Троицкие листки № 151. Греховные привычки

Троицкие листки № 151. Греховные привычки

Напрасно думает иной: "Раз согрешу — и больше не ста­ну". Ты по себе-то, пожалуй, и не стал бы повторять греха, да грех-то потребует от тебя послушания себе. Верно слово Господа: творяй грех — раб есть греха (Ин. 8; 24). Раб — слышите, что говорит Господь! Пока не грешишь — ты свободный человек, и грех не имеет власти над тобою, а как согрешил, так стал рабом греха. Но вот где опас­ность великая: пока не грешишь, грех кажется таким пустым де­лом, игрушкой, забавой, и человеку думается: "раз согрешить — не велика беда". — Но это только пока: поддайся лишь этому лу­кавому обольстителю, согреши раз, и ты попал уже к нему на удоч­ку: грех потянет тебя к себе еще сильнее, и ты сам не заметишь, как, повторяя грех, ты попадешь к нему в тяжкую неволю, в жес­токое рабство... О, какое это мучительное рабство! Теперь грех манит тебя своею приятностью, а тогда будет повелевать тобою как властелин; теперь льстит — тогда будет тянуть насильно, и ты не в силах будешь противиться ему! — А мы, грешные, иногда думаем: "Вот стоит только захотеть, и — перестанем грешить, и святыми сделаемся!" О, если б это была правда! Но "посмотри­те, — говорит святитель Тихон, — на несчастных пьяниц: как они, протрезвившись, плачут, рыдают, окаевают себя, видя свою беду и души пагубу, но представился случай — и они снова хватаются за чарку, и как часто многие из них кончают свою жизнь в этом бедственном, воистинну плача достойном состоянии! Мы видим, что воров и лихоимцев ни стыд, ни страх человеческий, ни страх Божий не могут удержать от злодеяний: они скорее соглашаются все терпеть и погибать, нежели расстаться со своею гибельною привычкой" (т. II, стр. 125). А сколько раз жалкий развратник, изнуривший сам себя в отвратительном пороке, проклинал свою страсть, заклинал себя не грешить — и снова грешил, и снова му­чился... А обман? А божба? А сквернословие и пересуды?.. Спра­ведливо говорит Святой Иоанн Златоуст, что "привычка имеет великую, очень великую силу: она обращается даже в необходи­мость природы" (на 2 Кор. беседа, 7). "Иной согрешает немно­го, — говорит преподобный Дорофей, — а сколько времени он проводит потом, проливая кровь свою, пока исправит себя!" Имен­но — проливая кровь: ибо для того, чтобы вырвать из сердца гре­ховную привычку, должно понуждать себя до пота кровавого, не жалея самой жизни своей... Как тяжела борьба с греховною при­вычкой, показывает следующий рассказ преподобного Дорофея: "Однажды, — говорит он, — пришел ко мне некто из братии и сказал мне: "Прости меня, отче, и помолись о мне, я краду и ем". Я спросил его: "Зачем же? Разве ты голоден?" Он отвечал: "Да, я не насыщаюсь за братской трапезой, и не могу просить". Я сказал ему: "Отчего же ты не пойдешь и не скажешь игумену?" Он отве­чал мне: "Стыжусь". Говорю ему: "Хочешь ли, чтоб я пошел и сказал ему?" Он говорит: "Как тебе угодно, господине". Итак, я пошел и объявил о сем игумену. Он сказал мне: "Окажи любовь и позаботься о нем, как знаешь". Тогда я взял его и сказал келарю при нем: "Окажи любовь, и когда придет к тебе сей брат, давай ему, сколько он хочет, и ни в чем не отказывай ему". Услышав это, келарь отвечал мне: "Как ты приказал, так и исполню". Про­ведя таким образом несколько дней, брат этот опять приходит и говорит мне: "Прости меня, отче, я снова начал красть". Говорю ему: "Зачем же? Разве келарь не давал тебе, чего ты хочешь?" Он отвечал мне: "Да, прости меня, он дает мне, чего я желаю, но я стыжусь его". Говорю ему: "Что же, ты и меня стыдишься?" Он отвечал: "Нет". Тогда я сказал ему: "Итак, когда хочешь приходи и бери у меня, но не кради"; и он приходил и брал, что хотел. Но чрез несколько дней он опять начал красть, и пришел со скорбию и сказал мне: "Вот, я опять краду". Я спросил его: "Зачем, брат мой? Разве я не даю тебе, чего ты хочешь?" Он отвечал: "Нет, да­ешь". Говорю ему: "Что же, ты стыдишься брать у меня?" Он го­ворит: "Нет". Я сказал ему: "Так зачем же ты крадешь?" Он отвечал мне: "Прости меня, сам не знаю зачем; но так просто краду". Тогда я сказал ему: "Скажи мне по крайней мере по правде, что ты делаешь с тем, что крадешь?" Он отвечал: "Я отдаю это ослу". И действительно, оказалось, что этот брат крал куски хлеба, фи­ники, смоквы, лук, и вообще все, что он ни находил, и прятал это; одно под свою постель, другое на ином месте, и наконец не зная, куда это употребить, и видя, что оно портится, он выносил это вон и выбрасывал или отдавал безсловесным животным. Вот ви­дите ли, что значит обратить страсть в навык? — заключает пре­подобный Дорофей свой рассказ: — видите ли, какого это дос­тойно сожаления, какое это страдание? Он знал, что сие есть зло, он знал, что худо делает, и скорбел и плакал; однако увлекался, несчастный, дурным навыком". И хорошо сказал Авва Несторий: "Если кто увлекается страстью, то он будет рабом страсти". — Скажут: что же делать, чтобы избежать этого страшного раб­ства? — Ведь мы -— люди, а не ангелы, мы слабы и немощны; кто чист от скверны греховной, аще и един день жития его будет на земли? — В ответ на это выслушайте еще рассказ преподобного Дорофея. "Один великий старец прохаживался с учениками свои­ми на месте, где были различные кипарисы, большие и малые. Старец сказал одному из учеников своих: "Вырви этот кипарис". Кипарис же тот был мал, и брат тотчас одною рукою вырвал его. Потом старец показал ему на другой, больший первого, и сказал: "Вырви и этот". Брат раскачал его обеими руками и выдернул. Опять показал ему старец другой, еще больший: он с великим тру­дом вырвал и тот. Потом указал ему на иной, еще больший; брат же с величайшим трудом, сперва много раскачивал его, трудился и потел, и наконец вырвал и сей. Потом показал ему старец и еще больший, но брат, хотя и много трудился и потел над ним, однако не мог его вырвать. Тогда старец велел другому брату встать и помочь ему, и так они оба вместе едва успели вырвать его. И ска­зал старец братьям: "Вот так и страсти, или греховные влечения: пока они малы, то, если мы пожелаем, легко можем исторгнуть их из сердца; если же вознерадим о них, то они укрепляются, и чем более укрепляются, тем большего требуют от нас труда; а когда очень укрепятся в нас, тогда даже и с трудом мы не можем одни исторгнуть их из себя, ежели не получим помощи от некоторых святых, помогающих нам по Боге". — "Убивай врагов, — поучает святитель Тихон, — пока они малы, чтоб когда подрастут и укре­пятся, не убили тебя самого. Пусть они умирают, да живет душа твоя. Горе душе, которою завладеют сии супостаты — злые стра­сти и греховные привычки!" (т. IV, 186) Они и за гробом не дадут ей покоя. "Поверьте, братия, — увещевает преподобный Дорофей: если у кого-нибудь хотя одна страсть обратилась в навык, то он подлежит муке. Орел, если весь будет вне сети, но запутается в ней одним когтем, то чрез эту малость низлагается вся сила его; ибо разве не может ловец схватить его, лишь только захочет? Так и душа: если хотя одну только страсть обратить себе в навык, то враг, когда ни вздумает, низлагает ее, ибо она находится в его ру­ках, по причине той страсти".

Но как бороться со грехом, когда он стал уже привычкою? — А вот как учит о сем святитель Христов Тихон: "Во-первых, — говорит он, — неотменно нужно познать свою греховную при­вычку, ибо она ослепляет человека так, что он не видит своего погибельного состояния. Для сего читай или слушай Священное Писание, смотри, как живут добрые люди, и сличай с их жизнью — свою жизнь, и усердно моли Господа Иисуса Христа, просветите­ля слепых, дабы Сам Он просветил твои духовные очи; ибо пока Он не коснется слепых наших очес, мы будем блуждать во тьме греховной. Когда познаешь свои греховные привычки, спеши ско­рее бросить их: трудно будет — что и говорить? Но призывай на помощь Господа и борись. Страсть подобна псу: кто поддается ей, того она гонит, а кто не уступает ей, от того она сама бежит. Доброе желание, старание и труд с помощью Божиею все преодо­левают. Разве мало было разбойников, блудниц и других грешни­ков, которые из рабов греха — соделались рабами Христовыми? В сем подвиге много помогает и укрепляет частое размышление о смерти, о страшном суде, о Царстве Небесном и муке безконечной. Наконец, когда, с помощью Божией, одолеешь худую при­вычку, то бойся как огня возвращаться к ней. Вспоминайте, гово­рит Спаситель, жену Лотову (Лк. 17; 32), которая оглянулась на Содом, откуда вышла, и обратилась в столп слан..."


Источник: Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа. ОАО «Молодая гвардия». С. 633-636.


STSL.Ru


15 октября 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.