Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня, дорогие братия и сестры, 27 декабря, Святая Церковь празднует светлую память первого мученика за Христа - святого апостола и архидиакона Стефана, безжалостно побиенного за свою дерзновенную проповедь иудеям камнями.
Какими похвальными песнопениями увенчаем святого Стефана, какой сплетем ему венок похвалы, соответствующий его подвигу? Человеческие уста бессильны изъяснить всю доблесть и славу победителя.
Несмотря на то что каждый из нас знает учение Божественное: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10, 28), привязанность к своему телу, страх и трепет перед смертью приводили и приводят многие души - даже праведных - к сокрушению и падению. Но святой юноша Стефан, полюбивший Христа, презрел смерть: робость и страх он совершенно отверг, вера и надежда на Господа дали ему силы подвизаться славно подвигом мученическим и победить тиранадиавола. Мужественный подвижник Христов своей победой над начальником злобы первый открыл двери мученического подвига и даровал людям радость, а бесам - плач. Его пример увлекает всякий возраст: и старцев, и юношей, и жен, и девиц, и детей - идти путем страданий и не страшиться смерти за Христа, но спешить на подвиг, чтобы удобнее и легче перейти от земли на Небо. Поэтому святой Стефан по праву может быть назван начальником подвизающихся за Христа, основанием умирающих за Него, вождем и учителем мученического воинства, сонма страстотерпцев.
Святой Стефан в числе семи диаконов был избран на дело служения бедным христианам и вдовицам в доставлении им необходимого пропитания. По своим способностям и премудрости он был поставлен первым из них и потому назывался архидиаконом.
Усердно помогая Апостолам в раздаянии нуждающимся христианам милостыни и удовлетворении их необходимых потребностей, Стефан, исполненный веры и силы духа, совершал среди народа великие знамения и чудеса. Он исцелял больных, слепым возвращал зрение, хромых делал способными ходить. Благодать Святаго Духа влекла его и к благовествованию веры во Христа. Он горел любовью к утверждению веры в верных, а неверных своих соотечественников обличал в неверии и убийстве Спасителя. Писание повествует, что некоторые из синагоги Либертинцев, Киринейцев и Александрийцев, из Киликии и Асии вступили в спор со святым архидиаконом, но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. Тогда, посрамленные, они прибегают к клевете: научив некоторых презренных людей сказать, что Стефан не перестает произносить хульные слова на Моисея и Бога, они возбуждают народ и старейшин и, схватив святого, влекут его в синедрион. Бушевали страсти, кипела ярость вокруг, но невозмутимо стоял среди этого убийственного собрания кроткий Стефан, и лицо его сияло, как лик Ангела. И все видевшие его дивились. Когда, исполненный веры и силы, доказывал он иудеям, что распятый ими Христос есть истинный Мессия, Которого предсказывали Пророки, то с негодованием и гневом слушали они его. Когда же в заключение сказал: Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы (Деян. 7, 51-52), то от этих слов они рвались сердцами своими и скрежетали на святого зубами. А Стефан, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян. 7, 54-56). Они же, устремившись на него, вывели его за город и там, в долине между Иерусалимом и Елеоном, камнями побивали славного воина Христова, который молился, говоря: Господи Иисусе! приими дух мой (Деян. 7, 59). Обливаясь кровью и изнемогая, он преклонил колена и воскликнул: Господи! не вмени им греха сего (Деян. 7, 60)! В жизни нам не всегда приходится встречать сочувствие, уважение, благорасположение окружающих. Часто, напротив, приходится видеть вражду, иногда - очень злобную, готовую причинить нам всякие обиды и беды. Как возмущает каждого человека эта вражда, особенно - незаслуженная, какое подымает она негодование в нашем сердце, какая жажда мести нередко загорается в нем! Но бойтесь, дорогие братия и сестры, бойтесь воздавать злом за зло, исторгать око за око и зуб за зуб. Это запрещено Христом. Он не только запретил мстить врагам, но повелел любить их и молиться за них. Он и Сам молился за распинателей Своих, когда они вонзали острые гвозди в пречистые руки и ноги Его. Ученики Христовы вполне усвоили это учение о любви к врагам и умирали так же - с молитвою за своих мучителей. Первый мученик за Христа, память которого мы ныне творим, оставил нам и первый образец такой молитвы. Вот дивный пример любви к врагам, вот наставник, наставляющий нас в том, как отвечать нам на злобу наших врагов - не местью, помилуй нас Бог! - а молитвою за них, чтобы Господь не поставил им во грех зло, которое они нам причиняют. И как святы, как поучительны примеры молитвы за врагов! В жизнеописании одного нашего русского подвижника рассказывается, как к некоторому духовному старцу пришел на исповедь один из великих в мире сем людей. После обычных признаний, в заключение он сказал: "У меня есть еще на сердце вещь, от которой я не желаю избавиться. Есть недоброжелатели, которые хотят лишить меня доверия моего начальства и окружающих людей, всячески на меня клевещут. Я их ненавижу от души, и ненависть эта во мне останется". Долго и тщетно уговаривал его старец отказаться от своей злобы и наконец объявил, что в таком душевном состоянии допустить его до Причастия не может. В конце концов ему удалось уговорить исповедника успокоиться на следующем: "Вы пока не можете искренно простить этим людям. Но принудьте себя к такому действию. Просите за них молитв Церкви, подавая за них просфоры. Сперва вам будет очень трудно, но сломите себя. Всякая частица, вынутая из просфоры на проскомидии с произнесением известного имени, знаменует собою душу этого человека. Когда же эта частица в конце Литургии погружается в Кровь Христову, происходит невидимое соприкосновение этой души с Божеством. В первое время злая душа может ожесточиться от такого таинственного приложения к Божеству, но повторение этого в конце концов окажет на нее благое действие". Через год этот человек опять стоял перед старцем и благодарил его. Он принудил себя тогда подавать просфоры за своих врагов. Сперва они как будто ожесточились. Но потом постепенно стали относиться к нему лучше и лучше, оставили свои происки и теперь он мог и с ними жить в мире. Так должны поступать и все мы, христиане, когда у нас явится какой-либо враг и начнет поносить нас, бесчестить наше доброе имя, клеветать и распускать о нас дурную молву. Во всех этих случаях чувство негодования, вражды и тем более мести должно у нас побеждаться чувством любви к врагам - по примеру Спасителя и святого Его первомученика. Возблагодарим же Господа, облекшего Своего славного воина Стефана во всеоружие, коим он победил лютейшие мучения, подвиг совершил, веру соблюл, венец мученический на главу свою восприял и вечного покоя сподобился. Да подражаем и мы сему славному подвижнику; мужеством укрепим сердца свои. Святой Стефан взывает: "Подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу" (см.: 1 Кор. 11, 1). "Я последовал, - как бы так говорит он, - Владыке своему и словом, и жизнью, и смертью. Подражайте и вы всему этому, это возможно и полезно для желающих. Я ныне весело торжествую на Небесах, и всякий претерпевший мучение за Христа узрит Небо отверстым и вместе со мною будет наслаждаться вечными, нетленными благами".
Аминь.
23 апреля 2024 г. (10 апреля ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра