Слово на день Святыя Троицы

IX. СЛОВО

НА ДЕНЬ СВЯТЫЯ ТРОИЦЫ.

Известно, что когда Дух Святый сошел на Апостолов, между протчими дарами влиял в них и дар слова. Петр, упражнявшийся прежде в единой ловле рыб; а потому не учившийся словесным наукам, а тем менше витийству; сей говорю, Петр, по сошествии Святаго Духа, столь прекрасное произнес слово, что хотяб о нем разсуждать по человечески, то было оно сказано по всем правилам красноречия; но столь было при том сильно и поразительно, что вдруг в один день склонилось более трех тысящ людей принять веру и святое крещение.

Вы можете удивляться тому, что в день сошествия Святаго Духа воздух окружающий Апостолов внезапу поколебался сильным движением, что явились летающие огненные виды, что начали Апостолы говорить разными языками, что потом хромых исцеляли, мертвых воскрешали, нечистых изгоняли духов. Всему сему вы можете удивляться. Ибо подлинно во всем том заключалось особенное действие силы Божия. Но я более удивляюся силе и действию дара слова.

Представьте себе, к кому Петр простер слово свое в день Пятдесятницы? ко Иудеям: к таким тоесть людям, которые были всегда жестоковыйны и жестокосерды. Всегда учению Христову противились, почитали оное обманом, вере их противным, и государству вредным. Почему во всю жизнь Его гнали, дотоле, как уже зверскими воплями испросили Его на распятие, и умертвили. Сверьх сего представьте себе оную великую привязанность, какую каждый народ, и каждый человек имеет к вере своей. Но Иудеи пред всеми народами на земли в том были ревностнее. Уверены были сильнейшим образом, что их вера была им дана от Самого Бога, что она утверждена многими чудесами, что все их обычаи и узаконения прямо рукою Божиею начертаны, и что всякая другая вера на земли, настоящая ли где нибудь, а кольми паче вновь появляемая, есть одно нечестие.

К таковым-то людям Петр в сей день слово свое простирал. Ктоб мог, не только надеяться увидеть, но ктоб дерзнул только помыслить, чтоб сии люди, за всем тем, одного человека одною речью и в один день, или так сказать, в один час так переменились, что вдруг оставили свою жестокость и зверство, оставили все свои обычаи и закон, и приняли веру Того, Котораго сами гнали и распяли. Сие чудо мне кажется быть гораздо большее, нежели говорить разными языки, нежели хромых и слепых исцелять, нежели мертвых воскрешать. Ибо все сии чудеса доказывали только силу Божию, которая над людьми действовала, как соизволяла. Но когда человек сердце свое переменяет, тогда сила Божия состоит в том, что она приводит человека, дабы он сам над собою творил чудеса, так как бы мертвый сам себя воскресил. Таковое то чудо произвел дар слова, коим в сей день Дух Святый одарил Апостолов.

Мы служители церкве: но в тоже самое время, мы и служители слова. Ибо, да со Апостолом скажу, горе нам, аще не благовествуем (1 Кор. гл. 9, ст. 16). Но о сколь далеко отстоит дар нашего слова, от Апостольскаго онаго дара! Проповедуем мы на сих священных местах; да и проповедуем не в один день, и не один раз, но многократно, и во многие дни; однако не только, что три тысячи людей, но едва ли и одного приобретаем Христу. Вопием мы здесь многократно противу прелести раскольническия, и кажется сильнейшими резонами доказываем истинну, и обличаем ложь; однако со всем тем не только три тысячи, но едва и одного или другаго заблуждающаго в истинне уверить можем. Изобличаем мы здесь разные пороки, страсть невоздержания, роскоши, пиянства, сребролюбия и прочие, но не только три тысячи людей, но едва и один или другой от слова нашего исправляется.

Какая тому причина? не тоже ли самое слово мы провозглашаем, какое произносил святый Петр в день сей? не сильные ли мы представляем резоны, ясно открывающие вред порока и страсти? не Тот же ли есть Дух Святый и тогда и ныне вся во всех действующий? не таже ли есть сила слова Божия, которая не может прейти, хотяб прешли небо и земля? О! мои слушатели! О мои проповедания слова Божия сотрудники! Слово наше есть растворенно глаголом Божиим: сила его сама по себе есть таже: действие Духа Святаго никаким временем не есть ограничено: но иное есть состояние проповедника и слушателей, учителей и учеников, нынешняго времени. Прежде скажем мы о проповедниках; а потом о слушателях.

Слово Божие говорит, что Дух Святый в душу зловратную не входит (Прем. гл. 1, ст. 4). Здесь Дух Святый разумеется о разных и безсчисленных действиях Его. Мы теперь скажем о едином Его действии и даре слова, что Он, по выше сказанному свидетельству, в душу развратную не входит.

Кто к великому проповеди служению себя приуготовляет, тот обучается в юности своей словесным наукам и правилам красноречия. Сие есть полезное и нужное дело. Ибо чем кто просвещеннее имеет о вещах понятие, тем слово его будет полнее и основательнее. А при том потребно заимствовать правила слога красноречиваго от тех, которые особливым талантом слова были одарены, и сами в том чрез долгое время со славою упражнялися. Но в сем ли состоит и все дело? Ах нет! мы многие примеры и видели и видим, что простым и не хитросложным словом иные более действия в сердцах человеческих произвели, нежели другие витийственным и сложенным по всем правилам красноречия. Какая тому причина? Есть та, что Дух Святый в душу злотворную не входит. При даре слова, и при знании всех правил красноречия, зело и необходимо потребна добрая совесть, честность нравов, и сердце благочестия и страха Божия исполненное. Сии то великие свойства дают всю силу и действие слову, поелику в таковой учителя душе присутствует и Сам Дух Святый со всеми Своими дарами.

Да и самая вещь то свидетельствует. Ибо как возможно, чтоб не имеющий в сердце своем страха Божия учитель, мог другаго возбудить ко благочестию? Как возможно, чтоб тот отвел других от неправедной корысти, который обожает в душе своей идола сребролюбия? Как возможно, чтоб тот невоздержнаго мог привести к трезвости, котораго мозг всегда наполнен парами пиянственными? Нет! такому учителю слушатель без обиновения может сказать: врачу! исцелися прежде сам. Да и самыя школьныя правила научают, что ежели проповедник желает привести других в движение, наперед сам то движение должен в себе почувствовать. Без сего слово будет не действительно, и до глубины сердца слушателева не достигнет. Да не надеются высокомерные словесники на один изобильный ток слов: когда при том добродетели в сердце своем не стяжали. Мудрость в одних словах, а не в делах состоящая, давно осуждена истинною Божиею. Погублю, возглашает Сам Бог, премудрость премудрых, и разум разумных отвергу. Где премудр? где книжник? где словесник мира сего? (1 Кор. гл. 1, ст. 19, 20). Да о сем же самом и Спаситель исповедуется пред лицем Отца Своего: исповедаюся Тебе Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных, и открыл еси та младенцем (Лук. гл. 10, ст. 21). И так, дабы слово учителя духовнаго было действительно, надобно, чтоб оно утверждалось на честности совести и непорочности нравов. И сие о учителях.

Что же надлежит до слушателей и учеников, то в сем потребно общее всеми принятое правило: чтоб проповедник и слушатель имели едино намерение: тоесть, один учить, а другой научен быть. Естьли кто приходит слушать проповедника, чтоб только усладиться его словом, то он выходит из храма с одним сим тщетным приобретением, что слух свой усладил приятностию слова: но сия сладость остановившись во ушах, до глубины сердца не проникла. Или выходит из храма еще и со грехом. Ибо услышав слово, хотя впротчем ни истинне ни нравам не противное, но не сладко-сложенное или произнесенное, осуждает проповедника, и осмеяниями своими его уничижает. Нет! Слушателю не с другим каким намерением надлежит приходить в священное училище сие, как вообразив прежде со вниманием свои недостатки, пороки и грехи, искать чрез слово учительское в них исправления; и не столько взирать на сладость слова, сколько на силу глагола Божия. Златая ли будет труба или медная, равно по ней чистая вода протекает.

Изъяснив мы, и вы сие поняв, не должны удивляться, что Петр в сей день одним словом толикое множество в веру обратил. Не столько слово его действовало; сколько священная души его добродетель, из коего источника сия струя проистекла. Да и слушатели те не столько искали красноречия в слове, сколько исправления своих нравов, и осиянны быть лучшим светом веры. Таковыя Петровы и слушателей его свойства соединенные вкупе произвели великое оное чудо.

Ежели и мы учители, и вы слушатели, по сим следам поступать будем, того же действия Духа Святаго удостоимся, каковому мы ныне во святом Петре и обращенных от него удивлялися, и которое празднественно прославляем в день сей. Аминь.

Говорено в Троицкой Лавре Маия
19 дня 1784 года.



Оглавление

Богослужения

29 июля 2021 г. (16 июля ст. ст.)

Сщмч. Афиногена епископа и десяти учеников его (ок. 311). Мч. Павла и мцц. Алевтины (Валентины) и Хионии (308). Мч. Антиоха врача (IV). Мц. Иулии девы (V или VII). Память святых отцов IV Вселенского Собора (451). Блж. Матроны Анемнясевской, исп. (1936); сщмч. Иакова, архиеп. Барнаульского, и с ним сщмчч. Петра Гаврилова и Иоанна Можирина пресвитеров, прмч. Феодора Никитина (1937); прмч. Ардалиона Пономарева (1938). Чирской (Псковской) иконы Божией Матери (1420).
05:30  Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают: игум. ДОРОФЕЙ, ФИЛИПП, НИКАНДР, КРОНИД, АВВАКУМ; иером. ВАДИМ, ИПАТИЙ, СПИРИДОН, АЛЕКСИЙ, ФЕОДОР
Предтеченский храм
06:30  Ранняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.