К 85-летию со дня мученической кончины епископа Серафима (Кокотова)

Епископ Серафим (Кокотов)

Имя епископа Серафима (Кокотова) мало кому известно, он пока не прославлен в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской, однако подвиг его яркого и открытого исповедничества поражает, и в день 85-летия мученической кончины владыки мы хотели бы рассказать о его жизни, служении и праведной кончине.

Епископ Серафим (в миру Григорий Кириллович Кокотов) родился 10 января 1891 года в селе Лаптевы Хутора Грайворонского уезда Ракитянской волости Курской губернии [1] в семье священника. В 1918 году окончил Петроградские богословские курсы. 21 ноября 1921 года рукоположен в сан диакона, 19 марта 1922 года – во иерея. С 1922 по 1926 год служил в храме во имя святителя Николая города Рыльска Курской губернии и в храме Тихвинской иконы Божией Матери села Лаптевы Хутора Грайворонского уезда Курской губернии.

28 марта 1926 года пострижен в мантию архимандритом Анастасием, настоятелем Путивльского Молченского монастыря. После пострига по ходатайству митрополита Курского и Обоянского Назария направлен на миссионерские труды среди инородцев Кавказа. С 1926 по 1929 год служил в станице Темиргоевской Кубанской области, где под молитвенный дом, а также для проживания причта и ведения хозяйства, вдовой Марией Дмитриевной Самойловой было отдано два жилых дома и два деревянных сарая. С августа 1929 года по май 1931 года служил в храме во имя святых апостолов Петра и Павла в городе Николаевске-на-Амуре Хабаровского края [2].

27 мая 1931 года в 10 часов вечера отец Серафим приехал из Курской губернии в Загорск к монахине Марии Константиновне Сергеевой. В это время монахини не было дома – она скрылась во время облавы на монашествующих Загорского района в апреле 1931 года. Отец Серафим был арестован в ее доме в ночь с 27 на 28 мая во время массовых майских арестов в Загорском районе – как непрописанный монах без определенного места жительства. 16 июня 1931 года тройкой при ПП ОГПУ по Московской области был приговорен к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере по «церковному делу П–18393 (1931 г.)» [3].

17 декабря 1934 года отец Серафим был хиротонисан во епископа Гомельского, но епархией не управлял. С 27 мая 1935 года по 31 мая 1936 года – епископ Томский. Служил обычно в Воскресенской церкви Томска на втором этаже (первый этаж принадлежал григорианцам), проживал на квартире сапожника артели «Кожмех». 23 марта 1936 года арестован в Томске. 13 мая 1937 года по ст. 58–10 УК РСФСР по групповому «делу епископа Серафима (Кокотова) и др., Томск, 1937 год» как «руководитель контрреволюционной организации ссыльного и монашествующего духовенства» обвинен в «контрреволюционной агитации, антисоветской проповеди, помощи ссыльному духовенству».

Из показаний иподиакона Николая Дмитриевича Богданова:

«Я вместе с ним молился в устроенной у него на квартире молельне. В беседах со мной он высказывал мысль, что нужно все свои стремления направить к сохранению веры, не боясь никаких гонений на Церковь… Епископ Серафим с момента своего приезда приближал к себе ссыльное и монашествующее духовенство (Михаила Соколова, Капитона (Елисеева), ссыльного иеродиакона Василиска (Шарова), отбывающего наказание в концлагере, монаха Афиногена (Евдокимова), ссыльного протоиерея Гавриила Скорнякова и др. <...> Все ссыльные и монашествующие служили у него в Воскресенской церкви... Каждая служба с участием их носила торжественный характер и привлекала большое число молящихся».

Из показаний сторожа церкви Ивана Митрофановича Яковлева:

«Епископ Серафим предлагал организовать группу верующих в селе Семилужки, собрать подписи, избрать церковный совет – двадцатку, которая бы выхлопотала у горсовета разрешение на открытие церкви. Епископ Серафим надеялся, что горсовет отменит решение о закрытии церкви».

На следствии епископ Серафим заявил:

«Да, я считаю в этом [дезорганизации Церкви, падении религиозности] виновниками безбожников-коммунистов, …которые довели Церковь и религию вообще до совершенного упадка и поставили нас, служителей Церкви, в самые тяжелые, невыносимые условия. Я считаю своим необходимым долгом вести с ними борьбу».

С 10 июля 1937 года епископ Серафим отбывал срок в Смоленской тюрьме.

В следственном деле имеется заявление заключенного Цареградского начальнику тюрьмы от февраля 1938 года, в котором говорится:

«Кокотов в камере систематически выполняет религиозные обряды и всегда защищает религию… На вопрос, нравится ли Вам советская власть, Кокотов заявил: “Мне нравится та власть, которая не притесняет проповедование религии…” На мои предложения: раскайтесь, откажитесь от своего сана, напишите заявление, вам заменят более легким наказанием, Кокотов ответил: “От своих убеждений я не откажусь, лучше умру…” Кокотов говорит: “Сколько бы меня ни мучили, я все равно свою идею буду проповедовать и не откажусь”».

Из справки помощника начальника тюрьмы лейтенанта Кузнецова от 23 марта 1938 года:

«Открыто заявляет: “Сколько бы меня ни мучили, от сана не откажусь и буду проповедовать, как проповедовал раньше”».

25 марта тройкой при УНКВД СССР по Смоленской области по ст. 58–10 УК РСФСР епископ Серафим был приговорен к высшей мере наказания (расстрелу). 3 апреля 1938 года в 17 часов приговор был приведен в исполнение.

Источник: Пострадавшие за Христа на Радонежской земле в годы гонений и репрессий ХХ века. Синодик с краткими биографическими справками [в 2 т.] / Сост. иером. Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: СТСЛ, 2021. Т. 1. С. 41–43.


Примечания:

[1] По другим данным, родился в д. Граховка Курской губ. (см.: Фаст М. В., Фаст Н. П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М.: Водолей Publishers, 2004. С. 80), что не совпадает с показаниями на допросе.

[2] По другим данным, служил в Николаевске-на-Амуре с 1928 г. См.: Фаст М. В., Фаст Н. П. Нарымская Голгофа… С. 105.

[3] Возможно, приговор был изменен, потому что есть сведения о том, что с 1931 по 1933 гг. иеромонах Серафим служил в одной из сельских церквей Калужской епархии, а в 1933–1934 гг. служил в Покровском соборе г. Могилева. См.: Фаст М. В., Фаст Н. П. Нарымская Голгофа… С. 105.



5 апреля 2023

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.