Проповедь смотрителя Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в Седмицу двадцатую по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры! Среди всевозможных бед, скорбей и испытаний, которые выпадают на долю каждого из людей, самым тяжелым ударом является смерть, разлука навсегда с близкими нам и родными людьми. И вряд ли найдется человек, который, провожая в вечное упокоение кого-либо из родных, удержался бы от слез. Плачут горько и неутешно дети, провожая к могиле одного из своих родителей, плачут родители о своих детях. Но с чем можно сравнить страдание и отчаяние бедной матери-вдовы, которая хоронит единственного сына, единственную радость и надежду свою на поддержку в старости. Горю ее нет границ и нет слов высказать его на языке человеческом. Как неутешно плакала и рыдала бедная вдова из города Наина, провожая в последний путь своего единственного сына, о чем повествует нам ныне чтение Святого Евангелия[1]. Отчаяние и горе ее были безграничны, никем и ничем незаменимыми. С этим неутешным горем и душевным потрясением бедной вдовы встречается у ворот города Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос. Не проходит Он мимо горя людского безучастно. Как повествует святой евангелист Лука, увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь [2].
Легко сказать кому-нибудь из переживающих «не плачь». А какой результат всего этого? Подобное утешение на словах не принесет абсолютно никакой ощутимой пользы наболевшему сердцу, наоборот, оно очень часто раздражает его и еще глубже повергает его в тоску и печаль.


В таких случаях необходима реальная помощь — дело. С такой- то помощью и спешит в данном случае милосердный Господь, видя постигшее великое горе бедной матери. Спаситель движением руки останавливает похоронную процессию, подходит к носилкам с бездыханным телом юноши, берет его за бесчувственную руку и повелительно, во всеуслышание произносит мертвому: «Юноша! Тебе говорю, встань» [3]. Многие из участников погребальной процессии усомнились в силе произнесенных Господом слов, а некоторые в душе, может быть, посмеялись, слыша повелительное «встань». Но какое же было удивление всех очевидцев, когда на их глазах юноша поднялся, сел и начал говорить. Вот тут-то неслыханное чудо, совершившееся воочию у всех бывших там, привело в смятение многих, и всех объял страх, и славили Бога, говоря: «Великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой» [4].

Дорогие братия и сестры! Смерть физическая — это неизбежный удел каждого человека. Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили [5] . Смерть телесная — если человек помнит о ней всю свою жизнь, готовится к ней, живя благочестиво, — совершенно не страшна, так как она является ничем иным, как лишь временным сном, приводящим в жизнь вечную. Ведь это поразительное чудо воскрешения юноши совершено Господом во образ будущего воскресения всех умерших и для утверждения нашей веры и нашей надежды на общее воскресение.

Но есть другой род смерти, более страшный, чем смерть физическая, — это смерть духовная, нравственная. Такая смерть есть не что иное, как постоянно и сознательно творимое человеком зло. А постоянно творимый грех отлучает человека от Бога и, конечно, от вечной блаженной жизни в раю. В таких случаях человек физически продолжает жить и очень часто живет прекрасно, лучше окружающих его, пользуясь здоровьем и другими временными материальными благами, морально же он постепенно умирает, забывая о том, что состоит не только из тела, но и из бессмертной души.

Дорогие братия и сестры! У каждого грешника мертвая душа, которая может погибнуть навеки, не прекращая своего существования, но пребывая без конца в страшном мучении. Эту мертвую душу грешника в этой жизни может воскресить один Господь Иисус Христос через веру и сердечное покаяние. И как мы постоянно согрешаем, то, чтобы не постигла нас духовная смерть, нужно постоянное тайное покаяние перед очами Божиими, а в известное время — открытое перед священником.

Через покаяние умирающая душа воскресает столько раз, сколько грешник, согрешая, кается сердечно. И какое счастье дано нам от Бога — вера наша и покаяние перед Богом! Через веру и покаяние мы ежедневно обновляемся, оживляемся и примиряемся с Богом. Нет числа нашим грехам — нет числа и милосердию Господню в помиловании нас грешных, искренно кающихся.

«Востани, спящий, и воскресни из мертвых, — призывает нас святой апостол Павел, — и осветит тебя Христос» [6]. И если мы, дорогие братия и сестры, оставим греховную жизнь и воскреснем для новой жизни во Христе, то будем всеми силами души своей хра-нить этот неоценимый дар Божий. Усердной молитвой, покаянием, милосердием будем непрестанно поддерживать общение наше с благодатью Божией и усердно молиться Господу: «Видя вдовицу зельно плачущую, Господи, якоже тогда умилосердився, сына ея на погребение несома воскресил еси: сице и о мне умилосердися, Человеколюбче, и грехами умерщвленную мою душу воскреси» [7]. Аминь.




[1] См.: Лк. 7,11-16.
[2] Лк. 7,13.
[3] Лк. 7,14.
[4] Лк. 7,16.
[5] Рим. 5,12.
[6] Еф. 5,14.
[7] Акафист Иисусу Сладчайшему. Кондак 2.


Источник: Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева лавра. 2010. С. 298-300


< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

26 сентября 2022 г. ( ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Принесение иконы А. Рублёва в Троице-Сергиеву Лавру
В рамках празднования 600-летия обретения мощей преподобного Сергия Радонежского в ночь с 16 на 17 июля 2022 года в стены Свято-Троицкой Сергиевой Лавры принесли икону Живоначальной Троицы преподобного Андрея Рублёва. Святыню доставили из Третьяковской галереи.