Катихизис четвертый

КАТИХИЗИС ЧЕТВЕРТЫЙ.

Теперь я не смею более вас, Слуш. о том утруждать, чтоб еще предлагать увещания, которыми бы вы охотно склонились к слушанию следующаго Катихизиса, который именно будет о том, как мы избавились от того греховнаго состояния, довольно в прошедшую неделю толкованнаго. Учение, которое мы теперь будем толковать, есть самое нужное и всякому прежеланное; ибо оно есть о нашем избавлении, искуплении, оправдании, или о состоянии благодати. И ктож бы был из нас так, не знаю как назвать, последняго разсуждения, отчаятельных нравов, душе своей ненавистник, который бы не желал себе всякаго добра, но зла; не хотел бы быть в благополучии, но во всяком нещастии? Мы наипаче потому учению сему внимать должны, что оно не раны наши только что показывает, но и самыя действительныя ко уврачеванию тех представляет средства. А сие сколько к слушанию прилежнейшему придаст важности, когда разсудим, сколько мы в той бедности заключены были, то есть, как в поздныя времена призрел на нас восток с высоты. Тут весьма сильна воспалить ленивых сердца история о разслабленном, что во святом читали Евангелии. Он бедной как тою мучился разслабою, приполз к купели, которая имела некую в лечении силу, ожидая своим немощам премены, но упрежден будучи от другаго, в своей лютой оставался разслабе, только ни мало от сего надеждою не слабел. Мы сколько ни грешны только того разслабленнаго гораздо щастливее, поелику скоро без всякаго томления довольное всем во утешение представляемо имеем в теперешнем поучении средство, то есть, благодать Христову. Почему я принужден сей член как начальнейший в христианстве и самонужнейший ко спасению тщаливее и пространнее толковать и надлежащие к тому приискивать вопросы. В первых вопросишь: понеже, как выше сказали, мы все за свои грехи по праведному Божиему суду на временныя и вечныя казни осужденниками стали: [Рим. 1. 18. Гал. 3. 10.] то осталось ли и естьли из таких зол избавление, то есть, естьли такое средство, по которому бы от сих казней человек свободиться мог, и с Богом примириться? Отвеч. осталось и есть. Вопр. Почему? Отвеч. (1) по тому, что и безмерная Божия того требует благость, которая не стерпела бы всему роду человеческому, так знатной в мире твари, во век погибнуть: (2) и безконечная Божия премудрость, которая могла найти такой избавления образ, по которому бы и милосердие свое к роду человеческому показать, и правду свою не нарушить. (3) Да к томуж и Божие всемогущество, по которому, как человека из ничего по образу своему сотворил, так тогож после падения поднять и от греха и смерти свободить мог. Вопр. Так какое бы то было избавления нашего средство? Отв. Такое, чтоб Божией правде удовлетворить, или Бога праведнаго чем нибудь за грех удовольствовать, или нам самим, которые согрешили, или кому иному за нас. Матф. 5. 26. 2. Сол. 1. 6. Тим. 8. 3. Вопр. Чем бы Богу за грех удовольствовать? Отв. Или совершенным закона Божия исполнением, или казнию безконечною. Что до перваго, то видно из Лев. 18. 5. что самое и в послании к Гал. 3. 12. подтверждается; а что до втораго, то доводится из Второз. 27. 26. или тож изъяснительнее у Павла Гал. 3. 10. предлагается. Вопр. А когда так, то можем ли мы, или могли ли Богу удовлетворить за грех по первому средству? Отв. ни каким образом: слушай резоны следующие: 1. Что мы хотя бы что доброе и зделали, то все делали бы по одолжению как своему Творцу и Господину: а такое дело ничего не может заслужить по Христову слову: Лук. гл. 17. ст. 10. Аще и вся повеленная вам сотворите, рцыте, яко раби непотребни есмы; яко еже должни бехом сотворити, сотворихом. И так когда за настоящее время заслужить не можем, то как за прошедшее? 2. Что мы не только закон Божий исполнить не можем, но и повсечасно грехов премного умножаем. Псал. 129. Аще беззакония назриши, Господи! Господи, кто постоит? и пр. Матф. 6. остави нам долги наша. Гал. 3. 21. Аще бо дан закон могий оправдити: во истинну от закона была бы правда. Вопр. Так хотя можем ли другим образом удовлетворить, то есть, казнию вечною? Отв. Сие уже из самаго вопроса видно: понеже, когда мы за грех, которым прогневили безконечнаго, безконечною должны стали платить мукою: то где безконечность, там нет конца: а где конца мукам нет, то какое там удовлетворение, и какая ко избавлению надежда? В таком бо случае всегда бы правде Божией удовлетворяли, а никогда бы не удовлетворили. И так, когда сами чрез себя удовлетворить не можем ни по какому образу, то не отменно надобно хотя чрез иного кого удовлетворить, как выше сказали: ежели только избавлены быть хочем. Вопр. Не будет ли против правды, чтоб за наши грехи другие платили? Отв. Не будет, ежели вопервых таковый платитель одного с нами будет естества, хотя и невиннаго. Во вторых ежели по своей воле за такое удовлетворение принимается. Третие, ежели он может казнь вытерпеть, которую мы не могли. Четвертое для того, что ежели может как казнь вытерпеть, так и от вечной казни премногих свободить один; то без всякаго правды нарушения может таковым образом один за других платить. Вопр. Ежели мы за себя уже не можем; то какая бы другая тварь за нас удовлетворить могла? Отвеч. Никакая простая тварь не могла, и не может, во первых для того, что Бог не хощет за тот грех, в котором виновен человек, какую другую казнить тварь. Во вторых для того, что такая тварь была бы нашим ходатаем, посредственником, примирителем: а ходатая, как по Апостолу, единаго несть, но не отменно между двумя ему надобно быть, то есть, между Богом прогневанным и человеком прогневавшим; так и с обоих сторон ему что нибудь в себе иметь надобно, то есть, и с стороны того, котораго примиряет, и с стороны того, с кем примиряет. Как на пр. сей столп по тому поддерживает верьх и не допускает на пол упасть, что собою обоих концов касается и верьху и низу. А понеже простая тварь того иметь не может, то и нашим ходатаем быть, или за нас удовлетворить не может. В третьих для того, что никакая тварь такой силы иметь не могла, чтоб казнь во времени вытерпеть такую, которая бы на одном весу с вечною стояла: понеже бы в таком случае тварь скорее могла ни во что обратиться, нежели таким образом Богу удовлетворить: яко Бог огнь поядаяй есть. Втор. 4. 24.

Вопр. То какого же должно искать ходатая и избавителя; когда ниедина из тварей не довольна? Отв. Таковаго, которой хотя бы и человек был, да только совершенно праведной, к томуж и всех тварей сильнейший, то есть, которой вкупе был бы и Бог. Довожу, что должен быть человек: 1). Для того, что ходатаю надобно иметь с обеими сторонами обещание, а сие обещание с нашей стороны будет, ежели будет человек. 2.) По тому, что человек согрешил, то человеку хотя уже непростому и удовлетворять должно. 1. Кор. 15. 21. понеже человеком смерть бысть, и человеком воскресение мертвых. 3.) Что нашему удовлетворителю умереть было надобно за ту смерть, на которую осужден был человек Евр. 2. 14. и следующия: то есть, самаго себя принесть в жертву как Архиерею за наши мертвыя дела, Евр. 9. 14. и для того Августин: то, говорит, естество должно было принять, которое избавлять. 4.) Понеже так от Бога предсказано было. Быт. 3. 15. семя жены сотрет твою [змию] главу. Быт. 22. 18. о семени твоем благословятся вси языцы земнии. А что еще совершенно должен быть свят, то для того, чтоб был настоящим удовлетворителем, и жертву бы не за себя, но за нас приносил. А когда бы сам был грешником, то за свои бы грехи должно еще было удовлетворять: 1. Петр. 2. 22. иже греха не сотвори, и пр. Евр. 7. 26. А что вместе должен быть и Бог, то примечай следующия причины. 1) Что ходатаю должно ту казнь, которую бы нам вечно терпеть, в не многом времени окончить так, чтобы нестерпимость казни, по вечности разлитая, в тое время вместе собралась, и так бы в малое время вытерплена была, как бы и в самую вечность. А такая казнь какой бы простой твари сносна была, то есть, ежели бы она не была вместе и Бог? Да и сказали мы прежде, что никакой твари простой ходатайство невместительно, то какой человек, хотя бы был и со всем свят, да не Бог, ходатаем быть мог? 2) Что ходатаева заслуга должна быть достоинства и силы безконечной, то есть, Богу так удовлетворить, чтоб он обязан был всех нас хотящих спастися спасать, и всякое добро сообщать: а такая заслуги безконечность зависит от достоинства лица, какая есть Божеская, да от тяжести казни. Достоинство лица состоит в том, что Бог страждет, сам Творец, сам Господь, которому за грехи мирския умереть безконечно больше, нежели как всех Ангелов и людей святость, или всех тварей разрушение. И потому-то священное Писание о Христе говоря, напоминает Его божество: 1. Иоан. 1. 7. кровь Иисуса Христа Сына Божия очищает нас от всякаго греха. Иоан. 1. 29. се Агнец Божий вземляй грехи мира. А тяжесть казни в том, что Христос претерпел страшныя мучительства, и гнев Божий, которой клонился на всего мира грехи. Исаи. 53. 10. И отсюду-то изъяснить можно, для чего Христос при смерти некоторым был одержим страхом; когда многие мученики безбоязненно выи свои под мечи преклоняли. Вопр. Как уже сказано, какому должно быть ходатаю; то ктож он таков? Отв. Господь наш Иисус Христос, иже бысть нам от Бога премудрость, правда, освящение, и искупление1. А понеже много еще есть, о чем здесь говорить надобно, то оставляю на будущую неделю, а притом прошу вас, Слуш. не поскучать, что я по сих пор еще до Символа не дошел: понеже и теперешнее учение неотменно должно в Символе заключаться: да к тому же такая Божественных вещей материя есть подобна обильному источнику, которой, сколько больше черпается, столько меньше вычерпывается, но гораздо больше пребывает. Такое прибавление не наскучит, только бы ваша душа спасительною побуждаема была жаждою. Впрочем по обыкновению нашему сию беседу кратким окончим нравоучением.



Оглавление

Богослужения

19 апреля 2024 г. (6 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.