастийский, а также сестра Макрина.

С раннего детства, возлюбив Бога, Его святой закон и учение Христово, Василий решил посвятить свою жизнь служению Богу и Церкви. Но для борьбы с язычниками и еретиками, нападавшими тогда на Церковь, нужна была основательная научная подготовка, и вот Василий оставляет родительский дом и отправляется учиться в далекие края, посещает города, знаменитые своими школами и учителями, прилежно занимается различными естественными науками. Нельзя не отметить широту взгляда святого Василия Великого на значение естественных наук для христианина. В изучении их он не только не усматривал вреда, но считал учение «почти необходимым и полезным для души». При этом святитель советует не полностью «следовать за ними, куда не поведут, но, заимствуя у них все, что есть полезного, надо уметь иное и отбросить». Как «пчелы на все цветы равно садятся и с тех, на какие сядут, не все стараются унести, но взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым, так и мы, если целомудренны, собрав из этих произведений, что нам свойственно и сродно с истиной, остальное будем проходить мимо. И как, срывая цветы с розового куста, избегаем шипов, так и в этих сочинениях, воспользовавшись полезным, будем остерегаться вредного».

Во время учебы в Афинах Василий познакомился с Григорием, будущим великим богословом, с которым он духовно сроднился навсегда. Вместе они посещали школу и церковь, и оба мечтали о монашеской жизни. Тесная и трогательная дружба этих великих святителей служит лучшим примером для жизни каждого христианина. «Когда мы открыли друг другу желания свои, — говорит святой Григорий, — и предмет их — спасение... желание жить общей жизнью для Бога, тогда уже стали мы друг для друга все: и товарищи, сотрапезники, и родные, одну имея цель, мы непрестанно возрастали в пламенной любви друг к другу».

После окончания учебы Василий посетил Египет, Палестину, Месопотамию, чтобы познакомиться с устройством монашеских общин и жизнью знаменитых и святых христианских подвижников. Вернувшись на родину, окрепший духом от общения с великими подвижниками Востока, Василий, раздав свое имущество бедным, принял монашество. Впоследствии святитель Василий устроил в Понте много монастырей, в которых он ввел новые формы и правила монашеской жизни. Эти правила сохранились до наших времен. Отшельническая жизнь монаха Василия продолжалась недолго. Церковь, обуреваемая арианскими смутами, особенно нуждалась тогда в таких всесторонне одаренных тружениках и стойких защитниках Никейского Символа веры, каким был инок Василий. Он оставляет свое уединение и сначала в сане пресвитера, а затем архиепископа поставляется на служение Святой Церкви.

Сам святитель Василий жил в простоте и бедности, отдавая все свои средства на дела благотворительности. Он питал неимущих, давал приют странникам, был руководителем для девственниц и монахов, составлял молитвы и украшал храмы. Везде при церквах своей громадной архиепископии он учреждал школы, больницы, богадельни, сиротские и странноприимные дома. В больницы были приглашены врачи, но первым лекарем и даже санитаром был архиепископ, досконально изучивший и знавший на опыте врачебное искусство. Он сам ухаживал за больными и прокаженными, подавая пример христианской самоотверженности. Одной из забот святителя было улучшение церковного богослужения. С этой целью он ввел чин божественной литургии, которая совершается сегодня в нашем храме. Устроив внутренние дела Церкви, святитель Василий Великий направляет все свои силы на борьбу с еретиками-арианами и к умиротворению всей Вселенской Церкви. Он ежедневно постоянно проповедует в храмах своей епархии, объясняя людям учение Православной Церкви, обличая еретиков и наставляя на путь спасения. «Решился я для мира не избегать какого бы то ни было труда, — писал святитель, — не отказывать говорить и делать что-либо унизительное, не брать в расчет дальности пути, не бояться каких-либо других беспокойств, только бы сподобиться наград, обещанных миротворцам».

Святитель Василий Великий всегда оставался верным защитником православной веры в борьбе с арианами, которые выступали против божества Иисуса Христа, не признавая Его равным Богу Отцу. Он не уступил и тогда, когда император Валент стремился уничтожить православную веру. Склонив к арианству Галатию и Вифанию, император Валент отправил в Каппадокию своего приближенного — жестокого префекта Модеста. Прибыв в Кесарию, Модест вызвал к себе архиепископа и в грубой форме предложил ему принять арианство. Но святой Василий спокойно, с полным достоинством отвечал, что воля императора здесь бессильна. На угрозы префекта конфискацией имущества, изгнанием, истязанием и смертью святитель Василий смело отвечал: «Если можешь, угрожай иным, а это нимало нас не тревожит... потому что не подлежит описанию имуществ, кто ничего не имеет, разве потребуешь у меня этого волосяного рубища и немногих книг, в которых состоят все мои пожитки. Изгнания не знаю... потому что везде Божие место... смерть же для меня благодетельна: она скорее перешлет к Богу, для Которого живу и тружусь... и к Которому давно поспешаю».


Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской

Пораженный ответом, Модест срочно доложил императору: «Побеждены мы, царь, настоятелем этой церкви. Это муж, который выше угроз, тверже доводов, сильнее убеждений». В результате стойкости святителя Василия в отстаивании своих убеждений Валент отменил насильственное введение арианства.

Изнуренный тяжкими трудами епископского служения, изможденный непрерывными болезнями, истощенный суровыми монашескими подвигами, января года великий пастырь Церкви Христовой мирно отошел ко Господу.

Итак, дорогие братия и сестры, молитвенно совершая память святителя Василия Великого, будем подражать его святой жизни, его крепкой вере и любви к Богу, его всецелой преданности воле Божией и святому Православию. По примеру святителя будем истинными исповедниками веры Христовой, истинными христианами не по имени только, что для нас нисколько не полезно, но главным образом — по жизни. Только благочестивой жизнью и правой верой можем мы прославить Отца нашего Небесного, достичь духовного совершенства и спастись. Святителю отче Василие, моли Бога о нас.

Аминь.



Источник: STSL.Ru
Теги: Праздник
14 января 2015

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.