Катихизис первый надесять

КАТИХИЗИС ПЕРВЫЙ НАДЕСЯТЬ.

Дошли уже мы до того, что мне не отменно должно в таинство Божие сокровенное проникнуть, и слова, человеческим языком немогущия истолковатися, открыть, и как бы некоторым образом другим стать Моисеем, всходить на самый горы верьх, иметь дело со огнем, и облаком покрываться; а вам, слушатели, таких таин высоту или глубину надобно будет внутрь ушей принимать, мыслию созерцать чудная, и умом ходить по самым небесам. Так ты мой гугнивый язык очищайся, а вы свои ушеса и мысль уготовайте, чтоб она достойным таких таин соделалась домом. Мы приступаем к учению, в котором трисиянный Святейшия Троицы открывается свет. О велия благочестия тайна! Тайна уму неприступная, философам неведомая, Иудеям и Магометанам ненавистная, суеверных людей мудрствованиями затрудненная, многих еретиков и древних и новых учениями похуленная! Сия, говорю, тайна нам предлежит в толкование. Опускаемся в бездну, как Петр: но не боимся потопления, когда Христос, попирая волны, нам свою постирает руку: сия тайна человеческому уму совершенно непостижима. И потому-то Павел хочет, чтоб такия тайны только тем вверены были, которые во учении Христианском не младенцы, но совершенные мужи, то есть, которые чрез долгое время в размышлении Божественных вещей разум свой углубляли. И для того хотя я теперь вас светом тройческим на основании слова Божия озарю; только так, что большую того сияния часть предоставлю богословам: для того, чтоб нам не случилось то же, что и тем, которые долгое время во тьме пребывши нечаянно на полуденное выводятся солнце. И так мы приступим к слову Божию, где, что касается до Бога, первая С. Троицы тайна открывается.

Вопросишь. Как уже сказано, что Бог есть существо единое и пр. в трех состоящее лицах, Отца и Сына и Святаго Духа, из которых лиц каждое есть Бог, так кажется должно принять трех богов?

Отвеч. Никак: Бог есть един существом, един естеством, числом един, но тот же существом, естеством и числом единый троичен есть в лицах, то есть, Бог Отец, Сын и Дух Святый. И в сем состоит все православнаго учения сокращение, что едино только Божественное существо и естество, общее трем лицам, чрез необщительныя свойства различающимся, то есть, Отцу нерожденному, Сыну от Отца рожденному, и Духу Святому от того же Отца происходящему. Но чтоб сколько нибудь лучше сие объяснить, должно некоторыя слова наперед протолковать, а имянно, что есть существо? И что есть лице, или ипостась, или персона? Отвеч. Существо здесь тож, что и естество, и оно есть вещь сама чрез себя стоящая, от другаго несодержимая, хотя со многими есть общительная. Общительное или сообщенное называется, которое многим есть обще или сообщиться может. Не сообщительное есть, которое ни с какою вещию не сообщается. Существо человеческое по виду (Sрeciе) многим человекам есть общительно, а не по лицу (non individuо). А Божие существо есть общительно самим собою (individuo), понеже Божество или Божественное естество есть в трех лицах тоежде и вся напр: человек человека раждает, естество и существо ему сообщает, а не свою особу (perfonalitatem). И так естеству Божественному приличествует общительность, необщительность лицу.

Лице или персона, и ипостась есть особа чрез себя стоящая (individuum fubfiftens) живущая, разумная, несообщительная, несодержимая в другом.

Отсюду уже видно, какое-то различие есть между существом Божественным, и лицами естества Божественнаго. Под именем существа Божияго разумеется то, что Отец, Сын, и С. Дух, просто об них разсуждая, суть, и что им трем обще есть. А под именем лица разумеется то, что всякое из них лице между собою сравняемо есть. Бог Отец есть то, что Бог есть, да не от инова; Сын есть тож, что Бог есть, да не от себя, но от Отца; Дух С. есть тож, что Бог есть, да не от себя, но от Отцаж. И так Божие существо есть сих трех тоже и одно числом.

Сие учение должно наипаче памятовать против двух знатных еретиков, Ариа, говорю, и Савеллия, чтоб и единство Божества трех лиц сохранить, и лица неслиять. Арий учил, что Сын и Дух Святый не того же с Отцем существа: а Савеллий одно только принимал лице, которое, де, по разным случаям и действиям то Отец, то Сын, то Дух называется.

Вопр. Сколько есть лиц в Божестве?

Отвеч. В едином Божием существе три лица, свойствами своими по самой вещи, то есть, не по нашему только умствованию, различенныя, единосущны, и единовечны, Отец, Сын, и Святый Дух, из которых всякое есть истинный и вечный Бог. Сие из явственных Священнаго Писания доводится мест: Бытия гл. 4. 26. Сотворим человека и пр. Псалом 32. 6. Словом Господним и пр. Матф. 27. 19. 1. Иоан. 5. 7. Трие суть и пр. Еф. 2. 18. Сиеж самое доводится из светлаго откровения, которое показалось при крещении Христовом, Матф. 3. 16. и на Фаворе: Матф. 17. 5. других доводов премногих не воспоминаю. Сия Троица лиц никаким подобием точно не может представитися. Можно несколько показать в солнце, которое состоя в самом себе имеет свет, от котораго света с теплотою происходит сияние; хотя свет и сияние тож что и самое солнце. Или и душа будучи сама в себе имеет ум и волю; и хотя ум и воля несколько разнствуют от души, только самою вещию ничто иное, как душа.

Вопр. Чем доводится, что всякое С. Троицы лице совершенный Бог?

Отвеч. Что первое лице Отец есть Бог, то никто не сумнится, разве кто совсем Бога не признает. А что Сын есть Бог, то явно говорится в С. Писании Иоан. 1. 1. Евр. 1. 10. Фил. 2. 6. Иоан. 20. 28. Господь мой и Бог мой. Рим. 11. 5. и пр. Здесь надобно вспомнить то, что ходатаю надобно, чтоб был Бог, как мы учили. А что и Дух Святый есть Бог; Матф. 28. Деян. 5. 3. 2. Кор. 3. 17. Но более о сем, как дойдем до втораго и осьмаго члена.

Вопр. Что убо есть Бог Отец?

Отвеч. Есть первое лице в Божестве, которое предвечно родило Сына, созидающее, сохраняющее, и управляющее вся.

Вопр. Что есть Бог Сын?

Отвеч. Есть второе лице Божества предвечно от Отца рожденное, которое принявши естество человеческое Христом искупителем и ходатаем нашим сотворися.

Вопр. Что есть Дух Святый?

Отвеч. Есть третие лице Божества, предвечно от Отца происходящее, которое нас отраждает и освящает чрез слово и тайны. О сих двух после пространнее в своем месте. Три убо лица в Божестве не суть три боги, как напр. три человека называются Петр, Иаков, Иоанн; понеже лица Божественныя одно числом имеют существо, а мы видом.

Вопр. Как различаются три Божественныя лица?

Отвеч. Свойствами: только надобно знать, что свойства иныя суть существенныя, иныя личныя. О свойствах существенных в прошедшую неделю говорили: и такия свойства всем лицам общи, и ими не различаются. Личныя свойства в Божественных суть те, которыми лица Святыя Троицы так разделяются, что одно не может быть другое, то есть, лице Отче не может быть Сыновне и пр. А оне суть, Отца нерождение, Сына рождение, Духа Святаго происхождение. И сие нам довольно: понеже язык мой далее изнемогает, и мысли такую разбирая высоту утомились: притом должен помнить, что я говорю тем, которые еще млеком, а не твердою пищею питаются. Сия тайна такая, о которой говоря должно помышления низлагать, и разум пленить в послушание веры.



Оглавление

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.