Без исповеди неполно покаяние

Без исповеди неполно покаяние
Во гресех твоих стал ecu предо Мною
 и в неправдах твоих. Аз есмь, Аз есмь
 заглаждаяй беззакония твоя Мене ради
 и грехи твоя и не помяну. Ты же помяни,
 и да судимся: глаголи ты беззакония
 твоя прежде, да оправдишися.

Ис. 43:24-26

Для Всеведущего были ли неизвестны грехи и беззако­ния, коими народ Израильский покрыт был, по выра­жению пророка, от главы до ног? Между тем, Пре­мудрость Божия в непременное условие помилования поставляет, чтобы народ Израильский не только осоз­нал свои грехи, не только разлюбил и отверг их навсегда, но и чтобы исповедал их вслух перед всеми. Глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися. Для чего это? Для того, дабы явно было, что он помнит все грехи свои, и ведает всю тяжесть их, что он не­навидит неправды свои и потому не хочет более скрывать их от правосудия Божественного.

Следуя этому, и Святая Церковь требует, братие, от нас не од­ного внутреннего покаяния в грехах наших, а и внешней исповеди их перед служителями алтаря. Итак, возлюбленные, если уж вра­чеваться, то — врачеваться; оставим все суетные мудрования пло­ти, сбросим все покровы самолюбия и ложного стыда; и явимся к купели покаяния такими, какими входили в купель крещения — нагими!.. Когда началась исповедь? Вопрос самый простой, но, в ответ на него, я должен повести вас далеко, далеко — в рай! По­мните ли, что последовало за падением наших первых прародите­лей? Надлежало последовать смерти; ибо ясно сказано было: а в оньже аще день снесте от него (запрещенного древа), смертию умрете (Быт. 2; 17). Вместо этого является Сам Господь жизни и смерти. Для чего? Для принятия от согрешивших исповеди. Ада­ме, — говорит Он, — где ecu? (Быт. 3; 9). Мог ли Всеведущий не знать, где был Адам? Но Премилосердый хотел возбудить падше­го человека к сознанию своего бедственного состояния, дабы этим сознанием расположить его к исповеданию своего греха, к про­щению и принятию помилования. Но, увы, на глас Божий наши праотцы отвечали не чистосердечным признанием греха, а пре­ступным извинением его. И рече Адам: жена, юже дал ecu со мною, та ми даде от древа, и ядох (Быт. 3; 12); И рече жена: змий прельсти мя... (Быт. 3; 13), то есть они думали вину падения возложить не только на змия, но даже на Самого Бога, только бы извинить себя самих! Так окончилась самая первая исповедь! Вы знаете, что за это худые исповедники посланы были на всегдашнюю, тяжелую епитимию до смерти — за вратами Едема...

И после этого несчастного опыта первой исповеди Милосердый Господь не оставил грешников. Каин умерщвляет своего брата: грех явен, преступление ужасно; чего ожидать, кроме наказания? Между тем, вместо казни — открывается исповедь. Паки является Сам Гос­подь! — и как начинается исповедь братоубийцы? не угрозами, не обличениями, а отеческим вопросом: где есть Авель брат твой? Но, увы, такой избыток милосердия вызвал наружу опять одно ожесто­чение: вместо смиренного признания в грехе, несчастный отвечал: еда страж брату моему есмь аз? (Быт. 4; 9). Известно, что было пло­дом и этого несчастного злоповедания: стеня и трясыйся будеши на земли (Быт. 4; 12), — сказано худому исповеднику!

Перед дверьми скинии свидения, а потом — храма, всегда было множество исповедников, которые, принося за грехи свои различные жертвы, возлагали на голову жертвы свои руки, испо­ведовали грехи свои, и таким образом, по силе веры в будущую всемирную за грехи людей жертву Сына Божия, принимали ос­тавление грехов (Лев. 4; 29). Кроме этого, каждый год, в день очи­щения, при собрании всего народа, совершалось великим Перво­священником таинственное исповедание грехов всего Израиля (3 Цар. 21; 27-29). При особенных случаях являлись и чрезвычай­ные лица для принятия исповеди: так, пророк Нафан послан был самим Богом обличить Давида, и, по принятии от него исповеди, объявил ему помилование от лица Божия.

Перед пришествием на землю Самого Врача душ и телес по­слан был приготовить путь Ему в сердцах людей Предтеча. Вся жизнь и все служение его состояло в проповеди покаяния, и в при­нятии исповеди от кающихся. Тогда исхождаше, — говорится в Евангелии, — к нему вся Иерусалима, и вся Иудея, и вся страна Иорданская, и крещахуся во Иордане от него, исповедающе грехи своя (Мф. 3; 5-6).

Наконец, является Сам Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1; 29), Господь Иисус. Как Сердцеведец, Он не имел нужды, чтобы кто-то свидетельствовал перед Ним о том, что есть в каждом че­ловеке, — какова его жизнь и каковы грехи: однако же Он пред­варял отпущение грехов вопросом: хощеши ли цел быти! (Ин. 5; 6); ты веруеши ли в Сына Божия? (Ин. 9; 35). И отпущение грехов со­провождал наставлением: ктому не согрешай, да не горше ти что будет! (Ин. 5; 14). Самым последним делом Господа на кресте была исповедь разбойника, а по воскресении одним из главных дел — исповедь Петра, отвергшегося во время Его страданий.

Как ни драгоценны ключи Царствия Небесного, но поскольку мы имеем в них непрестанную нужду, то, еще до смерти Своей, Он передал их апостолам, сказав: и еже аще разрешиши на земли, бу­дет разрешено на небесех (Мф. 16; 19). Апостолы Христовы также не взяли с собой ключей Царствия на небо; в писаниях своих они ученикам и преемникам своим завещают продолжать великое дело примирения с Богом грешников, и для этого дают право вязать и разрешать совести. Ревность и усердие христиан первых веков сде­лали так, что кающийся исповедовал грехи свои перед всеми, и в знак раскаяния всенародно проходил различные степени покая­ния с таким самоотвержением, что всенародное исповедание гре­хов начинало делаться опасным, по немощи слуха многих. Поэто­му Богомудрые пастыри Церкви, особенно святитель Иоанн Зла­тоуст, поспешили обратить исповедь из всенародной в частную, только перед духовным отцом, какой она без изменений остается и доныне. Видите ли теперь, что исповедь есть дело милосердия Божия, который сказал: Не хощу смерти грешника, но еже обрати­тся нечестивому от пути своего и живу быти ему (Иез. 21; 26).

"Все это справедливо, — скажет кто-либо, — но почему бы исповедь не совершать перед одним Богом? Зачем тут посредни­ки — люди?" Затем, возлюбленный, что ты сам —человек! Спра­ведливо, что исповедь приносится единому Богу, но если ты ис­кренно раскаиваешься в том, что огорчил своего Владыку, Твор­ца и Благодетеля, то ответ на твою исповедь должен быть для тебя крайне дорог. Благодари же благость Божию за то, что ты каж­дый раз можешь слышать ответ из уст своего духовного отца. "Но моя совесть, — подумает иной, — может служить для меня отве­том!", то есть подсудимый будет сам изрекать себе помилование! Возможно ли это? Если ты истинно каешься, то совесть твоя более всего сама имеет нужду в успокоении от другого. В этом случае успокоительный голос не только служителя алтаря, даже просто­го человека весьма дорог, и нередко спасает от отчаяния. "А если так, — скажешь еще, — то я могу обратиться за этим к кому-либо из ближайших ко мне людей, заслуживших мое доверие". Обра­титься за тем, чтобы услышать из уст его прощение от лица Божия? Но дерзнет ли ближний твой, если он в самом деле благо­честив, принять на себя столь великое дело? И какая разница — услышать уверение в милосердии Божием от обыкновенного человека, и услышать его торжественно из уст служителя алтаря, который уполномочен на то Самим Господом! Само собой разу­меется, братие, что исповедь перед священником нисколько не препятствует исповеди по взаимному Христианскому доверию. Напротив, апостол говорит: Исповедайте убо друг другу согреше­ния ваши и молитеся друг за друга, яко да изцелеете (Иак. 5; 16). Нисколько также не препятствует исповедь перед священником сокрушенному исповеданию грехов своих перед Богом. Для этого даже указываем всем и каждому на "Молитву исповедания к Богу человека, полагающего начало спасения", составленную и остав­ленную, можно сказать, в духовное наследие для всех истинно ка­ющихся святителем Димитрием Ростовским. В этой "Молитве ис­поведания" каждый найдет не только указание, как приносить ежедневное исповедание Богу во грехах, но и самое исповедание и, дерзну сказать, самое покаяние и милость Божию. Аминь.


Из сочинений Иннокентия, архиепископа Херсонского


Источник: Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа. - ОАО «Молодая гвардия». С. 41-44.


STSL.Ru


8 Мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...