Митрополит Николай (Ярушевич). Ангелы

Митрополит Николай (Ярушевич). Ангелы

Слово, сказанное в Михаило-Архангельской церкви села Никольского Московской области

Сегодня радостный, дорогой для православного верующего сердца день: праздник в честь св. Архистратига Михаила и всего небесного воинства.

В Символе веры, в первых его словах, мы говорим так: «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». Мы исповедуем, что Бог наш, в Которого мы веруем, сотворил мир видимый и невидимый. Мир невидимый — это те святые ангелы, чествовать которых мы сегодня собрались, это — верные слуги Божии, охранители и воспеватели славы Божией, наши руководители, заступники и молитвенники о нас.

Для наших телесных очей это — мир невидимый. Но из слова Божия, из истории нашей Церкви мы знаем не только о пребывании святых ангелов в надземном мире, но и о соприсутствии их с нами на земле. Мы знаем и то, что и телесным очам человека был открыт этот невидимый мир, когда Богу угодно было ангелов делать вестниками Своей воли людям и глашатаями божественных истин.

Так, и начало, и конец земного подвига Господа нашего Иисуса Христа,— говорят нам священные страницы Евангелия, — связаны с явлениями ангелов людям.


Архангел Михаил, попирающий дьявола. 1676. Симон Ушаков

Вы знаете, что за шесть месяцев до Рождества Христова родился Предтеча Господень Иоанн, этот величайший аскет и подвижник, пламенный проповедник покаяния, звавший людей к вере в Того, Кто «идет за ним» (Мф. 3, 11). Кто был вестником о рождении Иоанна Предтечи? Ангел. Ангел явился отцу его Захарии в те минуты, когда Захария совершал каждение в храме, и сказал ему о том, что у него родится сын, которого он назовет Иоанном и который будет велик перед Богом (Лк. 1, 13—15).

Пришло время родиться на земле Сыну Божию, Который принимал на себя плоть и душу человеческие для спасения погибавшего в грехах человечества. В бедную хижину в Назарете, где проживала Дева Мария, «вошел» Архангел Гавриил и, исполняя повеление Божие, возвестил Ей о рождении от Нее Спасителя мира, назвав Ее «благословенной между женами» (Лк. 1, 28).

Когда обручник Девы Марии Иосиф смутился, увидев, что Дева готовится быть матерью и не знал, как это понять, — ведь ему еще не была открыта тайна рождения Сына Божия, — ангел во сне сказал ему: «Не бойся принять Марию, жену твою: ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго (Мф. 1, 20).

Наступила благословенная ночь рождения на земле Спасителя. Перед изумленными пастухами, пасшими свои стада невдалеке от Вифлеемской пещеры, где лежал Новорожденный Богомладенец, предстал ангел и сообщил им о священном событии: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2, 10—11). И, как говорит святой евангелист, тотчас после этих слов ангела пастухи услышали пение в небе множества «явившихся» ангелов: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2, 14).

Спустя немного дней после этого священного события ангел во сне повелел Иосифу бежать с Младенцем и Матерью Его в Египет, и через некоторое время, уже «после смерти Ирода», опять ангел во сне передал Иосифу волю Божию: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца» (Мф. 2, 20).

Приближались последние часы земной жизни Господа Иисуса Христа. Накануне своей крестной смерти Он молился в Гефсиманском саду до кровавого пота и, по словам евангелиста, Ему явился ангел и подкреплял Его в минуты этой молитвы, этих страданий (Лк. 22, 43).

Спустилась на землю вторая благословенная и светозарная ночь, когда Господь, как Бог Всемогущий, как Победитель смерти, воскрес из мертвых. Под утро этой ночи к священной гробнице поспешно шли мироносицы, чтобы исполнить долг своей любви к Умершему — помазать тело благовонным миром — и не нашли этого тела в гробу. Они увидели ангела, вестника воли Божией, проповедника божественных тайн, который сказал им: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь: Он воскрес, как сказал» (Мф. 28, 5—6).

Через сорок дней приблизилось и последнее прощание Воскресшего Господа со Своими учениками. На вершине Елеонской горы апостолы поклонялись Возносящемуся Господу и с благоговением и изумлением смотрели в небо, куда возносился, скрываясь от их телесных глаз, Воскресший Христос. И им явились в эти минуты два ангела, ободряя в их разлуке с Учителем и Господом словами: «Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 11).

Вот видите, сколько раз, когда нужно было открыть волю Божию, сообщить тайны Божии, ободрить и успокоить людей, ангелы открыто являлись людям.

С тех пор прошло много веков. Мы собираемся на молитву в своих святых православных храмах. Вы слышите, как поет в них Св. Церковь: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат». И в другом своем песнопении она говорит: «Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми».

О чем нам проповедуют слова этих церковных молитв? Они содержат веру Св. Церкви в то, что ангелы незримо соприсутствуют с нами за нашим богослужением и соучаствуют в наших молитвах. Окружая, по учению слова Божия, день и ночь небесный Престол Господень и воспевая славу Божию, они незримо и неслышимо для нас шелестят своими крыльями и около земных престолов наших храмов. Тьмы тем святых ангелов окружают Святую Чашу, когда священник появляется с нею в царских вратах, потому что в этой Чаще пребывает Сам Господь со Своим Божественным Телом и со Своей Животворящей Кровью. Они присутствуют в храмах Божиих во время нашего богослужения не только для прославления Господа: они помогают нам в наших слабых молитвах и, укрепляя в нас самый дух молитвы, относят наши просьбы и вздохи к Престолу Божию.

Мы слишком грешны и грязны своим сердцем, чтобы видеть это пребывание ангелов в храме, но тем, кто чист сердцем, дано было это видеть. Когда преподобный Серафим в Великий Четверг совершал божественную Литургию, будучи диаконом, и, произнося слова «и во веки веков», повернулся, как положено, к народу, — он замер от изумления: он увидел в воздухе Господа, Который шел от западных врат к алтарю, окруженный бесчисленным небесным воинством. Вы знаете, что в начале X века за всенощной накануне того дня, который впоследствии стал праздником Покрова Пресвятой Богородицы, св. Андрей Христа ради юродивый увидел в воздухе Божию Матерь с раскрытым над молящимися людьми покровом. Она была окружена апостолами и другими святыми и великим множеством ангелов. Когда преподобный Сергий совершал Литургию, некоторые из его братий видели стоящего около него и вместе с ним соучаствующего в богослужении ангела.

За каждым богослужением нашим вы слышите такое прошение: «Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим». В этом прошении мы просим у Господа, чтобы не отлучался от нас наш ангел-хранитель. Эти слова молитвы всегда напоминают нам о той радости, какой удостаивает православных Своих детей Господь: ведь каждому из нас в святые минуты крещения дается Богом ангел-хранитель, чтобы быть нашим руководителем, «верным наставником и хранителем душ и телес наших».

Все вы знаете слова 90-го псалма Давида: «Ангелом Своим заповесть о тебе сохраните тя во всех путех твоих» (Пс. 90, 11). В этом псалме пророк Давид говорит о том, что Бог хранит каждого, кто прибегает под Его защиту. Этот псалом наизусть знают многие православные люди и повторяют про себя эти святые слова во время опасности. В приведенных словах мы исповедуем веру в то, что нас охраняют святые ангелы.

Все, что есть в нас доброго, чистого, светлого, всякая хорошая мысль, всякое доброе движение сердца, молитва, покаяние, добрые дела, — все это в нас рождается и совершается по внушению незримого ангела-хранителя. Действуя через нашу совесть и наше сердце, это он удерживает нас от греха и соблазна, это он помогает нам бороться с искушением, это он внушает нам страх перед тяжким грехопадением. Если мы не слушаемся его голоса и падаем в грехах, он на время нашей нераскаянности отходит от нас, плачет о нас, просит за нас Бога, чтобы Он потерпел и помедлил со Своим наказанием, заслуженным нами, и в то же время не перестает стучаться в нашу совесть с целью пробудить покаяние.

По учению нашей веры, ангел-хранитель предстанет перед каждым из нас в таинственную священную минуту смерти, когда душа будет разлучаться с телом, и, если мы того своею жизнью будем достойны, будет сопровождать нас в поклонении Богу в третий, девятый и сороковой день по кончине и не оставит нас во всем нашем загробном бытии.

О, мы знаем, что увидим ангелов и в последний день этого мира, в день последнего и страшного Божьего Суда. Ведь сказано в слове Божием: «Когда приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей» (МФ. 25, 31) И в другом месте говорится: «Пошлет Сын Человеческий ангелов Своих и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззакония» (Мф. 13, 41).

О том же мы знаем из той притчи Христовой о плевелах и пшенице, которую по Уставу церковному положено читать за божественной службой 8-го ноября. Какие в этой притче есть грозные для грешников слова: «И во время жатвы Я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их». «Жатва есть кончина века, а жнецы суть ангелы» (Мф. 13, 30 и 39). Как страшно стать теми плевелами, которые будут подвергнуты сожжению огнем!

И какие сладкие для истинных чад Божиих слова слышим мы в этой притче: «А пшеницу уберите в житницу Мою» (Мф. 13, 30). Какое счастье ожидает тех, кого Господь сравнил с пшеницей: «Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13, 43).

Вот видите, мои дорогие: все то, что открыто нам в слове Божием и в учении нашей веры об ангелах, говорит нам о самом священном долге всей нашей жизни, о самом важном и нужном для каждого из нас, о том, для чего Господь и дает жизнь каждому из нас: о нашем вечном спасении. Ангелы — это служители нашего спасения.

Явления ангелов в дни земной жизни Господа Иисуса Христа говорили и говорят людям о том, что Сын Божий сходил на грешную землю для того, чтобы Своею кровавою смертью спасти людей, дать каждому, кто пойдет за Ним, право на вечные радости, открыть перед каждым из нас двери блаженного Небесного Царства.

Учение нашей веры о том, что ангелы сопребывают с нами в храме во время богослужения, о том, что каждому из нас от дня святого крещения дан ангел-хранитель, всегда напоминает нам о том, что мы не одиноки на своем пути к этим дверям Царства Небесного, в своих трудах в деле спасения своей бессмертной души. С нами наши незримые руководители и помощники в этом святом деле, охраняющие нас от всяких бед, болезней, внезапной смерти, искушений, грехопадений и от заслуженного каждым из нас гнева Божия, — святые ангелы.

Сказание о последнем дне этого мира и о Страшном Суде и об участии в нем ангелов вызывает в нашем сердце священный страх перед мыслью о вечной гибели грешника и благоговейное умиление при мысли о том, какой блаженный конец ожидает каждого, кто потрудится над спасением своей души. Кратко говоря, святые ангелы зовут нас к спасению наших душ, возбуждая в нас память об этой цели и венце всех наших забот, мыслей и трудов, и помогают нам на этом пути.

Нет и не может быть ничего ужаснее для человека, нет ничего, что могло бы возбуждать больший страх и трепет в сердце нашем, чем вечная смерть, вечная гибель нашей бессмертной души. Вот почему, всю свою жизнь готовясь к вечности, спасая свою душу, мы должны оберегать ее от грязи греховной, от падений и, особенно, таких, из которых по немощам нашим трудно восставать. Апостол Иоанн Богослов говорит, что есть грехи к смерти и грехи не к смерти (1 Ио. 5, 16). Последние это те, в которые мы легко впадаем по слабости своей душевной, и которые мы спешим скорее оплакать и смыть со своей совести слезами раскаяния. Грехи же к смерти это те упорные и многолетние наши грехи, пороки и страсти, с которыми мы живем часто целые годы, может быть всю жизнь, не торопясь или не находя в себе сил отречься от них и забывая о том, что они имеют силу навсегда разлучить нас с Господом. Ведь вы знаете слово апостола Павла: «Не обманывайтесь: ни блудники... ни воры... ни пьяницы Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9—10).

Так не медлите же, грешные души православные, с покаянием, спешите к ногам Божиим, пока мы еще живем на земле, с горячей мольбой о помощи в избавлении от грехов и о прощении в содеянных нами грехах.

Спасая свои души, мы должны их украшать тою вечной и нетленной красотой, в какой они должны предстать перед Богом и в какой они смогут быть достойными небесного пира, приуготовленного Господом для Своих верных чад. Эта красота души составляется из смирения, чистоты, терпения, дел любви. Мы должны любить своего ближнего: прощать обиды, не осуждать, уметь сострадать, утешить плачущего, поддержать малодушного, протянуть руку помощи неимущему. Ведь любовь — это первая и наибольшая заповедь нашего христианского закона. Спасать свою душу — это значит учиться с терпением переносить все невзгоды, лишения, бедствия, болезни нашей жизни земной, веря в непреложное слово Христа Спасителя: «Претерпевший до конца спасется» (Мф. 10, 22). Спасать свою душу — значит с благоговением, страхом Божиим, верою и любовью причащаться Святых Таин Христовых, веруя, как сказал Спаситель: «Ядуший Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» и «пребывает во Мне и Я в нем» (Ио. 6, 54 и 56).

Ангелы возвестили людям рождение Христа Спасителя и Его Воскресение. Ангелы руководят нами на пути нашего вечного спасения. Ангелы пребудут с нами в бесконечных веках, если мы будем удостоены вечного общения с Богом. Напоминая себе обо всем этом, пусть каждый из нас услышит в своем верующем сердце голос святых ангелов Божиих, с которым они обращаются к нам: спасать для вечности наши грешные души. К этому зовет нас и вся наша св. вера.

Из жития св. апостола Иоанна Богослова вы знаете, что, когда он состарился, когда по немощи своей он не мог произносить поучений в храме, но велел каждый день его приносить в храм Божий, — он повторял народу неизменно одни и те же слова: «Дети, любите друг друга!». Когда его спрашивали, почему он неизменно повторяет эти слова, он отвечал: потому что в них заключена сущность всего христианского закона, в них указан главный путь ко спасению.

Я хочу напомнить вам сейчас о другом старце — подвижнике V века, преподобном Варсонофии. Когда и он ослабел телесно и не был в силах учить народ, а народ к нему стекался за словом наставления, ибо велика была его слава во всем тогдашнем православном мире, — он своими старческими, уже почти холодеющими устами каждому из приходящих говорил одно и то же: «Дети мои, спасайте свои бессмертные души». Как говорит нам его ученик, написавший его житие, слова этого предсмертного завещания в устах еле живого старца производили огромное впечатление на посетителей. Их с трепетом выслушивали молодые христиане, приходившие к старцу, и в юных сердцах эти слова пробуждали сознание того, что спасение души надо начинать смолоду, оберегая душу от грязи житейской, что никогда не рано начинать человеку это священное дело. От этих слов умирающего подвижника, по словам его ученика, перерождались грешники и давали Богу обет исправления. Волновали эти слова и сердца стариков, которые, оглядываясь на прожитую жизнь, плакали о том, что их долгая жизнь была бесплодной для Царства Небесного, для величайшего на земле дела спасения своей души.

Говоря о служении ангелов делу нашего спасения и о их зове к этому, повторяя сейчас заветы св. учителей Церкви, я прошу Господа о том, чтобы Он помог вам, мои дорогие, открыть свои сердца навстречу этим призывам ко спасению.

Будем молить наших небесных покровителей и хранителей жизни нашей — святых ангелов о том, чтобы они укрепляли нас на этом святом пути. Ведь нет ничего страшнее, чем вечная гибель души, и нет ничего блаженнее для человека, как «войти в вечную радость Господа своего».

Митрополит Николай

Источник: журнал Московской Патриархии, № 12, 1947 г.



21 Октября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...