Троицкий синодик. День памяти архимандрита Матфея (Мормыля, † 2009)

15 сентября 2019 г. исполнилось 10 лет со дня преставления приснопамятного архим. Матфея (Мормыля), постриженника и многолетнего насельника обители прп. Сергия, профессора Московских духовных школ, а также легендарного регента лаврского братского хора. Предлагаем вниманию наших читателей статью насельника Троице-Сергиевой Лавры архим. Макария (Веретенникова), повествующую о жизненном пути этого уникального человека.


Самородок нашего времени

В утренней предрассветной мгле 15 сентября 2009 г. двенадцать ударов лаврского колокола печально возвестили о кончине насельника Троице-Сергиевой обители, знаменитого регента архим. Матфея, заслуженного профессора МДА. Он отошел ко Господу на 72-м году жизни после продолжительной болезни. 

Архим. Матфей (в миру – Лев Васильевич Мормыль) родился 5 марта 1938 г. в ст. Архонской в Северной Осетии в семье крестьян. Крещен был 15 апреля 1938 г. в православном Ильинском храме города Орджоникидзе. В сентябре 1945 г. поступил в среднюю школу в станице Архонской, которую окончил в 1955 г. с оценками «хорошо» и «отлично». С 20 июля 1955 г. по 25 июля 1956 г. он был псаломщиком в Александро-Невском молитвенном доме ст. Архонской Ставропольской епархии.

 

Начало духовному образованию архим. Матфея было положено в Ставропольской ДС, в которую он поступил в 1956 г. сразу во второй класс. Окончил он Семинарию по первому разряду, в его характеристике говорится: «Хороший нравственный юноша. Старательный. Способный. Был регентом семинарского хора». По окончании Семинарии он короткое время был псаломщиком в Никольском храме города Ессентуки и в том же 1959 г. поступил в МДА. 11 сентября 1961 г. студент III курса академии Лев Мормыль подал прошение ректору прот. Константину Ружицкому, испрашивая благословение перейти «в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, оставаясь в то же время студентом родной нашей Академии». Он поступил в Лавру вместе с Сергеем Лозинским [1]. Монашеский постриг студента Л. Мормыля совершил 19 декабря 1962 г. наместник Лавры архим. Пимен (Хмелевский), назвав его во имя ап. еванг. Матфея. Отец Матфей особо чтил своего небесного покровителя и всегда в день памяти ап. Матфея торжественно совершал Всенощное бдение и Божественную литургию, а на клиросе пел хор, мастерством которого он жил.

30 марта 1963 года он был рукоположен в храме Антиохийского подворья архиепископом Леонидом Можайским (Поляковым) в сан иеродиакона. С 1961 года – уставщик и старший регент хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, руководитель объединенного хора Лавры и Московской Духовной академии и семинарии. В 1963 году он окончил Академию, успешно защитив кандидатскую диссертацию на тему: «Воскресение Христово в изложении русских богословов-апологетов» (Загорск. Троице-Сергиева Лавра, 1962-1963 уч. год. 274 стр.).

Был оставлен в качестве преподавателя по Церковному уставу. Распоряжением от 6 декабря 1963 года И.В. Воробьев был освобожден от ведения уроков Священного Писания во втором классе Семинарии, которые были поручены иерод. Матфею. В письме на имя Патриарха Алексия I от 26 марта 1964 г. за подписью ректора Академии прот. Константина Ружицкого и секретаря Совета Академии прот. Алексия Остапова испрашивалось благословение на рукоположение преподавателя иерод. Матфея в сан иеромонаха. «Иеродиакон Матфей состоит преподавателем Церковного устава и Священного Писания Ветхого Завета в Семинарии, а также регентом правого хора. Наместник Троице-Сергиевой Лавры архим. Пимен поддерживает данное ходатайство Академии». 17 марта последовала резолюция: «Согласен ПА». 29 марта 1964 г. в Покровском академическом храме иерод. Матфей был рукоположен в сан иеромонаха еп. Варфоломеем (Гайдаровским).

В 1964 г. Академия отмечала 150-летие своего пребывания в обители прп. Сергия, и на престольный праздник Покрова 14 октября 1964 г. молодой преподаватель был награжден Патриаршей грамотой [2]. В это время нагрузка о. Матфея была такова: дежурный преподаватель на будних службах в Академическом храме в праздничные дни он управлял вторым академическим хором [3]. В Лавре управлял любительским смешанным хором, братским хором. С июля 1961 г. управлял народным хором, который пел ежедневные ранние Литургии в Трапезном храме. 1 августа 1963 г. он назначен регентом лаврского хора. 22 ноября 1964 г. наместник архим. Пимен издал распоряжение, в котором говорилось: «В целях улучшения монастырского клиросного пения старшим регентом Троице-Сергиевой Лавры назначается иером. Матфей (Мормыль). Помимо управления братским хором в обязанности о. Матфея входит всестороннее наблюдение за строгостью, благоговейностью и церковностью клиросного пения в Лавре, а также устройство систематических спевок с братией из числа поющих на клиросе». 14 декабря 1964 г. на Филаретовском акте иером. Матфей прочел доклад «Митр. Филарет (Дроздов) и Московская духовная академия» [4].

24 апреля 1965 г. троицкий насельник был награжден наперсным крестом, 18 апреля 1968 г. возведен в сан игумена. В 1968 г. Русская Церковь праздновала 50-летие восстановления Патриаршего Престола в России. На торжества прибыли Предстоятели автокефальных Церквей. Иерусалимский Венедикт наградил игум. Матфея орденом Святого Креста Иерусалимской Церкви, а Патриарх Алексий I – орденом блгв. кн. Владимира III степени. В 1969 г. Совет Академии выразил благодарность о. Матфею «за труды в подготовке и проведении Конференции представителей всех религий в СССР за сотрудничество и мир между народами, проходившей в Троице-Сергиевой Лавре с 1 по 4 июля 1969 г.». 25 апреля 1970 г. была получена последняя награда от Патриарха Алексия I – крест с украшением.

«25 февраля 1970 г. исполнилось 100 лет со дня освящения академического храма. 17 февраля после полдника в актовом зале состоялось открытое заседание Совета Академии, посвященное этому юбилею. С докладами выступили игум. Матфей – «О духовном значении храма»...»

В 1971 г. на Поместном Соборе Русской Церкви был избран новый Предстоятель Русской Церкви – Патриарх Пимен. Совет МДА на своем заседании от 14 июня выразил о. Матфею благодарность за «участие в работах по подготовке и проведению Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 г.». 11 июля 1971 г. ректор Академии епи. Дмитровский Филарет возвел его в сан архимандрита в академическом Покровском храме. В Указе от 14 ноября 1971 г. архим. Матфей был назначен [5] «Определением Его Святейшества... уставщиком и главным регентом Троице-Сергиевой Лавры и одновременно регентом правого хора».

С 1963 по 1974 гг. о. Матфей преподает в Семинарии Церковный устав, Священное Писание Ветхого и Нового Завета, литургику. При этом ведется постоянная работа с хором. М.X. Трофимчук так описывает выступление хора на Филаретовском вечере в Академии в 1967 г.: «Объединенный хор Лавры и академии под управлением отца Матфея (Мормыля) исполнил несколько церковных песнопений». Это выступление явилось генеральной репетицией в присутствии Патриарха Алексия перед грамзаписью [6].

С 1969 по 1974 гг. он был одновременно преподавателем Регентского класса. В 1972 г. был подготовлен сборник «Песнопения осмогласия для мужского хора Обиходного распева». На обороте титульного листа указаны имена составителей: Архим. Матфей (Мормыль), свящ. Алексий Ширинкин, Матвеев Н.В., Трофимчук М.X. Текст был перефотографирован, отпечатан, фотографии склеены и переплетены. Данный сборник является поныне учебным пособием для студентов Семинарии.

За пожертвованные в библиотеку Академии книги архим. Матфею в 1972 г. была выражена благодарность: «Совет Московской Духовной академии и семинарии приносит Вам сердечную благодарность за пожертвование в библиотеку нашей Академии». Позднее, в 1974 г. ему вместе с игум. Макарием (Васькиным) и архидиак. Борисом (Бален-де-Балю) Советом Академии была выражена благодарность «за работу в библиотеке». В 1974-1977 гг. архим. Матфей был благочинным Лавры. Ко дню святой Пасхи в 1979 г. был награжден Патриаршей грамотой. С мая месяца 1983 г. и до последних дней архим. Матфей являлся членом духовного собора Лавры.

С 1983 г. читал лекции по литургике в Академии (I и II к), а также Священное Писание Нового Завета (IV к). На итоговом совещании педсовета Академии в 1984 г. было объявлено о присуждении архим. Матфею звания доцента. В декабре 1984 г. подал прошение в Совет Академии об утверждении темы магистерской диссертации «Двунадесятые праздники: история и богословие». В этом контексте можно рассматривать тему его доклада на академическом акте в 1984 г.: «Эортология и богословие Рождества Христова» (ЖМП. 1985. № 1. С. 71-78; №2. С. 64-66). В 1985 г. МДА, история которой восходит к Славяно-греко-латинской академии, праздновала свое 300-летие. Отец Матфей к этому торжеству был удостоен Патриаршей грамоты.

В 1987 г. в Академии в день летней памяти прп. Сергия прошла конференция, посвященная 350-летию со дня основания Троице-Сергиевой Лавры [7]. Отец Матфей выступил на ней с докладом «Литургические традиции Троице-Сергиевой Лавры», который затем был опубликован в «Богословских трудах» (М., 1989. Сб. 29. С. 195-200). В связи с этим юбилеем Патриарх Пимен наградил о. Матфея орденом прп. Сергия II степени, а еще ранее – орденом кн. Владимира II степени (1976 г.)

В рамках празднования 1000-летия Крещения Руси в Русской Церкви в различных странах прошли научные конференции и праздничные мероприятия. Евангелическая Церковь Германии провела научную конференцию в мае 1987 г. в Тутцинге. На конференцию были приглашены различные ученые, «которые благодаря своим историческим, философским и теологическим публикациям пользуются огромной репутацией среди экспертов и членов нашей Церкви», – говорится в присланном архим. Матфею в 1986 г. письме-приглашении. При этом подчеркивалось, что к таким ученым относится и он.

В год празднования 1000-летия Крещения Руси Святейший Патриарх Пимен своей резолюцией от 31 января утвердил архим. Матфея в звании профессора в связи с пятидесятилетием. Сразу после юбилейных торжеств архим. Матфей 9 июня 1988 г. был удостоен высокой патриаршей награды – правом ношения второго креста, который возложил на него митр. Ростовский Владимир.

В январе 1988 г. последовала поездка в Израиль для концерта в связи с проведением выставки, посвященной 1000-летию Крещения Руси. Следующая поездка во Святую Землю была в 2000 г. в связи с празднованием 2000-летия христианства. Хору под управлением о. Матфея рукоплескали во Франции, Германии. В странах Западной Европы познакомились с лучшими традициями русского церковно-певческого искусства. Приходилось петь и на Патриарших богослужениях в Москве, а также в других городах и епархиях. В 2001 г. с 14 по 16 сентября «хор Троице-Сергиевой Лавры и Московской духовной академии под управлением архим. Матфея сопровождал Святейшего Патриарха Алексия II в его поездке по Тульской епархии» [8].

В письме Святейшему Патриарху Алексию II от администрации Вологодской области от 06.07.93 говорится: «Позвольте выразить Вам нашу искреннюю признательность за ту духовную радость, которую мы испытали во время посещения Вологодской земли братским хором Троице-Сергиевой Лавры, который по Вашему благословению дал жителям Вологодчины прикоснуться к великому наследию русской духовной музыкальной культуры. Выступления хора оставили в памяти всех, кто имел счастье его слышать, неизгладимые воспоминания о встрече с той частью русской культуры, к которой наш народ был лишен возможности прикоснуться долгое время».

В именинном поздравлении ректор Академии еп. Дмитровский Филарет писал в 1993 г.: «Вместе с самыми теплыми благопожеланиями выражаю Вам чувства глубокой признательности и благодарности за Ваш многолетний и преподавательский труд в Московских духовных школах и не менее самоотверженный труд главного регента Лавры прп. Сергия. Ваша педагогическая и регентская деятельность снискала Вам глубокое уважение как среди нашей учащейся молодежи, братии Лавры, так и среди широких кругов церковной общественности Москвы и далеко за ее пределами».

Святейший Патриарх Алексий II в своем письме архим. Матфею от 29 июня 2004 г. писал: «Сердечно благодарю Вас и возглавляемый Вами хор за участие в праздничном концерте, состоявшемся 11 июня с. г. в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя по случаю празднования Нашего 75-летия и Дня Патриаршей интронизации. Своим мастерством Вы сделали этот вечер праздником духовного единения как церковных, так и светских людей. Концерт произвел на всех присутствовавших неизгладимое впечатление, стал поистине кульминацией юбилейных торжеств». Патриарх Алексий II наградил о. Матфея орденом блгв. кн. Даниила Московского III степени (1998 г.) в связи с 60-летием и свт. Макария, митр. Московского II степени (2008 г.) в связи с 70-летием. С 2004 г. о. Матфей является заслуженным профессором МДА. В последние годы он возглавлял церковно-практическую комиссию в Академии.

В наше время в результате канонизаций Русской Церкви прославлено множество отечественных святых, которым необходимо составлять службы. Для этого решением Синода от 16 октября 1989 г. была учреждена Синодальная богослужебная комиссия во главе с митр. Харьковским Никодимом, в состав которой был включен архим. Матфей. 27 декабря 1995 г. она была реорганизована и ее председателем стал епископ Орехово-Зуевский Алексий. Будучи членом Синодальной богослужебной комиссии, архим. Матфей принимал активное участие в составлении служб новоканонизованным святым. Требования к составляемым богослужебным текстам многосторонни – необходимость соответствия содержанию жизнеописания святого, стилистика церковнославянского языка, соответствие гимнографического текста особенностям церковного пения. Поэтому, чтобы отшлифовать новосоставленный литургический текст, его порой бывает необходимо пропеть. Во всем этом активно участвовал лаврский регент, уставщик, знаток Церковного устава – архим. Матфей.

В конце XIX – начале XX в. в Лавре подвизался иером. Нафанаил [9], гармонизации которого исполняются ныне хорами Лавры и Академии. Теперь мы можем сказать, что в конце XX – начале XXI в. в Лавре подвизался архим. Матфей, который много сделал для создания современного репертуара монастырского пения [10]. В этом отношении плодотворным было его сотрудничество с церковным композитором о. Сергием Трубачевым († 1995). «Архимандрит Матфей был первым слушателем и рецензентом его сочинений. Для хора о. Матфея были созданы отдельные песнопения из служб Погребения Пресвятой Богородицы, Пассии, Последования Царских часов, Рождества Христова и Утрени Великого Пятка <...> Вместе с о. Матфеем были написаны песнопения к службе в память 1000-летия Крещения Руси» [11].

В 2007 г. произошло объединение нашей Церкви с Зарубежной. На личном уровне у о. Матфея такое объединение произошло значительно раньше. Он давно уже общался с зарубежным духовенством, происходил обмен нотными произведениями, встречи и т.д.

...Гроб с телом почившего был установлен в Духовском храме, где братия постоянно читала Святое Евангелие. 18 сентября после братского молебна гроб был перенесен в Успенский собор. Божественную Литургию служили Ректор Академии архиеп. Верейский Евгений, Наместник Лавры архиепископ Феогност, еп. Барнаульский Максим, еп. Брянский Феофилакт, еп. Саратовский Лонгин, еп. Гатчинский Амвросий, еп. Бронницкий Тихон и епископ Серафим. Молились архиепп. Владимирский и Суздальский Евлогий и Орехово-Зуевский Алексий, а также братия Лавры и множество духовенства и все учащиеся Московских Духовных школ.

Перед началом отпевания архиеп. Феогност произнес слово. Он подчеркнул, что у старцев есть духовные дети, ученики. Старчество о. Матфея было особенным. Он был верным чадом Церкви Христовой, он был правдив, не лукавил, был искренним, научив многих церковному пению. Мы благодарны Богу за его пример. Не все приехали сегодня в Лавру на отпевание о. Матфея, но во многих епархиях сегодня молятся о упокоении его души. Затем он зачитал соболезнование Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, священноархимандрита Троице-Сергиевой Лавры:

«Ваше Высокопреосвященство!

Скорбью отозвалось в моем сердце известие о кончине одного из старейших насельников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архим. Матфея (Мормыля). Отец Матфей на протяжении многих десятилетий нес послушание в стенах обители прп. Сергия, не словом, но самим делом являя пример христоподражательного подвига терпения, любви и твердости в вере.

Его труды на ниве сохранения и преумножения сокровищ духовного пения, участие в работе по составлению служб новопрославленным святым нашей Церкви стяжали ему уважение не только среди братии Лавры, но и далеко за пределами монастыря.

Заботами почившего пастыря братский хор Лавры получил поистине мировую известность, став еще в советские годы ярким свидетельством преемства монашеского подвига, соединенного с творческим осмыслением традиций церковного регентства и хорового исполнительского мастерства. В эпоху гонений на веру и Церковь это было одной из самых действенных форм проповеди православной веры как в нашем Отечестве, так и по всему миру.

Покойный немало сил и времени уделял подготовке будущих пастырей. На протяжении многих лет он щедро делился с воспитанниками семинарии и студентами академии знаниями в области Нового Завета, Церковного устава и церковного пения.

Длительное время он мужественно и стойко боролся со своим недугом, черпая силы в молитве и возлагая упование на милость Божию, памятуя, что "надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Рим 5, 5).

В этот печальный день возношу сугубые молитвы Владыке жизни и смерти, моля Его, дабы Он даровал верному Своему рабу архимандриту Матфею упокоение от трудов праведных и вселил его душу "на месте злачнем и прохаднем".

Выражаю соболезнование Вам, владыко Феогност, всем насельникам Троице-Сергиевой Лавры и всем, кто лично знал покойного пастыря и ревностного инока.

Вечная память новопреставленному рабу Божию архим. Матфею.

+ Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси».

На отпевании архим. Матфея пел братский хор, академический, а также женский состав смешанного хора Лавры.



Перед выносом гроба литию совершил архиеп. Евлогий, затем – шествие вокруг Успенского собора. Перед преданием тела земле литию совершил архиеп. Алексий Орехово-Зуевский, затем – еп. Саратовский Лонгин. В конце братский хор исполнил песнопения Пасхи, стихиры русским святым, текст которых составил свт. Афанасий (Сахаров; † 1962), а о. Матфей положил их на ноты подобна «Доме Еврафов». Погребен почивший о. архимандрит у Духовского храма в Лавре. На табличке на дубовом кресте надпись гласит: «Архимандрит Матфей (Мормыль). 5.03.1938 – 15.09.2009 г.» [12]. Во время последовавшей затем поминальной трапезы зачитывались поступившие в Лавру телеграммы с соболезнованиями. После кончины о. Матфея на радиостанции «Радонеж» прошел ряд передач о нем.


Архимандрит Матфей (Мормыль)

Архим. Матфей управлял лаврскими хорами Троице-Сергиевой Лавры более 40 лет. С ним связана целая эпоха в истории русского богослужебного пения. Своими неустанными трудами он преумножил многие таланты, дарованные ему от Господа. Его творческий путь был наполнен большими трудами, начинаниями и свершениями. Начиная с конца 60-х гг. XX в. он украсил важнейшие церковные торжества песнопениями праздничных концертов, а также записями грампластинок. Не имея специального образования, но горя любовью к Богу, он не только максимально развил свой талант, но и сумел воспитать как первоклассных регентов и певцов студентов, которые впоследствии стали архипастырями и пастырями нашей Церкви. Нотные сборники песнопений, составленные о. Матфеем, имеются ныне во многих православных храмах и монастырях Русской Церкви, а также и зарубежья.



Могила архим. Матфея. Фото 2010 г.

Он не только учил петь, но более всего прививал любовь к богослужению, учил жизни во Христе. Несмотря на свою требовательность и подчас суровость по отношению к певчим, о. Матфей любил их отеческой любовью и они отвечали ему тем же. Как необыкновенно звучал хор под его руководством! Только этому хору присуща стилистическая манера, созданная о. Матфеем. Этот стиль – совершенно особенный; молитвенный дух сразу охватывает всякого человека, слышащего этот хор, поющий поистине едиными усты и единым сердцем. Его личность и творческое наследие несомненно станут предметом тщательного изучения в последующее время.

Вечная память архимандриту Матфею!


Источник: Макарий (Веретенников), архим. Честнии друзи Божии: Сб. ст. к 60-летию автора и к 15-летию его сотрудн-ва в журнале «Альфа и Омега». – М., 2011. С. 276-288.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Принял монашество с именем Марк. Скончался игум. Марк (Лозинский) в 1973 г.

[2] Трофимчук М.X. Академия у Троицы. Воспоминания о Московских духовных школах. – СТСЛ, 2005. С. 277.

[3] Там же. С. 270.

[4] Там же. С. 282.

[5] Там же. С. 330.

[6] Там же. С. 316-317.

[7] Там же. С. 491.

[8] Впечатления студента-хориста см. в журнале «Встреча» (2002. № 1(15). С. 63).

[9] См. о нем: Голубцов С., протодиак. Жизнь и судьба иером. Нафанаила // Труды Московской регентско-певческой семинарии 2002-2003. Наука. История. Образование. Практика муз. оформления Богослужения. Сб. ст., воспомин., архивн. докум. – М., 2006. С. 148-158; Нафанаил (Бочкало), иером. Всенощное бдение. – СТСЛ, 2009. С. 8-15.

[10] Укажем некоторые подготовленные им издания: Последование Страстей Христовых. Утреня Великого Пятка. Для однородного хора / Сост. архим. Матфей (Мормыль). – М., 1997. 104 с.; Всенощное бдение. Неизм. песнопения для монастырских хоров / Сост. архим. Матфей (Мормыль). – ТСЛ, 1999. 492 с. Книга имеет надзаголовок: «Посвящается 2000-летию Рождества Христова. Из репертуара Свято-Троицкия Сергиевы Лавры». С таким же надзаголовком издано «Акафистное пение Иисусу Сладчайшему» / Сост. архим. Матфей (Мормыль). – ТСЛ, 1999. 47 с.; Песнопения Страстной Седмицы. Нотн. сб. для монастыр. хоров / Сост. архим. Матфей (Мормыль). – ТСЛ, 2000. 424 с.; Песнопения Постной Триоди. Нотн. сб. для монастыр. хоров / Сост. архим. Матфей (Мормыль). Ч. 1: Подготовит. недели к Великому Посту, Ч. 2: Первая седмица Великого Поста, Ч. 3: Пассии. – ТСЛ, 2000. 269 с.; Последование Страстей Христовых. Утреня Великого Пятка. Для однородного хора / Сост. архим. Матфей (Мормыль). – Изд. 2-е исправл. – М., 2003. 107 с.; Песнопения Божественной Литургии для однородного хора / Сост.: архим. Матфей, игум. Никифор. – СТСЛ, МДА, 2006. 175 с.

[11] Трубачев С., диак. Полн. собр. Богослуж. песнопений. – М., 2007. Т. 1. С. 8.

[12] По прошествии некоторого времени деревянный крест был заменен на новый, из черного гранита. На его горизонтальной перекладине выгравированы слова пасхального приветствия: «Христос Воскресе!».

Фото из медиаархива Троице-Сергиевой Лавры


15 Сентября 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...