Православный месяцеслов соединяет земное бытие с небесным

    Важной составляющей нашей культуры и нашего сознания является православный ме­сяцеслов, связанный с богослужением, а также с нашей культурой и историей. Православный месяцеслов, т.е. годовой цикл христианских праздников, был принесен на Русь вместе с хрис­тианством. Месяцеслов — это организующее начало нашего бытия, нашего времени. Указан­ное под каждым числом года имя святого — это конкретная историческая личность, осущест­вившая своими трудами и подвигами на этой земле евангельские заповеди, примеру которых подражает верующий человек.

    На протяжении истории, начиная с Креще­ния Руси в 988 году, православный месяцеслов пополняется новыми праздниками. Любовь рус­ского народа к Богоматери выразилась в уста­новлении в XII веке праздника Покрова; к святителю Николаю — праздника перенесения его мощей в Бари в XI веке. Появляются также празднования в честь первых русских святых страстотерпцев Бориса и Глеба († 1015). В день памяти Крестителя земли Русской - князя Вла­димира произошла знаменитая Невская битва. Церковь чтит также благоверных князей-воите­лей, живших в последующее время, — Александ­ра Невского († 1263), Довмонта Псковского († 1299), Димитрия Донского († 1389) и др. Од­новременно Церковь чтит память страдальцев за веру - благоверного князя Михаила Черни­говского и его боярина Феодора, пострадавших в Орде в 1246 году, а также благоверного князя Романа Рязанского зверски замученного тата­рами в 1270 году.

    У истоков православной Москвы стоит князь, основавший монастырь и принявший в нем монашество, — благоверный князь Даниил — преподоб­ный Даниил († 1303; пам. 4 марта). Его монас­тырь первым стал возрождаться в конце XX ве­ка. Знамением нашего времени является уста­новление памятников историческим и церковным деятелям. Образ князя Даниила ныне воплощен в бронзе и украшает площадь в Москве, назван­ную его именем.

    Русская Церковь чтит также память своих Предстоятелей — святителей Петра, Алексия, Иону, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена и Ти­хона, прославляя каждого в отдельности и одной общей соборной памятью. Она была установле­на Патриархом Иовом и первоначально включа­ла только три имени - святителей Петра, Алексия и Ионы. Затем по ходатайству святителя Инно­кентия († 1879; пам. 31 марта) Святейший Си­нод включил в этот лик святителя Филиппа. В год празднованием 300-летия Дома Романовых был канонизирован Патриарх Ермоген, имя кото­рого было добавлено к лику. Наконец, в 1997 году синодальным решением было упорядочено поми­новение Московских чудотворцев, и в их лик бы­ли включены имена новоканонизированных свя­тых - святителей Макария, Иова и Тихона. Они содействовали духовному просвещению, станов­лению государственности. Патриархи Иов († 1606; пам. 19 июня) и Ермоген († 1612; пам. 17 февраля) энергично противодействовали разру­хе государства в XVII веке. Их подвиг продол­жал в XX столетии Святейший Патриарх Тихон († 1925; пам. 25 марта).

    Церковный Месяцеслов — хранитель наци­ональной исторической памяти, он отражает различные вехи русской истории. Скорбь о погибших воинах на Куликовом поле в 1380 году запечатлелась в ежегодной Димитриевской роди­тельской субботе. Почитание Донской и Гребневской икон Богоматери связано с битвой на Кули­ковском поле в 1380 году.

    В летописи говорится о принесении в Моск­ву из Владимира иконы Богоматери в 1395 году во время опасности Тамерланова нашествия. Будучи гоним Богоматерью, он оставил преде­лы Московские, и стольный град был спасен от неминуемого разорения. На месте встречи чу­дотворного образа, спасшего стольный град от Тамерлана, был основан Сретенский монастырь, ставший в последующее время символом борь­бы русского народа с диким врагом.

    Затем икона была возвращена во Влади­мир, но в Москве остались копии с чудотворно­го образа. В 1480 году последовало второе принесение ее в Москву, оставшееся не зафиксиро­ванным в летописях. 23 июня 1480 года, когда икону встречали в Москве, князь Иоанн III выступил с войском в Коломну. Ра­дость освобождения Русской земли от золотоордынского ига — это празднование в честь Вла­димирской иконы Богоматери (23 июня). Но хан Ахмат бежал с реки Угры, уйдя от гене­рального сражения, в ноябре, а датой праздно­вания освобождения Руси от золотоордынского ига стало принесение чудотворного образа в Москву.

    Интересна история литургического про­славления окончания Смуты в Московском го­сударстве в начале XVII века. В Речи Посполитой не признали избрание Московским царем Михаила Романова, и в Россию двинулся с войс­ком королевич Владислав, с ним также был Патриарх Игнатий. Но завоевать Москву он не имел достаточно сил, и поэтому в канун праздника Покрова от стен Белого города Москвы был от­ражен приступ королевских войск. Это послу­жило утверждению новой династии и явилось знаком окончания Смутного времени. Поэтому в это время получает распространение строитель­ство Покровских храмов. В 1648 году 21 октяб­ря — это канун освобождения Москвы от засев­ших в Кремле поляков — во время всенощного у царя Алексия Михайловича родился наследник младенец Димитрий. В связи с этим царь пове­лел установить празднование в честь Казанской иконы Богоматери по всей России. 

    Таким образом, первона­чально окончание Смутного времени связыва­лось с праздником Покрова, затем — с праздни­ком в честь чудотворного образа Казанской Бо­гоматери (22 октября). При русском посольстве, заключившем в 1617 году Столбовский мир со шведами, находилась точная копия Тихвинской иконы Богоматери. Тихвинская икона — покровительница северо-западных ру­бежей нашей державы.

    Перед Смоленской иконой «служили благо­дарственные молебны; перед нею главнокоман­дующий с войском со слезами молили о спасе­нии России. Накануне Бородинской битвы эту икону носили для укрепления духа воинов по всему лагерю». В XX веке «Киев — мать рус­ских городов — был освобожден в день праздно­вания Казанской иконы». Празднование чудот­ворных Богородичных икон — это вехи борьбы русского народа за свою национальную незави­симость.

    Некоторые исторические события тесно связаны с церковным календарем и имеют опре­деленное мистическое значение. Наполеон пе­решел Неман и вступил в пределы России в сре­ду 12 мая 1812 года. Это была первая среда пос­ле праздника Троицы, когда во всех храмах читались слова апостола Павла из Послания к Римлянам: Братия! Открывается гнев Божий... (Рим. 1, 18—27). Один автор в связи с этим пишет: «Мы знаем теперь конец Наполеона, зане обратилась к покаянию и вере отцов Русь Православная. Не столько силою войск, не ге­нием Кутузова, а искупительной жертвой святой Москвы, подъемом веры и молитвы и... мороза­ми и снегами лютой зимы двенадцатого года бы­ла сокрушена мощь беззаконного вершителя судеб Европы». Можно провести параллель с XX веком. Русские святые — это наши ближай­шие ходатаи пред Богом о нашей стране, о на­шем народе. Каково же было отступление от Бо­га, если именно в день памяти Всех святых в земле Российской просиявших, 22 июня 1941 года, «Киев бомбили и нам объявили...». А в день отречения последнего императора России Николая II († 1918; пам. 5 июля) в Коломенском было явление чудотворной иконы Державной Богоматери, изображенной восседающей на троне с Богомладенцем и с короной на главе.

    Православный месяцеслов имеет большое морально-воспитательное значение. Его жиз­ненно-практическое осмысление определяло весь уклад и ритм жизни наших предков. Наблю­дательный ум и меткий язык русского человека синтезировал природные явления и церковный календарь: «На Григория Никийского иней на стогах — к мокрому году»; «В Сретенье зима с летом встретилась», «Какова погода на Срете­нье, такова и весна будет», «Весна до Благове­щения — много морозов впереди».

    В советское время предпринимались гро­мадные усилия для построения нового мира. Не обошла советская идеология и вопросы кален­даря. На наших глазах создавался новый меся­цеслов, лишенный глубинных национальных корней. При этом, например, традиционное по­читание святых подвижников, покровителей тех или иных ремесел, было заменено профессио­нальными праздниками. Создание нового кален­даря взамен старого явилось составной частью в привитии народу атеистического сознания.

    Месяцеслов постоянно развивается. В до­революционное время встречаются издания ре­гиональных календарей, где указаны празднова­ния в честь местных святых и чудотворных икон. Уже в наше время при Патриархе Пимене (1971-1990) были установлены особые дни для празднования Соборов местных, епархиальных, святых. Важным явлением нашего времени яви­лось прославление новомучеников Российских, совершенное в новоосвященном Храме Христа Спасителя в Москве 20 августа 2000 года.

    Начало славянской культуры и письменнос­ти положили святые равноапостольные братья Кирилл († 869; пам. 14 февраля) и Мефодий († 885; пам. 11 мая). Их памяти и всенародное праздно­вание ныне возрождается и является событием нашего времени: в Москве ежегодно совершается крестный ход на Славянскую площадь к их памятнику, а Дни славянской письменности про­ходят в древнейших городах России. Продолжа­телем трудов славянских первоучителей на Руси был святитель-миссионер епископ Стефан Пермский († 1396; пам. 26 апреля), создавший зы­рянскую азбуку. Его духовным другом был вели­кий светильник духа преподобный Сергий Ра­донежский († 1392; пам. 25 сентября), благословив­ший князя Димитрия на Куликовскую битву.

    Православный месяцеслов — это, конечно, не учебник истории, но его воспитательное зна­чение весьма велико. Он несет в себе глубинные пласты нашего исторического сознания, органи­зуя наше земное бытие и соединяя его с небес­ным. Наши молитвы к святым угодникам, мо­литвенное обращение к ним является духовной поддержкой верующему человеку.


Источник: архимандрит Макарий (Веретенников). Заметки о православной вере. - СПБ., 2011. С. 90–100.


9 Ноября 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...