Православный месяцеслов соединяет земное бытие с небесным

    Важной составляющей нашей культуры и нашего сознания является православный ме­сяцеслов, связанный с богослужением, а также с нашей культурой и историей. Православный месяцеслов, т.е. годовой цикл христианских праздников, был принесен на Русь вместе с хрис­тианством. Месяцеслов — это организующее начало нашего бытия, нашего времени. Указан­ное под каждым числом года имя святого — это конкретная историческая личность, осущест­вившая своими трудами и подвигами на этой земле евангельские заповеди, примеру которых подражает верующий человек.

    На протяжении истории, начиная с Креще­ния Руси в 988 году, православный месяцеслов пополняется новыми праздниками. Любовь рус­ского народа к Богоматери выразилась в уста­новлении в XII веке праздника Покрова; к святителю Николаю — праздника перенесения его мощей в Бари в XI веке. Появляются также празднования в честь первых русских святых страстотерпцев Бориса и Глеба († 1015). В день памяти Крестителя земли Русской - князя Вла­димира произошла знаменитая Невская битва. Церковь чтит также благоверных князей-воите­лей, живших в последующее время, — Александ­ра Невского († 1263), Довмонта Псковского († 1299), Димитрия Донского († 1389) и др. Од­новременно Церковь чтит память страдальцев за веру - благоверного князя Михаила Черни­говского и его боярина Феодора, пострадавших в Орде в 1246 году, а также благоверного князя Романа Рязанского зверски замученного тата­рами в 1270 году.

    У истоков православной Москвы стоит князь, основавший монастырь и принявший в нем монашество, — благоверный князь Даниил — преподоб­ный Даниил († 1303; пам. 4 марта). Его монас­тырь первым стал возрождаться в конце XX ве­ка. Знамением нашего времени является уста­новление памятников историческим и церковным деятелям. Образ князя Даниила ныне воплощен в бронзе и украшает площадь в Москве, назван­ную его именем.

    Русская Церковь чтит также память своих Предстоятелей — святителей Петра, Алексия, Иону, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена и Ти­хона, прославляя каждого в отдельности и одной общей соборной памятью. Она была установле­на Патриархом Иовом и первоначально включа­ла только три имени - святителей Петра, Алексия и Ионы. Затем по ходатайству святителя Инно­кентия († 1879; пам. 31 марта) Святейший Си­нод включил в этот лик святителя Филиппа. В год празднованием 300-летия Дома Романовых был канонизирован Патриарх Ермоген, имя кото­рого было добавлено к лику. Наконец, в 1997 году синодальным решением было упорядочено поми­новение Московских чудотворцев, и в их лик бы­ли включены имена новоканонизированных свя­тых - святителей Макария, Иова и Тихона. Они содействовали духовному просвещению, станов­лению государственности. Патриархи Иов († 1606; пам. 19 июня) и Ермоген († 1612; пам. 17 февраля) энергично противодействовали разру­хе государства в XVII веке. Их подвиг продол­жал в XX столетии Святейший Патриарх Тихон († 1925; пам. 25 марта).

    Церковный Месяцеслов — хранитель наци­ональной исторической памяти, он отражает различные вехи русской истории. Скорбь о погибших воинах на Куликовом поле в 1380 году запечатлелась в ежегодной Димитриевской роди­тельской субботе. Почитание Донской и Гребневской икон Богоматери связано с битвой на Кули­ковском поле в 1380 году.

    В летописи говорится о принесении в Моск­ву из Владимира иконы Богоматери в 1395 году во время опасности Тамерланова нашествия. Будучи гоним Богоматерью, он оставил преде­лы Московские, и стольный град был спасен от неминуемого разорения. На месте встречи чу­дотворного образа, спасшего стольный град от Тамерлана, был основан Сретенский монастырь, ставший в последующее время символом борь­бы русского народа с диким врагом.

    Затем икона была возвращена во Влади­мир, но в Москве остались копии с чудотворно­го образа. В 1480 году последовало второе принесение ее в Москву, оставшееся не зафиксиро­ванным в летописях. 23 июня 1480 года, когда икону встречали в Москве, князь Иоанн III выступил с войском в Коломну. Ра­дость освобождения Русской земли от золотоордынского ига — это празднование в честь Вла­димирской иконы Богоматери (23 июня). Но хан Ахмат бежал с реки Угры, уйдя от гене­рального сражения, в ноябре, а датой праздно­вания освобождения Руси от золотоордынского ига стало принесение чудотворного образа в Москву.

    Интересна история литургического про­славления окончания Смуты в Московском го­сударстве в начале XVII века. В Речи Посполитой не признали избрание Московским царем Михаила Романова, и в Россию двинулся с войс­ком королевич Владислав, с ним также был Патриарх Игнатий. Но завоевать Москву он не имел достаточно сил, и поэтому в канун праздника Покрова от стен Белого города Москвы был от­ражен приступ королевских войск. Это послу­жило утверждению новой династии и явилось знаком окончания Смутного времени. Поэтому в это время получает распространение строитель­ство Покровских храмов. В 1648 году 21 октяб­ря — это канун освобождения Москвы от засев­ших в Кремле поляков — во время всенощного у царя Алексия Михайловича родился наследник младенец Димитрий. В связи с этим царь пове­лел установить празднование в честь Казанской иконы Богоматери по всей России. 

    Таким образом, первона­чально окончание Смутного времени связыва­лось с праздником Покрова, затем — с праздни­ком в честь чудотворного образа Казанской Бо­гоматери (22 октября). При русском посольстве, заключившем в 1617 году Столбовский мир со шведами, находилась точная копия Тихвинской иконы Богоматери. Тихвинская икона — покровительница северо-западных ру­бежей нашей державы.

    Перед Смоленской иконой «служили благо­дарственные молебны; перед нею главнокоман­дующий с войском со слезами молили о спасе­нии России. Накануне Бородинской битвы эту икону носили для укрепления духа воинов по всему лагерю». В XX веке «Киев — мать рус­ских городов — был освобожден в день праздно­вания Казанской иконы». Празднование чудот­ворных Богородичных икон — это вехи борьбы русского народа за свою национальную незави­симость.

    Некоторые исторические события тесно связаны с церковным календарем и имеют опре­деленное мистическое значение. Наполеон пе­решел Неман и вступил в пределы России в сре­ду 12 мая 1812 года. Это была первая среда пос­ле праздника Троицы, когда во всех храмах читались слова апостола Павла из Послания к Римлянам: Братия! Открывается гнев Божий... (Рим. 1, 18—27). Один автор в связи с этим пишет: «Мы знаем теперь конец Наполеона, зане обратилась к покаянию и вере отцов Русь Православная. Не столько силою войск, не ге­нием Кутузова, а искупительной жертвой святой Москвы, подъемом веры и молитвы и... мороза­ми и снегами лютой зимы двенадцатого года бы­ла сокрушена мощь беззаконного вершителя судеб Европы». Можно провести параллель с XX веком. Русские святые — это наши ближай­шие ходатаи пред Богом о нашей стране, о на­шем народе. Каково же было отступление от Бо­га, если именно в день памяти Всех святых в земле Российской просиявших, 22 июня 1941 года, «Киев бомбили и нам объявили...». А в день отречения последнего императора России Николая II († 1918; пам. 5 июля) в Коломенском было явление чудотворной иконы Державной Богоматери, изображенной восседающей на троне с Богомладенцем и с короной на главе.

    Православный месяцеслов имеет большое морально-воспитательное значение. Его жиз­ненно-практическое осмысление определяло весь уклад и ритм жизни наших предков. Наблю­дательный ум и меткий язык русского человека синтезировал природные явления и церковный календарь: «На Григория Никийского иней на стогах — к мокрому году»; «В Сретенье зима с летом встретилась», «Какова погода на Срете­нье, такова и весна будет», «Весна до Благове­щения — много морозов впереди».

    В советское время предпринимались гро­мадные усилия для построения нового мира. Не обошла советская идеология и вопросы кален­даря. На наших глазах создавался новый меся­цеслов, лишенный глубинных национальных корней. При этом, например, традиционное по­читание святых подвижников, покровителей тех или иных ремесел, было заменено профессио­нальными праздниками. Создание нового кален­даря взамен старого явилось составной частью в привитии народу атеистического сознания.

    Месяцеслов постоянно развивается. В до­революционное время встречаются издания ре­гиональных календарей, где указаны празднова­ния в честь местных святых и чудотворных икон. Уже в наше время при Патриархе Пимене (1971-1990) были установлены особые дни для празднования Соборов местных, епархиальных, святых. Важным явлением нашего времени яви­лось прославление новомучеников Российских, совершенное в новоосвященном Храме Христа Спасителя в Москве 20 августа 2000 года.

    Начало славянской культуры и письменнос­ти положили святые равноапостольные братья Кирилл († 869; пам. 14 февраля) и Мефодий († 885; пам. 11 мая). Их памяти и всенародное праздно­вание ныне возрождается и является событием нашего времени: в Москве ежегодно совершается крестный ход на Славянскую площадь к их памятнику, а Дни славянской письменности про­ходят в древнейших городах России. Продолжа­телем трудов славянских первоучителей на Руси был святитель-миссионер епископ Стефан Пермский († 1396; пам. 26 апреля), создавший зы­рянскую азбуку. Его духовным другом был вели­кий светильник духа преподобный Сергий Ра­донежский († 1392; пам. 25 сентября), благословив­ший князя Димитрия на Куликовскую битву.

    Православный месяцеслов — это, конечно, не учебник истории, но его воспитательное зна­чение весьма велико. Он несет в себе глубинные пласты нашего исторического сознания, органи­зуя наше земное бытие и соединяя его с небес­ным. Наши молитвы к святым угодникам, мо­литвенное обращение к ним является духовной поддержкой верующему человеку.


Источник: архимандрит Макарий (Веретенников). Заметки о православной вере. - СПБ., 2011. С. 90–100.


9 Ноября 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Превращение Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость
Превращение Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость

В годы правления Ивана Грозного придавалось большое значение превращению Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость, имевшую важное значение на северных подступах к Москве.

Распоряжение императрицы
Распоряжение императрицы

Летом 1732 года в Троице-Сергиевой Лавре шло строительство каменной церкви «над гробом святаго преподобнаго Михея Радонежскаго, ученика святаго преподобнаго отца Сергия…». Возвести храм распорядилась императрица Анна Иоанновна во время своего последнего визита в обитель.

Публичное наказание на Красногорской площади
Публичное наказание на Красногорской площади

29 июня (н. ст.) 1746 года на Красногорской площади перед въездными в Лавру Успенскими воротами состоялось публичное наказание плетьми нескольких человек. Они были пойманы с чужим имуществом 18 мая, на следующий день после сильнейшего в истории города пожара. Приговор вынес Учрежденный Собор Лавры. Он имел право административной и судебной (кроме уголовных дел) власти над жителями окружавших обитель Троицких слобод.

Новая паперть Успенского собора
Новая паперть Успенского собора

28 июня (н. ст.) 1781 года началась разборка старой паперти перед Успенским собором. Ее планировалось заменить каменным крыльцом в соответствии с фасадом, утвержденным владыкой Платоном. Строительство крыльца завершилось в сентябре того же года

В память о спасении императора
В память о спасении императора

28 июня (н. ст.) 1868 года наместник Лавры архимандрит Антоний освятил устроенный в Вифании при митрополичьих покоях домовый храм в честь Нерукотворенного Спасова образа. Надпись над входом гласит: «Устроися храм Всемилостивого Спаса в память двукратного дивного сохранения от опасности Государя Императора Александра Николаевича 1866 г. Апреля 4-го и 1887 г. Мая 25-го дня».