Храм Всех святых - под покровом Богородицы

Среди желтеющих берез и опадающей листвы храм Всех святых в Сергиевом Посаде выглядит еще более ярким и нарядным. Храм недавно обновили. Ремонт закончили к юбилейным торжествам преподобного Сергия Радонежского, ведь храм Всех святых является подворьем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и его возведение изначально связано с именем Преподобного.

По преданию Всехсвятская церковь стоит на том месте, куда 17 мая 1746 года во время большого пожара в Лавре и в слободах вынесли для сохранения мощи преподобного Сергия Радонежского. Местность к северо-востоку от Лавры в то время была свободна и легко сообщалась с обителью через плотину Конюшенного пруда и Каличьи ворота. Пожар опустошил южную часть и центр Посада вместе с южной половиной монастыря. В память о пожаре 1746 года на одной из стен сооруженной церкви была изображена Лавра в огне.

История у храма интересная. Сначала построили часовню, потом на ее месте – церковь, уже каменную. Строительство велось тщанием прихожан трех окрестных церквей: Воскресенской, Ильинской и Рождественской. Особое усердие в строительстве проявил кукуевский крестьянин Г. А. Ломов, который за свое усерднейшее храмолюбие почитаем был даже митрополитом Филаретом (Дроздовым) и ктиторы этих церквей, которые были людьми зажиточными. Здание построили в стиле ампир. В июле 1840 года к церкви был пристроен придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Освящал его наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Антоний (Медведев).

Эти ктиторы попросили наместника Лавры архимандрита Антония (Медведева), чтобы он через митрополита Филарета Дроздова добился разрешения хоронить рядом с храмом братию Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, а также тех людей, которые скоропостижно умирали в Лавре в богадельнях, в странноприимных домах. И была традиция – на каждой могиле сажать березку, даже если могила была безымянная. Были и такие случаи, когда человек умирал на улице, приехав в Лавру на богомолье и никто не знал его имени. Так возле храма возникла целая березовая роща, некоторым деревьям больше ста лет.

В советское время после изгнания из Лавры троицкие монахи стали посещать Всехсвятскую церковь. Молился здесь и поселившийся на Штатной последний наместник дореволюционной Лавры архимандрит Кронид (Любимов). Он часто приходил к могиле последнего старца Смоленской Зосимовой пустыни, о. Алексия Зосимовского, похороненного у алтарной стены. Сейчас на месте его захоронения стоит памятный крест. Его хорошо видно отовсюду. Этот знаменитый на всю Россию старец (в миру Федор Алексеевич Соловьев) в 1917 году был избран членом Всероссийского Поместного Собора. И ему было предоставлено почетное право в храме Христа Спасителя вынуть жребий, определивший избрание митрополита Московского Тихона Белавина на Московский Патриарший престол. В последние годы старец проживал в нашем городе. Скончался он 19 сентября 1928 года на 83-м году жизни. Во время похорон его гроб под проливным дождем несли на руках от дома до храма Петра и Павла, потом из церкви до Кукуевского кладбища. Отпевали старца 40 священников. В те страшные годы это было рискованное дело. Через несколько лет почти все они были репрессированы, многие расстреляны или погибли в лагерях. Святые мощи старца были обретены нетленными и перезахоронены на Северном кладбище, когда храм Всех святых был осквернен. Верующие боялись, что осквернят и могилу старца. А в 1994 году произошло второе перезахоронение. Останки старца положили в новый гроб и перевезли в Зосимову пустынь, которая тогда начала возрождаться.

В 1930-е годы скромный кладбищенский храм удостоился служения архимандрита Маврикия (Полетаева), будущего святого преподобномученика. В 1937 году он был расстрелян в Караганде, в Карлаге за создание группы, которая под его руководством проводила в лагере богослужения. Вместе с ним в один день был казнен староста Всехсвятской церкви В.Е. Кондратьев за то, что он, будучи «правой рукой» архимандрита, раздавал лагерникам рукописи с Евангелия и иконки.

Храм Всех Святых был последним в нашем городе местом служения протоиерея Димитрия Баянова. Выходец из дворян, в прошлом оперный певец и церковный композитор, о. Димитрий был расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. Во Всехсвятскую церковь Баянов перешел в 1935 году после захвата обновленцами храма Петра и Павла. И стал последним настоятелем этой церкви. Осенью 1938 года храм на Кукуевском кладбище закрыли… Кладбище закрыли еще раньше, но людей первое время еще продолжали хоронить. Официально погост был закрыт в 1935 году «в связи предполагаемым проектом использования Кукуевского кладбища в будущем под организацию парка». Это постановление было принято на заседании Загорского исполкома. Но Господь не попустил исполниться такому кощунству.

… А в 1997 году перестроенное и обезображенное здание было вновь передано Русской Православной Церкви. Купол был свален, колокольня разобрана, к зданию был пристроен второй этаж и вся территория вокруг захламлена. Но первые устроители обители не скорбели, а радовались тому, что храм вернули верующим. И засучили рукава. Последние десять лет настоятелем церкви служит протоиерей Сергий Сухенко. Под его началом здание и окрестности вокруг него чудесно изменились. Все здесь теперь радует глаз. Территория вокруг храма за последние годы руками трудников превращена в цветущий сад. За красивыми ажурными входными воротами сразу начинаются цветники, а за ними – сад-огород. Длинная смородиновая аллея сменяется яблонями, двумя большими теплицами, ягодником и капустной плантацией. Все, что выращивается на огороде, идет в трапезную при храме. Здесь могут обеспечить трехразовым питанием за умеренную плату паломников, проживающих во Всехсвятской гостинице. При храме живут и несут послушание около 20 человек. Некоторые приехали помолиться и остались на длительный срок, другим просто некуда идти, так сложились обстоятельства. Конечно, если человек не возрастает духовно, не смиряется, ему при храме делать нечего. Таких просят обращаться к другим духовным врачам.

Центральный алтарь храма посвящен всем святым, а еще один придел во втором зале храма - в честь Покрова Богородицы был освящен в свое время наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Антонием (Медведевым). Поэтому Всехсвятский храм в некоторых документах называют Покровским. И происходит некоторая путаница, как и с Воскресенским храмом, где настоятелем архимандрит Герман (Чесноков). Все называют его храмом Петра и Павла, а он Воскресенский по главному приделу.

«Сегодняшний алтарь в приделе в честь Покрова Богородицы нам пожертвовал архимандрит Герман, - сообщил о. Сергий, - он и установлен здесь его усилиями и заботами. С Божьей помощью нашлись благодетели и пожертвовали нам дубовые престолы, которые тоже сейчас стоят в Богородичном приделе. Этот придел нас очень выручает. Когда в главном зале идут ремонтные работы, роспись стен или другое что-нибудь, мы переходим сюда. Здесь очень уютно и зимой не так сильно холодно. Хозяйство потихоньку обустраивается. С Божьей помощью газ провели, построили котельную, отопление сделали. А до этого несколько лет топили дровами, было холодно, потому что дровами не натопишь, чтобы было тепло круглые сутки».

Возрождать храм Господь помогал явным образом. Приходили нужные люди, предлагали свою помощь, средства. События складывались так, что можно было сделать то, на что были даны средства – и все чудесным образом устраивалось. Построили заново колокольню, купили колокола. Все что сделано в храме – сделали с Божьей помощью человеческие руки. Гармонично вписался в пространство храма балкон для клироса, сооруженный недавно. Раньше клирос внизу стоял и занимал определенное пространство, тесно и неудобно было к причастию подходить, а когда на свой страх и риск смонтировали балкончик - стало лучше, теперь и прихожанам, и клиросу в праздничные дни свободнее стоять.

При храме есть воскресная школа, дети с удовольствием сами приходят, кто рядом живет. Тех, кто подальше, родители привозят с собой на службу, а потом ожидают их после занятия. Все здесь тихо, уравновешенно, по-доброму. Храм полюбила молодежь. Сюда приходят исповедоваться в первый раз, потому что знают, что здесь не отмахнутся от твоих проблем, объяснят непонятное, не оскорбят, как бы ты не был виноват. «Батюшка у нас очень добрый», - говорят при храме работающие женщины. На причастии иногда по 40 детей причащается, а впервые исповедуются еще больше. Из выпускников воскресной школы 5 человек обучаются в семинарии по рекомендации настоятеля, один закончил Свято-Тихоновский университет в Москве, будет заниматься в аспирантуре, а один уже бакалавр богословия. Всем, кто хотел стать иконописцем, давали рекомендации для поступления и в иконописную школу.

«У нас обычная приходская жизнь,- говорит отец Сергий,- служат трое священников, один диакон, два клироса – праздничный и будничный. Служба – каждый день. Есть икона с частицей мощей святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Год назад начали делать иконостас. Сейчас собираемся его позолотить и написать для главного придела большую икону Всех святых, на которой русские святые будут изображены вместе со вселенскими. Доску приобрели уже, пролевкасили, идет работа над эскизами. За последние два года все стены храма украшены фресками. Работают наши иконописцы, их трое, они у нас живут, молятся и расписывают храм. И с каждым днем работают все лучше и лучше, совершенствуют мастерство. Прихожане к нам приходят семьями, даже если живут далеко. Можно сказать, что община сложилась. Постоянно ходят человек 60. Всех мы их знаем в лицо и поименно. Видим их духовный рост. Они стараются и совета спросить, и благословение взять… Очень много детей на службе бывает. Мы понимаем, что им не просто в силу возраста всю службу выстоять, поэтому для них пригласили педагога. Он с ними занимается в другом помещении во время службы. Если дети устают стоять в храме, они выходят, посидят, порисуют какое-то время, потом опять возвращаются на службу. Много приходит молодых людей. И почти каждый день - новые. У народа появился интерес к духовной жизни и важно этот интерес поддерживать. Поэтому мы стараемся, чтобы люди поняли, что на нашем приходе они всегда найдут поддержку и понимание. Хуже, когда человек в храм ходит постоянно, но душа его не преображается, бывает и такое, что очень печально. Это как мерзость запустения на святом месте».

Много сил тратит настоятель храма о.Сергий на воссоздание истории вверенного ему храма. Вместе с группой энтузиастов он занимается поисками информации, имеющей отношение к его служителям, архитектуре, а также к истории древнего Кукуевского кладбища. Отец Сергий вместе с добровольными помощниками хочет полностью восстановить кладбище, огородить его и поставить на въезде со стороны Углича баннер, с надписью: «Кокуевское кладбище», чтобы любители пикников на природе и мотоциклетных прогулок не заезжали на эту территорию и не захламляли ее. Сейчас его расчищают от старых поваленных сучьев, от молодых не нужных порослей.

«И что радует, - рассказывает он, - нашелся доброволец, которому все это интересно делать. Этот человек – актер Леонид Ванишев, в кино снимается, а сюда приезжает, переодевается и идет работать. И мало-помалу кладбище рядом с церковью преображается. На нем похоронены и знатные горожане, и простолюдины. Несколько месяцев назад по описанию мы нашли могилу профессора Московской духовной академии по кафедре Литургики и церковной археологии, доктора церковной истории и отца десятерых детей Александра Петровича Голубцова (1840-1911), похороненного рядом со своими малолетними детьми. Привели ее в порядок. К сожалению, он мало пожил, но оставил большой след в истории Московской духовной академии как литургист и богослов. Его потомки живы, они приходили к нам, семья очень интеллигентная».

По преданию, начало погосту положили далекие события польско-литовского нашествия XVII века. Тогда, после снятия осады монастыря, все окрестности были усеяны трупами, которые необходимо было предать земле. Нашлись энтузиасты, которые пытаются даже составить списки похороненных на Кукуевском кладбище людей, чтобы хоть частично загладить нашу общую вину за его разорение.

«Как говорил святитель Игнатий Брянчанинов, церковь – это пристанище духовно-больных людей,- объясняет отец Сергий. - Это очень верно сказано. Человек в грехах, надломленный суровой действительностью, приходит к нам и ему трудно забыть свое прошлое и начать заново свою жизнь. Ситуация непростая и для них, и для нас. Но мы терпеливо стараемся нести их тяготы. И как можем, создаем нормальные условия для их жизни. Обычно у нас останавливаются те, кто приезжает на отчитку к о. Герману. И мы видим, как же много у нас больных людей! Мы их встречаем здесь, объясняем им правильность того, к чему они хотят приступить, помогаем осознать грех, раскаяться, поэтому у нас в храме очередь на исповедь в два-три раза длиннее, чем на причастие, потому что очень многие приходят на исповедь впервые и не готовы сразу принять Святые Дары. Мы им дарим книжечки «В помощь кающимся» и они готовятся 2-3 дня. Потом причащаются, ходят на соборование, на отчитку, а на 5-й день уезжают домой».

Духовная жизнь не вдруг налаживается и не сразу видны ее плоды, все приходит со временем. Дается она трудом и терпением. А поучиться этому можно у настоятеля храма Всех святых, протоиерея Сергия. Сегодня у него, священнослужителей, клира, трудников и прихожан этого храма – престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Поздравляем их с этим замечательным событием и желаем им многая и благая лета! 


Людмила Ковригина
Фото автора

STSL.Ru


15 октября 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.