§ 5.

§. 5.

Первая заповедь учит, дабы мы сердцем признавали и устами исповедали, что един токмо есть Бог, и о Божественных свойствах его так бы содержали, как в том нас наставляет Божие слово.

О том, что един есть Бог, и о прочих Божественных его свойствах была речь в самом начале первыя части под разделением 5. где как самым разумом, так и из священнаго писания утверждено, какое мы о величестве Божии должны иметь понятие. Почему когда сходно с тем содержим о Боге, тогда мы первую сию исполняем заповедь.

Против заповеди сей погрешаютъ

1.) Безбожники, которые с безъответным безпутством дерзают говорить, что Бога нет. И как о бытии Божии истинна есть сама чрез себя весьма светла и всякаго на сердце глубоко напечатана, то не без причины некоторые усомневаются, чтоб были такие безбожники, коих бы собственная совесть в том не осуждала. К безбожникам причисляться должны и те, кои мир сей или вещей натуру называют Богом.

Многобожники.

2.) Многобожники, какие были в язычестве, которые по непонятному некоторому заблуждению многих принимали богов, и их владению разныя присвояли твари: как-то Юпитера поставляли над небом, Плутона над адом, Бахуса почитали Богом пиянства, а Венеру Богинею сладострастнаго невоздержания; и по Павлову слову. Рим. гл. 1. ст. 23. Измениша славу нетленнаго Бога в подобие образа тленна человека и птиц и четвероног и гад.

Эпикуры.

3.) Так обыкновенно называемые Эпикуры, которые хотя и признают быть Бога, однако отвергают его промысл, и думают, что все в свете бывает не определением и премудрым управлением Божиим, но или слепым некиим случаем, или по неизбежимой некоторой необходимости, что называют роком. Есть еще люди, которые хотя словами признают промысл, но делами его отмещут, то есть, так живут, что акиб ни мало не надеялись быть по смерти мздовоздаянию праведным, а наказанию злым.

Волшебники.

4.) Волшебники или колдуны, которые шептанием некоих слов обещают счастие или отвратить болезнь, или неизвестно какие чинят заговоры, или диавольским некиим действием других повреждают, или по чертам рук нечто предсказывают, или некоторыя привески и писанныя бумашки к отвращению какого нибудь зла на шеи привешивают, и прочия бесовския употребляют вымыслы к прельщению простаго народа. Но не меньше согрешают и те, которые к ним прибегают, и некоторой от них ожидают помощи. Ибо все сие противно Божию промыслу, и Бога как бы изключает из правительства мира сего.

Суеверы.

5.) Суеверы, которые по некоторым вещам или лицам делают бездельныя примечания, или некую и силу им приписывают. Таковы суть те, кои сны толкуют, и им верят, разбирают встречи, и дни примечают, который к начинанию счастлив, и который несчастлив. Но несноснее те суеверы, которые в некоторых наружностях спасение поставляют, а именно, которые долго, но с лицемерием молятся, чтоб их другие за святых почитали; или хотя молятся и без лицемерия, но одним токмо проворством языка, а не духом, однако думают, что они тем Бога одолжили и за каких Евангелие почло Фарисеев. Так же и те, кои в ношении некотораго платья или стрижении волос находят не знаю какую святость, или разбор чинят между новыми и старыми книгами. Не меньше же и тех суеверство есть погибельное, которые гордо на свои дела надеются. Ибо неотменно должно делать благия дела: но при них спасения надежду полагать на милосердие Спасителя. Противно же сей заповеди суеверие потому, что чрез оное человек надеждою отлагается от Бога и от истинны его.

Еретики.

6.) Еретики и раскольники, которые к истинне Божией свои вредныя примешивают мнения: а тем самим и Величество Божие оскорбляют, и других от истиннаго пути отводят.

Отметающии с. писание.

7.) Отметающии священное писание; или которые оное и приемлют, но излишно в нем любопытствуют, то есть, и самых тайных судеб Божиих хотят узнать сокровенныя причины и способы: или которые о некиих членах веры сомнятся, или некоторым благочестивым церковным обрядам смеются, и худо толкуют. Ибо такие некоторым образом уничтожают Величество Божие.

Надеющиися на богатство, силу, разум.

8.) Грешат же против сей заповеди и те, которые чрезмерно уповают на богатство, или полагаются на свою или чужую человеческую силу, или надеются на свой разум и выдумки, и ни мало не помышляя о Божием всемогущем промысле, но единственно ласкаяся тех помощию, всякую себе обещают безопасность и счастие. И для того Божий Пророк пишет, Иерем. гл. 17. ст. 5. Проклят человек, иже надеется на человека, и утвердит плоть мышцы своея на нем, и от Господа отступит сердце его. Кратко заключить: против заповеди сей всяк тот согрешает, кто или явно развращенныя и противныя о Божестве питает мысли, или что нибудь содержит, которое не может соглашено быть с честию Величества Божия; или к некоторой твари так себя привязывает, что единственное в ней находит свое услаждение и упование.

Сему не противно призывание святых.

Мы не преступаем заповедь сию, когда призываем святых умерших. Ибо сие призывание святых по разуму благочестивыя нашея церкве есть весьма различно от призывания Бога. Призываем Бога и спасителя нашего Иисуса Христа, яко Верьховнаго Господа, и Всемогущаго всех вещей Содержителя, а святых, яко служителей его, но которыя с ним в блаженной обитают вечности. Призывание Божие состоит в нижайшем духа покорении Величеству Божию и во утверждении всея на него надежды, а призывание святых состоит в соединении наших молитв с молитвами их. Во утверждение сего довольно то, что святые еще будучи в жизни сей за других молились, и сами от других молитв о себе требовали, как-то ясно о том упоминается Рим. гл. 15. ст. 30. 2. Корин. гл. 1. ст. 10. Филип. гл. 1. ст. 4. Деян. гл. 12. ст. 5. То кольми паче приближившись или и соединившись с Богом и непрестанным его наслаждаяся зрением, не возможно, чтоб они самых усердных о спасении всех верующих не имели желаний, открытых Божеству: а когда так, то какая имеет быть противность, молитвы наши, или, что тоже есть, о спасении нашем желание соединить с молитвенным желанием святых, например, с желанием блаженнаго Павла? в чем состоит призывание святых. Сим призыванием не отвергается всесильное ходатайство Иисуса Христа: ибо ходатайство его как молитв наших, так и святых предстательства есть всегдашним и нужнейшим основанием. Однако не должно так худо думать, чтоб сие воздаваемое от нас святым почтение могло нас упользовать, ежели мы в неисправлении и в нераскаянии живем: ибо нет больше угодникам чести сея, как подражать житию их, и так же на единаго Бога надеяться, как они на единаго Бога надеялись.

Почему неизвинительно и зело против сего согрешают, которые угодников Божиих Божескою или почти Божескою честию почитают, на них почти столькож, как и на самаго Бога надеются, моления им больше и чаще приносят, нежели самому Богу, память их и празднования с большим благоговением чествуют, нежели праздники Господни; иконы их в большем почтении содержат, нежели самаго Спасителя нашего. Ибо святые угодники Божии сколь сами по себе ни велики, но Божии суть раби и его рук создание, следовательно по сему между ими и Богом есть безконечное различие. Крепко убо блюсти надобно, дабы не был кто сим заражен заблуждением.

Предосторожности против заблуждений.

Для избежания всех вышепомянутых закона преступлений два суть полезныя средства. 1.) Отвергнуть всякия предприятыя мнения, которыя или от дурной привычки, или от обращения с безпутными людьми, или от чтения вредных книг, или от свободности, по которой мы смело о всем разсуждать дерзаем, в нашу голову входят: отвергнуть все сие, и держаться здраваго и чистаго разума при помощи разумных людей и чтения полезных книг. 2. Покорить себя истинне откровения, то есть, принять за правило всех своих разсуждений Божие слово, и во всем его предводительству последовать. Сие средство есть самое надежное: так как напротив не льзя не заблудить, кто или оное отметает, или во испытании его любопытным своим мыслям много воли дает. Ибо, по учению с. Петра, 2. Посл. гл. 1. ст. 19. Добре творим, когда слову Божию внимаем, яко светильнику сияющу в темнем месте.



Оглавление

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.