Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архим. Илии (Рейзмира) в Неделю 7-ю по Пятидесятнице. Исцеление и вера

Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архим. Илии (Рейзмира) в Неделю 7-ю по Пятидесятнице. Исцеление и вера

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры! Хорошо ли быть слепым? Разумеется, нет. Вот и Господь исцеляет двух слепцов. Хорошо ли быть немым и бесноватым? Разумеется, нехорошо, вот и Господь исцеляет бесноватого немого. А после этого Он исцелил еще многих и многих. Все это узнаём мы из сегодняшнего евангельского чтения.

Воскресив дочь Иаира, Спаситель вышел из его счастливого дома, сопровождаемый толпой народа. За Ним следовали неотступно двое слепых и в простоте сердца громко кричали: «Помилуй нас, умилосердись над нами, Иисус, Сын Давидов!, [1] столь всеми желаемый, так давно всеми ожидаемый, Мессия наш!..» Но Господь как будто не обращал на них внимания, пока не пришли в тот дом, где было Его место пребывания. «Для чего же Христос заставил слепых идти за Собою? — спрашивает святитель Иоанн Златоуст и отвечает: — Для того, чтобы и в этом случае научить нас убегать человеческой славы». [2] Он ведет их в дом в намерении исцелить их наедине. Это видно из того, что после исцеления он не велел никому об этом рассказывать. Это также обличает и иудеев: слепые, будучи лишены зрения, принимают веру только на слух, а иудеи, видя чудеса и воочию уверяясь в действительности их, поступают совершенно иначе. Об усердии слепых можно судить по их крику и по их желанию. «Как Богу слепые взывают: "Помилуй нас!" — замечает блаженный Феофилакт, — а как человеку: "Сыне Давидов"». [3] Но Господь не спешит исполнить их просьбу. Теперь он желал, чтобы народ, после стольких чудес, больше внимал Его божественному учению, нежели дивился Его чудесам. А для слепых это молчание Господа служило испытанием и доказательством их веры.

Когда же Он пришел в дом, вслед за Ним вошли слепые и с дерзновением приступили к Нему. [4] «Господь большею частью исцелял только по просьбе, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — чтобы не подумали, что Он из честолюбия Сам ищет случая творить такие чудеса, и чтобы показать, что исцеляемые Им были достойны исцеления. У Него самое человеколюбие несколько соизмеряется с верою исцеляемых». [5] И говорит им Иисус: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» [6] (Что могу исцелить вас от слепоты). Спаситель, как сердцеведец Бог, и веру знал, и благоговение слепых видел; однако вопрошал их для того, чтобы нам показать, что без веры не дается человеку благодать. «Не сказал Христос, — замечает святитель Иоанн Златоуст, — веруете, что Я могу умолить Отца Моего, могу испросить у Него, но сказал: веруете ли, что Я могу это сделать?» И они ответили Ему: «Ей, Господи!» От всего сердца веруем. Уже называют Его не Сыном Давидовым, а Господом. Тогда Господь коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. [7] И этими словами укрепляет их веру, показывает, что они сами участвовали в своем исцелении». [8] И тотчас открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал, [9] что это чудо совершил над вами Я. Господь постоянно дает нам совершеннейшие образцы человеческих действий, согласующихся с законом Божиим. Он располагает к тому, чтобы подражать Ему и в мыслях, и в чувствах, и в поступках.

Когда же исцеленные слепые выходили, то привели к Спасителю человека немого, бесноватого. [10] «Бывает немота от природы, иногда от несчастных случаев повреждения речи, но эта болезнь, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — была неестественная, а происходила от диавольского злоумышления. Поэтому и нужно было, чтобы беснуемого привели другие». [11] Бес связал его язык, а с языком и душу; он не мог просить ни сам за себя, ни через других, а потому Господь и не спрашивает его о вере, но немедленно исцеляет его, по вере тех, которые привели его. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. [12]

Дорогие братия и сестры, из этих примеров, да и из всего Евангелия мы знаем, насколько действительно благ Господь. Он не оставляет без внимания беды человеческие, болезни, изъяны в людях и то там, то здесь избавляет их от напастей. И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. [13] Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. [14] Как это хорошо! Какая радость, как сладостно знать, что благ Господь!

Но всех ли больных Господь исцелил? Всех ли бесов изгнал? Всех ли мертвых воскресил? Только очень немногих. Почему? Из сегодняшнего евангельского повествования мы видим, что Господь исцелял только тех, кто по вере к Нему обратился. Только с помощью веры человек может быть по-настоящему здоровым, и притом веры в Самого Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, Который есть Путь, Истина и Жизнь. Вот в Ком Источник нашей силы, нашего здоровья и нашей жизни. И приблизиться к этому Источнику воды живой, и пить из него мы можем только посредством нашей веры. По словам некоторых учителей Церкви, вера — это простертая рука человека, простертая, чтобы принять от Бога Его благодатные дары. Вера — это, конечно, и наше духовное зрение, и наш духовный слух, без чего мы и, не видя, видим и, не слыша, слышим.

Что же мы должны видеть и слышать? Христа — божественную Истину, ибо Христос есть не только Жизнь, но и Путь и Истина.

Таким образом, вера есть не только путь к телесному здоровью, но и путь к познанию Истины, той Истины, Которая учит нас право жить, показывает, что такое духовное здоровье, полагающее основу и здравию телесному. Господи Иисусе Христе, Сыне Бога Живого! Сотвори и над нами чудеса, о которых мы слышали в святом Твоем Евангелии. Как даровал Ты свет очам двум слепым, так просвети мысленные очи душ наших, да познаем Твою силу и истину. Так же, как отверз Ты уши глухого, отверзи слух и нашей души, да услышим Твое небесное и душеспасительное учение. Как исцелял когда-то всякую болезнь и немощь, исцели и ныне многоразличные страсти каждого из нас. Сыне Давидов, помилуй нас! Аминь.

Источник: Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2010. С. 248-251


ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Мф. 9, 27.

[2] Свт. Иоанн Златоуст. Толкование... Т. 1. Беседа 32. С. 348.

[3] Блж. Феофнлакт, архнеп. Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея. М., 1996. С. 133-134.

[4] Мф. 9, 28.

[5] Свт. Иоанн Златоуст. Толкование... Т. 1. С. 349.

[6] Мф. 9, 28.

[7] Мф. 9, 29.

[8] Свт. Иоанн Златоуст. Толкование... Т. 1. С. 349.

[9] Мф. 9, 30.

[10] Мф. 9, 32.

[11] Свт. Иоанн Златоуст. Толкование... Т. 1. С. 349.

[12] Мф. 9, 33.

[13] Мф. 9, 35.

[14] Мф. 11, 28.


STSL.Ru


4 Августа 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Издание Указа Павлом I о возведении Вифанской пустыни в степень монастыря 2-го класса и утверждении при нем Духовной семинарии
Издание Указа Павлом I о возведении Вифанской пустыни в степень монастыря 2-го класса и утверждении при нем Духовной семинарии

Указом императора Павла I в 1797 году Спасо-Вифанской пустыни был дарован статус мужского монастыря 2-го класса со штатом в 16 монашествующих. Тогда же был устроен порядок, согласно которому настоятелем Вифанского монастыря считался наместник Лавры, а непосредственное управление монастырем осуществлял Вифанский казначей.

Уволен на покой
Уволен на покой

22 мая по 1694 года по указу царей-соправителей Иоанна и Петра Алексеевичей уволен на покой во Владимирский Рождественский монастырь архимандрит Лавры Викентий.

Встреча царя Михаила Феодоровича Романова в Троицком монастыре
Встреча царя Михаила Феодоровича Романова в Троицком монастыре

3 марта 1613 г. в Москве на Великом Земском и Поместном соборе произошло долгожданное событие: Михаил Федорович Романов (1596-1645) был избран русским царем. 23 апреля того же года государь прибыл в с. Сватково, недалеко от Сергиева Посада. Перед Святыми вратами Троице-Сергиева монастыря состоялась торжественная встреча царя монастырской братией во главе с архимандритом Дионисием (Зобниновским, 1570-1633). Последнюю седмицу апреля Михаил Романов проживал в монастыре преподобного Сергия.

Первая Пасха
Первая Пасха

21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года.

Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители

20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест.