Катихизис девятой надесять

КАТИХИЗИС ДЕВЯТОЙ НАДЕСЯТЬ.

Приятна земледельцу по зиме возвращающаяся весна, слушатели, приятно по лютостях мраза и непогодах снежных наступающее того времени ведро и сладкое и надежное; когда воздух начнет пением оглашаться, земля в первую приходить доброту, леса движением своих прекрасно одетых ветвей нечто радостное показывать, а трудолюбивой поселянин охотно устремив себя на поля, станет своим орудием землю умягчать, не чувствуя трудов ради надежды, которую уже в мысли изобразует, то есть, как-то некогда метаемая с слезами семена, с радостию гораздо усугубленною будет жать, когда руки свои и недра собиранием снопов станет исполнять, когда во время обильныя жатвы от прохожих сии напр. радостныя послышит слова: благословен ты на селе твоем. Сию радость не праведнее ли мы, слушатели, иметь должны? Не более ли нас должна веселить надежда будущих благ; надежда, от которой некоторые еще во плоти живучи, как бы между небом и землею стояли и стоят? Сего-то мы должны ожидать от будущей весны, которая некогда после житейских непогод, после мирских свирепостей с подобающею славою имеет наступить. Мы здесь с Апостолом верою ходим, а не видением; надеждою, а не вещию; ожиданием, а не объятием; радостию о будущих, а не наслаждением настоящими. А будет некогда время, в которое мы по обещанию Божию и веру переменим на видение, надежду на самую вещь, ожидание на принятие; когда на себе узрим превеликую отверстую дверь, а в том отверстии множество Ангелов в руках носящих венцы, и их то нам показывающих, то на наши возлагающих главы: когда наша церковная глава Христос и нас Его сущих членов зделает сообразными своему прославленному телу, и даст, чтоб мы паче солнца сияли. О блаженство! котораго мы большаго пожелать не можем. И сия-то, слушатели, есть некогда имущая притти весна, которую возвещают нам, как сладкопеснивыя птицы, богомудрые Пророки, богодухновенные Апостоли в писаниях тех, в которых мы, по Христову слову, веруем иметь живот вечный. Но вот уже и начало ея! Ибо те же данныя нам от Бога учители возвещают, яко приближися царство небесное, оная т. е. грядущая весна. Так пойдем, слушатели, на нивы своя, и начнем делать дела Божия в винограде Христовом, бразды наши изсохшия живыми учения реками упоим, перестанем стоять весь день праздны, прострем на рало руку свою, нашу душу терпением и воздержанием умягчим, чтоб удобнее сеемая на нее семена могла принимать, семена сего особливо Христианскаго Катихизическаго учения, которое уже гораздо посеяно, и только что остается должныя собирать плоды. В которых надежде оставшися недокончанная да исправим; и душеполезная о Христе толкования довершим.

Вопросишь. Как уже все втораго члена слова, особь будучи истолкованы, зделали, чтоб весь второй член окончался; то как теперь должно веровать, когда читаем сей Символа член: и во единаго Господа Иисуса Христа Сына Божия единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век? и пр.

Ответствую. Как обыкновенно вера состоит не только в уме, но и в сердце, то есть, не только в согласии ума, и несумненности; но и в сердечном уповании, и всего себя преданности: то читая сей член, умом должно веровать, что все изображенное в нем ни мало нелживое, самая истинна, и о котором я ни мало несумневаюся, ни мало не колеблюся, как о таком, которому инак и быть было не можно. Несумненно убо так умом моим внутренно принимаю, согласуюся, и устами исповедую, что Сын Божий есть второе Святейшия Троицы лице, единородный, естественный, и в таком рождении, яко несказанном, причастников себе никого не имущий, Отцу и Духу Святому единосущный, единодостойный, подобием света, которой от другаго света весь принимает свет, а первой свет не умаляет: так Он родившись от истиннаго Бога, Сам есть истинный Бог, а не тварь; рожден бо, а не сотворен; не сотворен, когда чрез Него вся быша, без Него же ничто же бысть, еже бысть: и так убо умом. Сердцем же здесь веровать есть упование возложить на Сына Божия, в сердце твердя, что когда я чрез Него создан, то и по создании от Него не буду оставлен, и вся потребная мне своему созданию подаст. Еще же когда Он Сын Божий естественный и единородный: то крепко сердцем уповаю, что Он и меня, неблагодарную свою тварь, от Него чрез грех отпадшую, возсозиждет, и усыновит Богу; чтоб, как он естественный, так бы я был по благодати сын. Да ктомуж еще при сем же члене верую, то есть, несумненно содержу, что сей Сын Божий взял на себя дело ходатайства за нас, и определен быть нашим искупителем прежде век, по силе котораго определения все люди во Адаме согрешившие всегда спасалися; которое предвечное определение по исполнении назначенных от Бога лет самым делом совершилось, то есть: как Он воплотился от Духа Святаго во утробе благословенныя Девы; в котором воплощении, сошедшимся двум естествам, Сын Божий стал быть Богочеловек Христос, то есть помазанник, будучи помазан Духом Святым на три Ходатаю подобающия звания: в Пророка, волю Божию нам совершенно открывающаго, и действительно учащаго: в Священника, жертвою самаго себя, Бога нам умилостивившаго, и по силе своих заслуг всегда за нас ходатайствующа; и в Царя, словом и Духом своим нас ко спасению управляющаго. Родившися же от Девы принял себе имя Иисус в силу того, что нас и един и совершенно спасает: почему праведно Он един есть человеческий Господь. И сие паки есть веровать умом. А сердцем веровать, есть в сердце с жарким упованием повторять, что сей Ходатай, есть мой Ходатай, и что ни принял что ни делает, то в мое спасение делает. Его помазание клонится к тому, чтоб я волю Божию познал, познавши исполнял, чтоб во всех моих недостатках на Его ходатайство уповал, между тем прося от Него благодати, чтоб я не безблагодарный был Его служитель, и чтоб во всяких моих скорбех и гонениях к сему моему управителю прибегал. Его имя, Иисус, мое сердце влечет к тому, чтоб я в едином сем спасения себе ища, и надеяся сыскать, Его бы одного признавал за полнаго моего Господина, промыслителя, и ни к кому бы другому в нужде спасения не прибегал. И так-то должно веровать, читая второй Символа член. И такая-то вера есть живая и действительная.

Окончавши толкование о имени Христос или о помазании Христовом, следует дать.

Вопрос. Для чего мы называемся Христиане?

Ответ. Вообще для того, [должен всякой Христианин говорить,] что я чрез веру член есмь Иисуса Христа, и помазания Его причастник, чтоб мне и имя Его исповедывать, чтоб самаго себя представить Ему в живую благодарности жертву, чтоб в сей жизни противу греха и диавола с свободною и благою совестию брань иметь, и чтоб напоследок со Христом блаженно царствовать.

ТОЛКОВАНИЕ.

Христиан имя начало употребляемо быть еще при Апостолах в церкви Антиохийской. Деян. 11. 26. Прежде называлися они ученики и братия: Христианин же есть ученик Христов, и которой общество имеет со Христом, которой в Христе насажден есть. Только Христиане суть двоякие: наружные и истинные: наружные, которые в церкви Христианской только именем считаются, по исторической вере без веры плодов; истинные, которые во Христа веруют, а веру свою плодами добродетелей прекрасно означают. И о таких Христианах здесь речь есть: о таких Христианах спрашивается, для чего называются Христиане?

Ответ. Ради двух причин: 1. Понеже чрез веру суть члены Христовы. 2. Понеже чрез веру бывают причастниками помазания Христова.

Быть членом Христовым, есть со Христом связаться и прицепиться чрез живущаго в нем и в нас Духа Святаго, и принимать от него такую правду и живот вечный, какой во Христе есть, и в сей жизни угождать Богу ради правды Христовой нам верою прилагаемой. Рим. 11. 17. 12. 5

Сие наше совокупление с главою Христом изрядно объясняется составом человеческаго тела. Понеже как члены имеют едино тело и едину главу, с которою жилами, и между собою связуются, и оттуду же во все тело жизнь и движение посылается: так и церковныя члены одно составляют тело, и одну имеют главу Христа. 1. Кор. 12. 12. Из которой единой главы во вся члены дух его разливается, и от котораго все члены оживляются и управляются, ежели только с ним соединены чрез веру, по которой бываем и члены Христовы, а между собою связуемся по любви. И как в теле человеческом разныя суть членов дела, а один только дух движущий вся: так в церковном теле разныя суть дары и дела, а один только дух. Напоследок как глава есть на высочайшем месте, почему гораздо достойнейшая и есть источник всея жизни: так в церкви Христос имеет самой высочайший степень, и источник всех благих. Почему видно, сколь неправедно Папа Римский себя главою церкве называет.

Быть причастником помазания Христова ничто иное есть, как быть общником Христова пророчества и царства. Понеже дух Христов в нас не есть празден, но тоже в нас действует, что и во Христе, разве только что Христос один более даров имеет, нежели мы все. И так Христиане, будучи по своему имени причастны помазания Христова, суть Пророки, Священники и Цари.

Пророческое звание в нас есть, исповедывать истинное учение о Боге, или 1. Истинно познавать Бога, и Его волю. 2. Истинно познавши исповедывать верно, дерзновенно и постоянно. Матф. 10. Всяк, иже исповесть мя пред человеки, исповем его и аз пред Отцем моим, иже на небесех. Священство наше состоит 1. В прославлении Божии. 2. В правом Бога призывании. 3. В приношении духовных жертв, то есть, наших молитв, хвал, пений, чистаго жития. Евр. 13. 15. Аз уже жрен бываю. И сии жертвы благодарственныя, а не умилостивительныя; такая бо едина Христова 1. Петр. 2. 5. Апок. 1. 6. 10.

Царская наша должность состоит в том: 1. Верою бороться и побеждать диавола, мир и всех врагов: 1. Иоан. 3. и сия есть победа победившая мир вера наша. 2. Чрез тую же веру получить живот вечный. Апок. 3. 21. И сего учения довольно, а какое бы его употребление было, посмотрим.



Оглавление

Богослужения

19 апреля 2024 г. (6 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.