Нравоучение третиенадесять

НРАВОУЧЕНИЕ ТРЕТИЕНАДЕСЯТЬ.

Приидите ныне все вы, которые тесную и тернием устланную проходите дорогу, которых ненавидят человеки и поносят, и говорят всяк зол глагол, которые алчете, жаждете, и наготуете, и у всех в попрании доселе; которые болезньми, напастьми, теснотами от беззаконных, и всякого рода мучениями огорчеваемое провождали и проводите житие; приидите! ваше сие учение. Оставили ли когда вас люди, и возненавидел мир? Да не оставил тот, которой наших волосов число знает, и который младенца брошеннаго от матери принимает. Отец мой и мати моя остависта мя, говорит из сих страдальцов один, Господь же восприят мя1. Боже промыслителю! сколько Ты милостив! О вы бедные! сколько вы щастливы! да и что то за бедность? Что за беда? Не имевши богатства богатиться самим Богом лишившись человеческой защиты, Божие покровительство иметь? Что за немощь? Что за скорбь? Когда по телу разливаются струпы, а душа внутри скачет и играет; и сколько тело портится, столько обновляется душа. Божий промысл есть оная Христова рука, которая всякой касается немощи, и оную исцеляет. Что тут вражеская ухитрит рука, где Божия властвует десница? На что вся та слава мира, которую искуситель, как некогда Христу, обещает нам; когда Божий промысл делает, чтоб я и малым как великим доволен был? На что тужить нам в нищете, вопить в болезнях, жаловаться в скорьбях, ослабевать в гонениях, когда знаем, что то по Создателевой делается воли, да еще такой воли, которая чрез то по видимому худое нас приводит к добру? А как? Так, как Его премудрость знает: а я знаю, что Его воля будучи добра всем хочет добра, и что Его премудрость знает, как чему надобно быть. Нам в Божия проникать советы, ничто иное будет, как не хотеть быть человеком, да Богом: а человека, как и всякаго раба должность есть исполнять только волю господскую; а длячегоб что было, того не искать: ибо не можно ничему худому от Бога быть. Да за чем же, скажете, многие богобоящиеся люди весьма бедно живут? Как бедно? Не видех праведника оставлена, ниже семене его просяща хлеб2. Разве то бедно, что злые ненавидят люди; да любит Бог, которой тем известнее любит, поелику более людская гонит таковых людей злоба? А что, когда еще чрез ту ненависть делается, чтоб мы осторожнее жили, чтоб будучи от всех возненавидены, такими воздыханиями к одному прибегали Богу, и научились бы, что Бог один в надежде есть твердая стена? Не печальтесь убо вы, о малодушные! не гневайтесь, о маловери! мы имеем Бога, которой нас ко всякому добру ведет; имеем промысл, которой более о нас печется, нежели мы сами о себе. Подумайте, ежели мы не только о нещастных людях, но и самых животных милосердствуем и стараемся помощь подать: то Бог ли, когда бы мы от такого нещастия сокрушившись лежали, Он ли, яко всевидящий не призрит, и яко всеблагий не восхощет, и яко всемогущий не готов будет простерть десницу свою ко избавлению нас? Смотри, вот Его рука твоим прикасается струпьям, и лиет на тебя масло милосердия и вино, знак своея изцелительныя силы. Видит Бог вся, и знает вся; знает, когда он испытывает сердца и утробы, и в самая сокровенная нашего сердца проникает; вся пред ним нага и откровенна. А когда так, то он не меньше видит и тогда, как мы от обид жалуемся, от болезней стонем, от нищеты плачемся. Не льзя не сказать, что Бог все видит; видит, а ничего не действует? Слезы твои не отирает? Болезнь твою не врачует? Жалоб твоих не слушает? Для чего? Воля ли его переменилась, или сила его умалилась? Или, как некогда Илия Вааловым говорил жрецам, или бог ваш тогда спит, или не досуг и утрудился есть?3 О сколь беззаконно сие помыслить! насаждей ухо не слышит ли? И создавый око не смотряет ли?4 А я прибавлю, созданнаго от себя человека оставит ли? Котораго взял, так сказать, на свои руки, отринет ли? Бездна благости не помилует ли? Скорее, скорее мы оставим Бога, нежели он нас: се не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля5. Всем тем, которые или с Иовом страждут, или с Давидом гоними бывают, или с Даниилом в ров повергаются, или с Павлом вяжутся, или со всеми смиренными Христианами бедствуют, и Христов крест несут, всем тем можно в их щастии позавидовать. Да не хвалится при них премудрый премудростию своею, ибо какая может быть больше той премудрости, которую они стяжали, чтоб знать Бога, постигать не постижимаго, и согласно, так сказать, мыслить и действовать с разумом Его? Да не хвалится при них сильный силою своею: ибо несильны ли они, когда весь мир, диавола и плоть победили? Да не хвалится при них богатый богатством своим: ибо не богаты ли они, когда богатятся Богом самим, и богатство отложенное имеют на небеси, идеже ни тля тлит, ни татие подкопывают, ни крадут? Пусть их мир почитает за льстецов, да они в самой вещи истинни; пусть их не знают люди, да знает Бог: кажется будто всякой день умирают, и се живи всегда; будто наказуются, да не умерщвляются; будто скорбят, присно же радуются; будто нищи, а многих богатят; будто ничего не имеют, а вся содержат. Я хочу, чтоб теперь предстали пред нас те, которым несносно, ежели что не по желанию их делается. Вот новые в мире узаконители! все бы по их желанию делалось; о как младенческое разсуждение! Ежели бы все по нашему желанию делалось; так сколько бы мы окаянны были, сколько бы себе Адов заслужили! А как? Мы пред Богом еще подлейшее разсуждение имеем, нежели пред нами младенцы. Они часто просят огня, ножа, или хотяб самой тут лежал яд. Чтож? Матери то младенческое прошение исполнять надобно? Никак: разве бы какая была чадоненавистная; однако младенцы, что не по желанию их делается, плачут и гневаются. Видите, кому подобны те, которые хотят, чтоб все по их желанию делалось. Просят они себе богатства, а не знают, что оно огонь, к которому кто прикоснется, обожжется. Бог видя, что оно им во вред будет, прошение тое не исполняет. Просят себе чести, а не знают, что чести бывают как ветр, который возносит к верьху и на облака; а потом так вознесши опускает, чтоб разбить в прах. Бог видя сие, прошения наша не исполняет. Мы жалуемся: о как неправедно! Броздами и уздою такия челюсти должно востягнуть. А чтож, говорят, и давши богатство отнимает, и с княжескаго престола вместе со Иовом на гноище велит сидеть: сие когда Бог делает; то показывает, что он предвидел или нашу к оным привязанность, или большее какое либо оттуду произойти имеющее нещастие, или развращение, захотел нас исправить, и как детей наказать, чтобы таким образом в первую должность привесть; и нам только остается говорить: благо мне, яко смирил мя еси:6 потому что Павел представляет таких людей, которых грехам Бог по своей благости долготерпя, ожидает покаяния; а они сие Божие долготерпение на зло употребляют, и с большею свободностию грешат; и так заключает сам Павел: по жестокости, де, твоей, и непокаянному сердцу собираеши себе гнев на день гнева и откровения праведнаго суда Божия.7 Бог все делает так, как Его воля хочет, и как Его премудрость знает, и чего наше спасение требует. Бог везде праведен. Попустил тебе с нищетою бороться, и от всех обидимому быть, отдал все твое твоим врагам, да душу твою удержал у себя. Сколько попустит тебе по телу оскорбляться, столько, или несравненно более душе твоей благодатных утешений подаст. Много злоключений претерпевал кроткий Давид; но ведая, что все сие устроевает Божия десница, сносил с смирением: Ты еси прибежище, певал он, от скорби обдержащия мя, радосте моя. Рех: Ты еси Бог мой, воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему дондеже есмь.8 Что же, слушатели, не устыдимся ли мы, которые и малейших скорбей не сносим? Искушение нас не достиже, учит Павел, точию человеческое; верен же Бог, иже не оставит нас искуситися более, неже можем, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи нам понести.9 Велит нам на себя брать иго и бремя влещи: да какое. Иго сладкое и бремя легкое. А чтоб в сем течении лучше успевали мы, то в молитвах излием души наши пред Богом, поручим себе всеблагому промыслу Его. Щастие ли благоприятствует нам; нещастие ли какое угрожает? Да повторяем непрестанно в мысли нашей оное Спасителя нашего слово: Отче небесный! не яко же аз хощу, но якоже Ты, буди воля Твоя.10 Аминь.

Сказывано Февраля 1 дня.



Оглавление

Богослужения

19 апреля 2024 г. (6 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.