День памяти преподобного Даниила Черного, ученика преподобного Сергия

13/26 июня празднуется память преподобного Даниила Черного.


Преподобный Даниил Черный

Иконописец Даниил был учителем и сопостником преподобного Андрея Рублева. Даниил, как полагают, родился около 1350 года, но дата эта весьма условная. Ничего не известно ни о месте рождения Даниила, ни о его родителях. Неизвестно также, когда Даниил встретился с преподобным Андреем, которому он стал не только учителем в художественном мастерстве, но и духовным единомышленником и другом. Даниил, как полагают исследователи, принял монашество в московском Спасо-Андрониковом монастыре или в другой митрополичьей обители. Отличался строгостью жизни. Прозвище «Черный» впервые упоминается в тексте «Сказания о святых иконописцах» (конец XVII – начало XVIII вв.), в более ранних источниках Даниил называется только по имени. Цельность творческого наследия преподобных Андрея и Даниила такова, что современная наука считает проблему разграничения их произведений чрезвычайно сложной.

Преподобный Иосиф Волоцкий в «Отвещании любозазорным и сказании вкратце о святых отцах, бывших в монастырех, иже в Рустей земле сущих» пишет со слов старца Спиридона, игумена Троицкого монастыря, что преподобные иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный были весьма добродетельны и ревностны в постничестве и монашеском делании и потому сподобились Божественной благодати. Исполненные Божественной любви, они, по словам преподобного Иосифа, никогда не упражнялись в земном, но всегда ум и мысль возносили к невещественному и Божественному свету, чувственное же око возводили к образам Владыки Христа и Пречистой Его Матери и всех святых. В праздник Светлого Христова Воскресения они, имея перед собою всечестные иконы, взирали на них неуклонно, исполняясь Божественной радости. И не только в этот день так поступали, но и в прочие дни, когда не занимались иконописанием. Ради этого, пишет преподобный Иосиф, Владыка Христос прославил их и в конечный час смертный. Прежде преставился преподобный Андрей, а потом разболелся и спостник его преподобный Даниил. И, находясь при последнем дыхании, увидел он почившего Андрея во многой славе и с радостью призывающего его в вечное и бесконечное блаженство.

 
«Дивные добродетельные старцы-живописцы Даниил и вышеназванный Андрей, 
имевшие друг к другу истинную духовную братскую любовь…»

Последние свои труды иконописцы совершили в обители преподобного Сергия Радонежского. В ней после обретения его мощей преподобные Даниил и Андрей Рублев по благословению преподобного Никона расписывали Троицкий собор. «Преподобный, – согласно житию святого, – поспешно собирает живописцев, мужей отличных, совершенных в добродетели, Даниила, сопостника его Андрея и их помощников; поспешно совершает он дело, потому что провидел духом скорое преставление тех живописцев, как это и было по окончании дела. При помощи Божией они усердно принялись за дело, весьма украсили разными чудными изображениями, изумляя поныне всех этим конечным трудом своим».


«Исполнилось желание преподобного отца настоятеля Никона, и Даниил и Андрей
согласились исполнить его просьбу и украсили росписями эту церковь
 в конце своей богоугодной блаженной жизни». 
Лицевое житие преподобного Сергия

После окончания работ иконописцы возвратились в Андроников монастырь, где прожили еще некоторое время. В конце жизни оба были старцами монастыря. Между кончиной сподвижников, преставившихся около 1427–1430 года, существовал некоторый временной разрыв – не менее 40 дней. Погребены они в разных могилах, но, несомненно, рядом друг с другом на монастырском кладбище, к юго-западу от Спасского собора. 

Одигитрия со свв. иконописцами на полях (фрагмент). А.В. Конюшевский
 (выпускник Иконописной школы 1998 года).
Икона. Сергиев Посад. 1999 год.
Дипломная работа. Собрание Иконописной школы.

С течением времени их могилы оказались под колокольней, пристроенной к юго-западному углу храма. Согласно сообщению «Алфавита русских святых» инока старообрядческого Керженского монастыря Ионы, составленного в начале XIX века и полученного от насельников Рогожского старообрядческого поповского кладбища, их могилы еще существовали во второй половине XVIII века (до 1797–1798 гг.). Перестройки в Андрониковом монастыре, проводившиеся в конце того же столетия, не пощадили захоронений иконописцев; их могилы сровняли с землей и предали забвению.

Об иконах преподобных Даниила и Андрея еще в XVI–XVII веках свидетельствовали, что они «все чудотворные». В Степенной книге, составлявшейся под непосредственным руководством митрополита Московского Макария и царского духовника Афанасия в 1560–1563 годах, преподобные Андрей и Даниил именуются «богодухновенными мастерами». Никто не сомневался в их святости.

Память преподобного Даниила Черного совершается 13/26 июня.

Тропарь Андронику, Савве и Александру Московским, Даниилу Черному, Андрею Рублеву, глас 2

Плоды добродетелей на земли принесше, / преподобнии отцы, / в Небесных чертозех ныне благоухаете, яко райстии цвети, / и лицем к лицу зрите Пресвятую Троицу, / Юже дерзновенно молите / спастися душам нашим.



26 июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.